Отличительные особенности лирики Некрасова




Любовная лирика Некрасова

 

Женские образы в поэзии Некрасова

Любовь… Это чувство преображает жизнь, наполняя ее высоким смыслом, делает человека сильным, окрыляет его. Оно способно опустошить душу, возвысить ее. Поэтому, наверное, тема любви занимает такое большое место в творчестве поэтов и писателей. У Пушкина это чувство возвышенное, проникновенное, у Лермонтова - трагическое. Особые оттенки приобретает и любовная лирика Некрасова. Стихи поэта о любви называют лирическим дневником, так как в них поэт излагает свои самые сокровенные мысли и переживания. Каждое движение души запечатлевается в его стихотворных строках.

Прежде всего, поэзия любви Н.А. Некрасова была несколько необычной для современников, так как была проникнута совершенно особым, полным благоговения и восхищения отношением к женщине.

Женские образы в любовной поэзии Некрасова - сильные, решительные, более цельные и уравновешенные по сравнению с их сомневающимися и страдающими от собственной слабости поклонниками. А также главная героиня - удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать и понимать ревнивого возлюбленного. Она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум.

Отличительные особенности лирики Некрасова

Хочется также отметить, что любовную лирику Н.А. Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в поэзии, с её непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Тем более что она возникла на благодатной почве страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства.

Динамику своего чувства Н.А. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из которых - любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.

Мы видим самые разные этапы любовного чувства, объединённые подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении «Давно отвергнутый тобой…». В начале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательность. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.

Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с тем, что было. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на который возвела его любовь. Последние строки звучат как завещание:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, -

Благослови и не забудь!

«Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило», согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.

Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Николай Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» мы видим свободное любовное чувство между мужчиной и женщиной, не освященное церковью. Поэт не осуждает влюбленных, он даже приветствует их смелость. Но современное общество не терпит свободы в любых её проявлениях, поэтому любящие должны расстаться. Лирический герой сочувствует женской доле:

некрасов лирика любовный женский

Кто ж защитит тебя?

Все без изъятия

Именем страшным тебя назовут.

Также в любовной лирике Некрасова неизбежна трагическая развязка в любви. В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» герой, еще страстно любящий женщину, уже предчувствует конец их отношений:

Не торопи развязки неизбежной,

И без того она недалека.

Поэт не идеализирует любовные отношения, часто любовь в его стихотворениях соседствует со взаимным непониманием, раздражением, ссорами. В любовной лирике Некрасова непременно присутствует проза жизни. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

Для Некрасова любовь - страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

В целом же всю любовную лирику Некрасова условно можно поделить на несколько циклов, которые отличаются своеобразием и соотносятся с различными периодами его творчества.

Стихи 1830-х годов проникнуты духом романтизма и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она непременно повстречает другую, родственную ей, душу. А вот лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно…» написана уже в совершенно иной, реалистической, манере.

Женщины Н.А. Некрасова

Так кто же эти женщины, к которым Некрасов испытывал столь противоречивые чувства?

Первой влюбленностью Некрасова, по свидетельству его биографов, была гувернантка: бойкая, милая и лукавая девушка, с которой Некрасов, в то время нищенствовавший, то и дело то сходился, то расходился вновь. Эта любовь была земной и даже в каком-то смысле низменной. Но, тем не менее, любовная лирика Некрасова началась именно с нее.

В возрасте около сорока лет, Некрасов полюбил девушку вдвое младше его. Это была резкая и сумасшедшая любовь, а любовная лирика Некрасова этого периода исполнена горечи и муки.

Селина Лефрен

Были у Некрасова и отношения с француженкой по происхождению - Селиной Лефрен. Она служила артисткой Михайловского театра и была содержанкой Некрасова около трех лет. Селина словно родилась для того, чтобы сделаться содержанкой богатого барина. Корректна, элегантна, покладиста и в меру безразлична. Она была очень удобной женщиной, так как не требовала ничего, кроме денег, которые у Некрасова к тому времени стали водиться. Его талант редактора и организатора литературных сил теперь вовсю развернулся в журнале «Современник».

В письме к своей сестре Некрасов так описывает ее характер: «Лисенок, которого мы поймали в Карабихе, с каждым днем становится все больше похож на Селину. Также ласков, долговяз и не без хитрости». Нанятая «жена» Селина отлично понимала свою роль. В благодарность за это Николай Алексеевич охотно позволял ей набивать сундуки бархатами, серебром и кружевами. Он знал, что эта любовь «покупная», «ненастоящая», но потребность в чувствах была слишком велика. Любовная лирика Некрасова того времени снова исполнена страдания, мучительных раздумий и сомнений.

Вскоре француженку сменяет Прасковья Мейшен, вдовая женщина, не любившая его, но также изрядно попользовавшаяся деньгами поэта. В стихотворениях об этой женщине мы ничего не прочитаем, так же, как и о Селине Лефрен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: