Реализация программ развития производительных сил




О результатах деятельности Правительства Нижегородской области за 6 лет

Реализация Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года

Начиная с 2006 года, деятельность Правительства области строится на основе Стратегии развития региона до 2020 года.

Нижегородская область относится к числу немногих субъектов РФ, где долгосрочная Стратегия развития была разработана до появления аналогичного документа на уровне Российской Федерации (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, 2008 год).

Для достижения главной стратегической цели Правительства области – высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни – в экономике был взят курс на диверсификацию ее структуры в пользу высокотехнологичных секторов, проведение модернизации на основе развития научно-технического и инновационного потенциала региона, улучшения инвестиционного климата; в социальной сфере – на развитие человеческого капитала через создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области; в сфере управления – на повышение эффективности исполнительной власти.

Концентрация усилий на приоритетных направлениях позволила добиться в первые годы реализации Стратегии динамичного развития региона с опережающими среднероссийский уровень темпами роста по основным макроэкономическим показателям (ВРП, инвестиции в основной капитал, потребительский рынок, жилищное строительство, доходы населения и т.д.).

Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов внес существенные коррективы в динамику развития области: он вызвал замедление экономического роста в 2008 году и более чем 10%-ный спад в 2009 году.

Вместе с тем, даже в кризисной ситуации ставка была сделана на сохранении стратегических приоритетов государственной поддержки: были выполнены все обязательства перед инвесторами по приоритетным инвестиционным и инновационным проектам; ни один из видов поддержки, введенных с 2006 года и направленных на достижение стратегических целей, не был свернут в связи с кризисом; в отношении малого бизнеса поддержка была расширена.

Благодаря этому, а также в результате реализации целого комплекса специальных антикризисных мер, направленных на повышение доступности кредитных ресурсов, на поддержку спроса, прежде всего на продукцию нижегородского автопрома, на сдерживание роста безработицы удалось достаточно быстро преодолеть негативные тенденции в развитии региональной экономики: во второй половине 2009 года начался восстановительный рост, который уверенно продолжился и в 2010 году.

Уже в начале 2010 года Правительство Нижегородской области разработало трехлетний План по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики, мероприятия которого направлены и на поддержку восстановительного роста, и на дальнейшее развитие.

В посткризисном периоде реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации в экономике, привела к: улучшению ситуации на рынке труда (уровень официально зарегистрированной безработицы сократился почти в 2 раза - с 1,98% в 2009 году до 1,03% на 01.07.2011); расширению кредитования предприятий (на 01.07.2011 объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличился на 35% по сравнению с 01.07.2009); увеличению численности занятых в малом бизнесе (почти на 5%). Поддержка внутреннего спроса в автомобилестроении привела к росту индекса физического объема в данной отрасли в 2010 году - на 55,3%, за 1 полугодие 2011 года – на 30,6%.

Кроме того, в 2010 году и 1 полугодии 2011 года реализовывались меры, обеспечивающие дальнейшее развитие региона - поддержка технологического перевооружения предприятий, активизация инновационной и инвестиционной деятельности, стимулирование роста энергоэффективности производств, снятие инфраструктурных ограничений, решение проблем социальной сферы, повышение качества регионального управления.

Статистические данные за 2010 год свидетельствуют о том, что фактические значения по основным показателям, являющимся индикаторами реализации Стратегии развития области, практически достигли установленного уровня.

За последние 5 лет (2010 к 2005 г.):

- производительность общественного труда (отношение ВРП к численности занятых в экономике) выросла в 2,1 раза;

- реальные денежные доходы населения увеличились в 1,5 раза;

- средняя продолжительность жизни населения выросла с 63 лет до 67 лет;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 17,5% до 12,7%.

Реализация программ развития производительных сил

С 2007 года органы местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти области работают по программам развития производительных сил муниципальных районов и городских округов, разработанных и утвержденных в 2007 году как территориальный разрез Стратегии развития области. Программы развивают областные стратегические приоритеты на муниципальном уровне с учетом имеющегося экономического потенциала.

Итоги реализации Программ за 2007-2010 годы показывают, что они внесли существенный вклад в развитие как территорий, так и области в целом.

Реализация Программ позволила ввести в действие 284 объекта промышленности, 238 объектов в сельском хозяйстве.

Реализованы мероприятия по строительству логистических центров в г. Дзержинск, индустриально-логистического комплекса в Володарском районе, складских помещений в г. Саров.

Открыты более 280 объектов торговли и предоставления платных услуг, введено 40 объектов общественного питания. Введено 8 объектов туризма, в т.ч. 5 баз отдыха в Вознесенском, Воротынском и Лысковском районах.

В целом за 2007-2010 годы на реализацию мероприятий Программ направлено более 190 млрд. руб. За счет реализации Программ получено около 187 млрд. руб. объема отгруженной продукции, порядка 15 млрд. руб. налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

За 4 года реализации Программ в городах и районах области было создано более 26 тысяч новых рабочих мест.

Реализация планов развития моногородов

Кризисные явления в экономике области обострили проблемы городов, в которых 1-2 ключевых предприятия определяют состояние экономики этих территорий. Таких городов в области 13. Это Балахна, Володарск, Ворсма, Выкса, Заволжье, Княгинино, Кстово, Кулебаки, Павлово, Первомайск, Саров, Сергач и Шахунья.

По всем моногородам в 2010 году разработаны комплексные планы модернизации на 2010-2020 годы, которые одобрены Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции России и межведомственной рабочей группой при Минрегионе России.

За 2010 год и 1 полугодие 2011 года мероприятия Планов профинансированы в сумме 54,1 млрд. руб., в т.ч. из бюджетов всех уровней – 2,5 млрд. руб., за счет внебюджетных источников – 51,6 млрд. руб.Около 95% всего финансирования направлено на проекты, обеспечивающие модернизацию и диверсификацию экономики моногородов, в том числе с участием иностранного капитала, что позволяет создавать высокоэффективные производства по мировым стандартам с высокооплачиваемыми рабочими местами.

Например, в г. Павлово создается кластер по производству мяса птицы на базе ООО "Птицефабрика Павловская", а также планируется построить завод по производству гипсокартона с привлечением французского капитала (общий объем инвестиций проекта – около 3,5 млрд. руб., планируется создать порядка 200 рабочих мест).

В Заволжье компанией «ШОТТ АГ» (Германия) будутпроизводиться стеклянные фармацевтические упаковки (ампулы и флаконы) (объем инвестиций 600 млн. руб., планируется создать 100 рабочих мест, производство открыто 24 мая 2011 года).

В моногороде Кстово (нефтепереработка) бельгийским холдингом Солвей строится комплекс по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год (общий объем инвестиций по проекту – около 50 млрд. руб., планируется создать 475 рабочих мест).

В результате реализации комплексных планов модернизации моногородов за 1,5 года было создано:

- 11,1 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. 4,9 тыс. – постоянных;

- 1017 субъектов малого предпринимательства: наибольший рост количества субъектов отмечался в г. Павлово (создано 565 субъектов, в т.ч. 233 – в 1 полугодии 2011 года).

Это позволило:

- снизить уровень регистрируемой безработицы во всех моногородах (от 0,1 п.п. в г. Саров до 4,5 п.п. в г. Заволжье);

- снизить долю градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства города (по сравнению с 2009 годом) - в моногородах Балахна, Ворсма, Выкса, Заволжье, Кстово, Павлово и Шахунья; наибольшее снижение зафиксировано в г. Ворсма (на 26,9 п.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: