Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных вводных навыков. Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний и навыков и рассматривается, как один из основных показателей готовности к школе.
Одной из задач подготовительного периода обучения в первом классе является формирование у ребенка некоторых знаний и навыков, необходимых для усвоения программного материала, элементарных грамматических и математических представлений, навыка слого-звукового анализа с опорой на схему слова, умения работать с книгой, тетрадью, доской и т.д. Однако времени, отведенного программой для этого, явно недостаточно. Как показывает практика, дети с несформированными пространственными представлениями, не умеющие вычленять звуки из слова, не владеющие счетом в пределах десяти и элементарными навыками учебной работы, с первых же дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют дополнительной индивидуальной работы с ними. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны еще в дошкольный период. В то же время, и это хорошо известно, в первом полугодии в школе практически у всех первоклассников возникают те или иные трудности. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний и представлений. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, в привычных для них видах деятельности.
|
Достаточно большую группу современных первоклассников составляют дети, не посещавшие дошкольные учреждения. Формирование системы элементарных знаний и представлений, необходимых для начала школьного обучения, - особая задача в подготовке таких детей к школе, которая главным образом ложится на плечи родителей.
Для исследования я взяла группу из 5 человек нынешних первоклассников:
1. О. Сабина (неполная семья, д/с посещала),
2. О. Ваня (неполная семья, д/с посещал),
3. С. Ваня (малообеспеченная неполная семья, д/с посещал, воспитывается опекуном),
4. С. Лиза (полная семья, д/с посещала)
5. В. Полина (полная семья, д/с не посещала)
6. Г. Максим (полная семья, д/с посещал)
В прошлом учебном году почти все они, кроме Полины, ходили в дошкольную подготовительную группу МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского МР Ярославской области.
В прошлом учебном году я исследовала:
o Некоторые вводные навыки (ВН),
o Графический навык (ГН),
o Уровень обобщений (УО) (предпосылки логического мышления),
o Зрительный анализ геометрических фигур (ЗА) (образное мышление)
Методика исследования
ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК (ГН)
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших - два маленьких - два больших - два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.
|
Оценка результатов теста (проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются)
Характер линий | ровная, прямая, нажим ровный | ||
неровная, дрожащая, двойная, искривленная | |||
Размер элементов | соответствует эталону | ||
не соответствует эталону | |||
Форма элементов | соответствует эталону | ||
не соответствует эталону | |||
Наклон | соответствует эталону | ||
не соответствует эталону | |||
Отклонение от строчки | незначительное (не более 30) | ||
значительное | |||
Последовательность элементов | правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов | ||
неверно воспроизведена последовательность элементов | |||
Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4-3 балла - у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2-0 баллов - графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1. низкий темп письма;
2. быстрая утомляемость при письме;
3. неровная, «дрожащая» линия;
4. «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
|
5. слишком сильный нажим;
6. трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7. несоблюдение размера графических элементов;
8. несоблюдение наклона письма;
9. большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10. нежелание выполнять письменные упражнения
Рисование линий (фигурные дорожки)
Проведи линию посередине дорожки, не съезжая с неё и не отрывая карандаш от бумаги
УРОВЕНЬ ОБОБЩЕНИЙ (УО) (ПРЕДПОСЫЛКИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)
Что не подходит?
Это упражнение выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами.
1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?»
Используются, например, карточки: стул, стол, чашка, кровать; кот, собака, ласточка, мышь и т.д.
2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему. Например: круг, овал, квадрат, круг; квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и т.д.
Назови одним словом
Игра проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их одним словом. Например: 1) лиса, заяц, медведь, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло; 3) сосна, ель, ива, клен и т.п
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (ЗА) (ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ)
Тест на развитие зрительного анализа
Ребенку предлагают нарисовать 4 фигуры на листочке из тетради в клеточку
Фигуры вычерчивают предварительно на карточках, которые показывают ребенку по одной: «Посмотри, здесь нарисована фигурка. На своем листочке нарисуй такую же по клеточкам. Нарисовать нужно такую же фигуру». Никаких других пояснений давать не надо.
Качество выполнения задания | Баллы |
Фигура полностью соответствует эталону | |
Фигура по форме соответствует эталону | |
или похожа на него, но размеры и/или | |
пропорции изменены (обычно дети рисуют | |
фигуру большего размера), фигура может | |
быть нарисована не по клеточкам | |
Рисунок не соответствует эталону |
Результат 8-7 баллов говорит о том, что у ребенка хорошо развито образно-схематическое мышление и, в частности, зрительный анализ геометрических фигур; такие дети обычно легко и с удовольствием выполняют упражнения: «Рисование по точкам», «Рисование по клеточкам» и другие, требующие зрительного анализа графических изображений.
Результат 6-3 балла обычно показывают дети, не умеющие выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Они воспринимают фигуру целостно, «схватывают» и запоминают ее целиком, не анализируя ее свойства. Для этих детей необходимы упражнения на сопоставление и нахождение различий в разнообразных графических изображениях, конструирование по шаблонам (контурным изображениям заданной конструкции) и другие игры и занятия, предполагающие развитие зрительного анализа.
Результат 2-0 баллов говорит, что зрительный анализ у ребенка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения таким образом, чтобы обеспечить развитие этого учебно-важного качества.
Оценка результатов:
Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются. Максимальное количество баллов - 8, минимальное - 0.
Выводы
В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК, но активно развиваются и сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы: нередки случаи, когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо, и дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорили, в этот период претерпевает значительные изменения. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.
Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой - как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.
Рассматривая готовность к школе в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе школьной готовности.
Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимися учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д.Б. Эльконин).
Говоря о «предметной готовности» к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение учащимися грамоты - первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты - это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы. По данным исследователей, до 80% трудностей в этот период учащиеся испытывают именно при обучении чтению и особенно письму. Трудности в усвоении математики в начале школьного обучения, как правило, возникают у учащихся с низким уровнем стартовой готовности к школе, т.е. эти трудности обусловлены не спецификой учебного материала на уроках математики, а недостаточной сформированностью готовности к учебной деятельности. Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.
В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности выделяем пять блоков учебно-важных качеств:
I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.
П. Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества
V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Формирование психологической готовности ребенка к школе представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности (системогенез деятельности). Уже в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности закладываются основные компоненты психологической структуры учебной деятельности, которые развиваются неравномерно и гетерохронно. На ранних этапах системогенеза учебной деятельности ее успешность во многом определяется уровнем развития отдельных индивидуальных качеств ребенка. Их взаимосвязи обусловлены в большей степени функциональной целостностью детской психики, чем учебными задачами, которые еще не осознаются ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы, еще не настроена на достижение учебных целей.
К концу дошкольного возраста под руководством взрослого в структуре детской деятельности происходят существенные изменения: образуются функциональные связи между отдельными ее компонентами, обеспечивающие принятие ребенком учебной задачи; появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать свои действия и оценивать их результат (на элементарном уровне). В то же время возможности ребенка целенаправленно усваивать знания еще ограничены: управление учебной деятельностью имеет внешний характер и осуществляется взрослым, знания неполны и имеют конкретный характер, не сформированы связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия.
Дошкольное обучение носит необязательный характер, социальные и биологические условия развития детей существенно различаются, поэтому уровень сформированности психологической структуры учебной деятельности, определяющий стартовую готовность детей к школе, у будущих первоклассников также очень разный.
В процессе школьного обучения создаются условия для развития учебно-важных качеств и установления взаимосвязей между ними в соответствии с целями обучения и содержанием усваиваемого материала, формируется новый уровень психической организации деятельности (вторичная готовность к учению), обеспечивающий усвоение более сложного учебного материала. Успешность усвоения определяется теперь не уровнем развития отдельных качеств, а характером их взаимосвязей. Психологическая структура школьной готовности приобретает системный характер.
При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.
Список используемой литературы
1. БожовичЛ.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению - М., 1995
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995.-С. 132-142.
3. Ветер Л.А., Ветер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе -М., 1994.
4. Ветер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
5. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 1988.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
8. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.
9. Мухина В.С. Детская психология. /Под ред. Л.А.Венгера. -М., 1986.
10. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988.
11. Практическая психология образования под ред. И.В. Дубровиной. – «ТЦ Сфера», 1997
12. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. -М., 1983.
13. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
14. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.-Т. 1.
15. Ульепкова У Формирование общей способности к учению у шестилетних детей// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. -С. 53-57.
16. Урунтаева Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 1996
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.