Изо 6 класс. Урок № 26 Тема: ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ




Изо 6 класс. Урок № 26 Тема: ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ

Цели урока: Познакомить детей с искусством оформления книги и сформировать представления об основных ее элементах. Задачи урока: Формировать навыки работы с художественными материалами.

Воспитывать любовь и интерес к искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

Изучение нового материала

 

Чтоб умным человеком стать –

Учись писать, учись читать

И помни: каждый ученик

Не может жить без добрых книг.

С. Михалков

 

Книга - это синтез художественного слова и изобразительного искусства.

- Как вы думаете, что сначала появилось письменность или рисунок?

Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь

Ее история своими корнями уходит в далекое прошлое.

В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира.

На смену папирусу пришел новый писчий материал – пергамент, шкура животного выделанная специальным образом. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы, а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминал современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу. На сегодняшний день известно около 1000 берестяных грамот, которые были обнаружены в Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери.

Во 2 в.н.э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В России бумага появилась в XIV веке. Ее доставляли из Италии, а столетие спустя из Франции. Писали на ней гусиными перьями со срезанным концом под определенным углом. Писать гусиным пером без навыка непросто. Хитрость состояла в том, чтобы не слишком нажимать на стержень.

Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди, и квас, и мед. Когда чернила высыхали, то становились темно - коричневого цвета.

Доклад ученика:

Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок.

Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350 тысяч долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобрел первый печатный станок, и тем самым открыл новую эру в книжном деле. Меньше, чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

Основателем книгопечатания в России стал Иван Федоров.

В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец.

1 марта 1564 года он напечатал книгу «Деяния святых апостолов». Этот день вошел в историю как дата рождения первой русской печатной книги.

Книга Ивана Федорова - настоящий шедевр книжного искусства.

Облик книги.

Далеко ушла от своих древних предков книга. Она стала легче, радует глаз ровными строчками, многоцветьем переплетов. И все-таки, при всех своих отличиях, наша сегодняшняя книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками.

Переплет

С появлением кодекса возникает переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями.

С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям - предохраняет книгу. Его назначение — продлить жизнь книги.

Сегодня книги выпускают не только в переплетах. Брошюры, журналы, книги в одну тетрадку часто выходят в обложках. Обложки делают из более плотной, прочной бумаги. Обложка выполняет те же художественные функции, что и переплет.

На переплете и обложке печатаются фамилия автора и название книги.

Форзац

Форзац – это лист бумаги, скрепляющий переплет с книжным блоком.Это графическое предисловие к книге, вступление, где художник создает нужное настроение, готовит к встрече с героями. Форзац может быть белым или печатным. Бывают книги и с двумя разными форзацами - в начале и в конце.

 

 

Титульный лист

Первая страница книги называется титульным листом или титулом. На титуле помещаются основные сведения: название книги, фамилия автора, наименование издательства, место и год издания.

Фронтиспис

Фронтиспис — это лист, на котором помещен портрет автора или рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги, собирательный образ произведения. В старой книге фронтиспис был часто единственной иллюстрацией.

Первая страница начинается со спуска, отступа. Этим по традиции оставляется место для художника, где он рисует заставку, украшение или иллюстрацию, начинающую книгу.

Буквица

В современных книгах, как в старину, иногда первая строка в начале главы украшается буквицей. Буквица, или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу.

Последняя полоса в книге, главе или разделе может завершаться орнаментально-декоративной или сюжетной концовкой.

В самом конце книги обязательно публикуются выходные сведения, в которых дается необходимая информация о самом издании и о работниках издательства, готовивших его к печати.

Иллюстрация

Все рассмотренные элементы книги относятся к ее оформлению. Но есть еще и иллюстрации, они появились и сопровождают книгу с самых давних времен. Иллюстрации делают книгу наряднее, красивее, ее приятно держать в руках, рассматривать, иллюстрации помогают при чтении.

Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по сюжету. Художник как бы помогает автору, делает зримыми его образы, идеи. Работая над иллюстрацией, художник решает самые разнообразные профессиональные проблемы: композиции, орнаментации, декоративности, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе.

По месту, занимаемому в книге, иллюстрации делятся на разворотные (они помещаются на двух страницах), страничные (на одной странице), полуполосные и мелкие. Иллюстрации, окруженные с двух и более сторон текстом, называются оборочными.

3. Практическая работа

Создать оформление любимого произведения. При оформлении книги надо помнить, что выбор художественных средств определяется содержанием. Вся книга, начиная с переплета и кончая последней заставкой, должна быть выдержана в одном стиле.

Итог урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: