Оценка результатов тестирования.




Т. Шубина

Методические рекомендации и

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Для самостоятельной работы

По учебному курсу

«СОЦИОЛОГИЯ»

Методическое пособие

 

Архангельск 2004

 

Автор составитель тестов Т.Ф. Шубина

 

Тесты соответствуют программе учебного курса “Социология” Тесты состоят из трех частей: “История социологии”, “Теория, методология и концептуализация в социологических исследованиях”, “Общая социология”.

Тест – письменное задание с эталоном ответа, который выбирается из числа предложенных вариантов, испытуемым. Тесты можно использовать как для текущего контроля знаний студентов, так и для итогового (зачет или экзамен). Тестовый контроль позволяет оценить совокупность знаний и умений студента, которые он приобрел в процессе обучения.

Электронная версия тестов может быть использована для студентов, обучающихся по дистантной форме. Поскольку позволит обратить внимание студентов на наиболее важный материал данной темы. Создаст мотивацию к обучению, проверит готовность студентов к итоговому контролю знаний.

Воспроизведение любой части тестов без письменного согласия автора запрещается.

 

Оценка результатов тестирования.

Определяется удельный вес (в %) правильно решенных тестов по отношению ко всем тестам, которые решил экзаменуемый. В том случае, если в ответе содержится несколько правильных ответов, неверным считается ответ студента на вопрос, если он не указывает всех ответов.

95 % и более правильных ответов – “хорошо”.

80 – 94% правильных ответов – “удовлетворительно” или зачтено.

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе и о развитии и функционировании его элементов - социальных институтов - окончательно сформировалась к середине XIX века.

Основоположником социологии является О. Конт. Социология (или первоначально "социальная физика") по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам.

Позитивная теория общественного прогресса и развития общества, а так же взаимоотношения элементов сохраняющиеся при всех исторических условиях составили социологическую науку.

Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Все общественные институты он рассматривает прежде всего с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального "согласия", кооперации.

С конца ХIХ века получила развитие органическая школа в социологии. В отличие от предшественников, они рассматривали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Г. Спенсер большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви). Он ввел в научный оборот термин “социальный институт”. Всякий социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология.

В западной социологии XIX - начала XX века существовало направление натурализма, пытавшееся объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора.

В конце XIX века усиливаетсяпсихологическая тенденция в социологии, представляющая собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания, влиянием инстинктов, иррациональным массовым сознанием толпы.

Ф. Тённис считал, что фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли:воля сущности и ослабление социальной воли. Все формы социальной жизни Теннис делит на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения.

Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу, корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов

Крупнейшим социологом XIX века являетсяКарл Маркс, который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой.

Э. Дюркгейм считал, что социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации. Общество имеет физическое и моральное превосходства над индивидами. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Оно создает общественную связь в современном обществе. Предмет социологии составляет рассмотрение социальных фактов, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие.

Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем. Методом изучения этого субъективного смысла должно быть "понимание" - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности.

Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.

Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.

Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований. Социология отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.

Методологией науки первоначально выступал позитивизм, который существовал в виде следующих подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.); географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков и др.; социопсихизм: Е. де Роберти; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология: В. Ключевский). Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. На смену позитивизму пришло неокантианство, стремящееся к "пониманию" субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Его представители: Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. В последующие годы сформировалось направление, опирающееся на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию. К нему, в частности, принадлежал такой крупный социолог, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологические концепций: социальной стратификации, мобильности, культурной типологии истории социологии и т.д.

После знакомства с историей возникновения и развития социологии, изучения её основных этапов развития, выявления специфических особенностей школ и направлений в западной и российской социологии не лишним представляется проверить полученные знания.

Литература к теме.

Арон Р. Этапыразвития социологической мысли. М., 1992.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История Русской социологии ХIХ – ХХвв. М., 1995.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

История теоретической социологии в 5 томах. М., 1995.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: