Предмет и задачи психологии труда.
Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.
Задачи психологии труда:
1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
2) улучшение условий жизни работников;
3) улучшение условий рабочей деятельности;
4) минимизация аварийных ситуаций;
5) выработка наиболее приемлемого метода управления;
6) планирование тактики и стратегии управления;
7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;
8) психологическая помощь работникам предприятия;
9) превентивная психологическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни;
10) разработка основных критериев приема на работу;
11) разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
12) рациональная перестройка и обновление профессий.
Субъект труда, орудия и предмет труда.
Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс.
Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.
Предметы труда - вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления.
Орудие (средства) труда - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ.
|
Вещественные средства, орудия труда:
1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).
- Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).
- Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр,)
- Приборы, машины, обрабатывающие информацию (вычислительные машины).
2. Средства воздействия на предметную ситуацию.
- Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, мегафон, сирена, специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).
- Применяемые в природных, технических системах
(Ручные (молоток), механизированные (электродрель), машины с ручным управлением (подъемный кран,), автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок).
Внешние функциональные средства труда
3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (в работе руководителя, педагога, диктора – интонации речи, позы, жесты, выражение лица).
4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).
Внутренние функциональные средства труда
5. Невербальные (наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).
6. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди»).
Общественно-исторические условия возникновения зарубежной и отечественной психотехники
Экономические условия
|
1 Быстрые темпы индустриализации
2 Стремление к максимальному уровню производительности труда
3 Совместное государственное и частное финансирование научных разработок
Социально-политические условия
1 20-е гг. - период демократических перемен в германском обществе (Веймарская республика) 20-е гг. - период НЭПа (время относительной демократии)
2 Потребность в средствах эффективного психологического воздействия государства на граждан
3 Достижение наивысшей боеготовности армии Совершенствование боеспособности Красной Армии
4 Движение женщин за равноправие и освоение женщинами новых профессий Эмансипация женского населения и освоение женщинами новых профессий
5 Прагматическое отношение к науке
6 Тесная связь университетов с практикой Сотрудничество высших учебных заведений с практическими учреждениями
7 Связь научных учреждений с промышленностью Сотрудничество высших учебных заведений с промышленными предприятиями
8 Новый тип научного учреждения (научно-исследовательский институт) Естественнонаучные предпосылки
1 Запас накопившихся в биологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах общественной жизни: теория эволюции Ч.Дарвина, работы И.М.Сеченова и т.д. Совокупность наработанных на тот момент в биологии и физиологии экспериментальных данных и научных теорий, находивших приложение в практической жизни: теория Ч.Дарвина, работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева.
2 В медицине разрабатываются понятия «профессиональные болезни» и душевные расстройства, вызываемые неправильным выбором профессии (П.Жане) Изучаются причины профессиональных заболеваний, разрабатываются гигиенические классификации профессий (С.М.Богословский, Ф.Ф.Эрисман).
3 Система интенсификации процессов труда и рациональной организации производства Ф.Тейлора Система интенсификации процессов труда и рациональной организации производства Ф.Тейлора, книга А.А.Богданова (1913) «Тектология. Всеобщая организационная наука».