Музыкальная периодика дореволюционной России




Собственно, к истории.

Понятно, что начиналось всё с печатной прессы. По сути, связанная с музыкой тематика затрагивалась в трёх типах изданий:

- специализированные издания, посвященные только музыке – как конкретным направлениям, так и теме в целом;

- культурные издания, которые помимо музыки освещают другие виды искусства и культуры: кино, театр, технологии, моду и т.д.;

- общественно-политические издания широкого профиля, в которых есть разделы «культура», «музыка».

Об академической музыке писали и в 19 веке, и чаще всего писали очень академично – для узкого круга любителей и профессионалов. Эта картина не слишком изменилась в ХХ веке. Критик как правило были весьма консервативны, а разные новации чаще всего встречали в штыки – например, когда Густав Малер применил молотки и другие нестандартные инструменты в своих произведениях – в газетах появились карикатуры, в которых ему советовали попробовать автомобильный клаксон.

Первые музыкальные издания о популярной музыке появились ещё в конце 19 века. Американский журнал Billboard был основан в 1894 году и изначально имел характер рекламной доски объявлений и анонсов, разбавленных развлекательными материалами о театрах, цирках, кинематографе и музыкальных шоу. Со временем издание стало всё больше внимания уделять музыке – бродвейским постановкам мюзиклов, граммофонным записям, гастролям артистов, писать о звёздах шоу-бизнеса, технологических новинках, продажах музыки и т.д. Что характерно, одним из толчков к этому стала конкуренция со светским журналом Variety, также писавшем о театре, кино, музыке и прочих развлечениях. Ещё в марте 1917-го «Вэрайти» писал о джазе: «Эта свингующая музыка – именно то, что нужно танцорам». В итоге в «Биллборде» решили перестать пытаться обогнать «Вэрайти» по всем направлениям и сосредоточились на одном.

Именно в Billboard появились первые большие чарты продаж музыкальных записей: самый первый музыкальный хит-парад Billboard появился 4 января 1936 года. С 1955-го года появилась знаменитая сотня – Billboard Hot 100 (лучшие 100 песен разных жанров). С наступлением эры рок-н-ролла и появлением большого количества альбомов в 1956-м году появился альбомный чарт, в 1967 году на его основе родился знаменитый топ Billboard 200 (по продажам альбомов). Кстати, в январе 1961 году Billboard был переименован в Billboard Music Week, чтобы подчеркнуть его новый эксклюзивный интерес к музыке.

Ещё в довоенную эпоху начали появляться и журналы, конкретно нацеленные на джаз и джазменов – старейший джазовый журнал в мире американский Downbeat, начал выходить в 1934 году.

Первым британским специализированным изданием о музыке стала газета Melody Maker, основанная в 1926 году. Сначала она была ориентирована на профессиональных музыкантов, но со временем стала более доступной для рядовых любителей популярной музыки. Издание отличалось независимостью, субъективностью и глубиной анализа, художественностью и остротой повествования. На пике популярности тираж её составлял 2,5 млн. В 1999 году Melody Maker стал терять популярность, в итоге в 2000-м он слился со своим главным конкурентов – журналом New Musical Express (NME), который с тех пор является главным музыкальным вестником Великобритании.

NME начал свое существование в 1952 году и быстро превратился в «библию меломана». Благодаря рецензиям в этом журнале популярность получили многие культовые группы, в том числе The Beatles, Rolling Stones и Kinks. В 1970-е годы NME стал «неофициальным органом панк-рока и всего движения нью-вейв». NME всегда следил за музыкальными трендами – подхватывал все новые веяния, освещал пост-панк, мадчестер, гранж, эйсид-хаус и прочую электронику, брит-поп, становясь всё популярнее у меломанов. Для него и для других британских музыкальных изданий - Q, Mojo, Sounds, Uncut, The Wire, Kerrang! и т.д. – характерно то, что все они в основном пишут о музыке, лишь малая часть контента посвящена прочим культурным явлениям – телевидению, кино, моде, книгам и т.д. – также чаще всего связанным с музыкой.

Первый хит-парад в Британии появился в 1952-м – в газете «Мерси-Бит», основанной годом ранее, это был полл, т.е. список популярных групп, сформированный на основе опроса читателей. В 1954 начала выходить ещё одна газета – Record Mirror – посвящённая новым пластинкам, и составление чартов продаж было поставлено на поток. В 1960-м появилось издание, которое только этим и занималось – Music Week, а с 1962-го регулярные чарты по разным направлениям музыки появились и на страницах NME.

Пожалуй, самый известный в мире музыкальный журнал – американский Rolling Stone – был основан в 1967 году. Сначала он считался андеграундным явлением, которое читало поколение хиппи, но со временем завоевал популярность во всём мире. Издание всегда отличалось резкостью и субъективностью, и именно там начала развиваться гонзо-журналистика, а одним из постоянных авторов был её крёстный отец, писатель Хантер Томпсон.

Изначально Rolling Stone позиционировался как издание исключительно о музыкальной индустрии. Со временем, чтобы привлечь более широкую аудиторию, он увеличил круг тем и начал писать также о кино, искусстве, телевидении, литературе, политике, социальных проблемах, спорте и технологиях. При этом журнал все ещё основывается на музыке и ассоциируется у всех с музыкальным изданием, но по своей сути уже является общественно-политическим. На пике его достигал около 2 млн. Как никакой другое музыкальное издание в мире, Rolling Stone имеет множество региональных франших по разным странам – от Латинской Америки до Японии и России.

Множество известных персон из мира культуры сотрудничало с музыкальными журналами – помимо Хантера Томпсона, в «Роллинг Стоуне» печатался писатель Том Вулф, а также пришедший в качестве стажёра ещё подростком Камерон Кроу, ставший потом известным режиссёром. Уильям Берроуз писал для музжурнала Crawdaddy!, в британских музжурналах публиковались писатели Энтони Бёрджесс и Ник Хорнби (последний потом выпустил книгу своих рецензий «31 песня»). Множество известных музыкантов также становились авторами журналов.

Среди прочих известных американских журналов стоит упомянуть Spin, The Source (о хип-хопе), Guitar Player, а также самый известный в мире фэнзин MaximumRocknroll.

Многие музыкальные издания даже обзавелись своими премиями и музфестивалями – NME Awards, Q Awards и т.д.

Музыкальная периодика дореволюционной России

· «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» (Тюмень);

· «Баян» музыкально-литературный журнал (Тамбов);

· «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;

· «Музыка, еженедельное издание» (Москва);

· «Русская музыкальная газета» (Санкт-Петербург);

· «Русская музыкальная грамота» (Москва)

· «Сцена и музыка» (Москва);

· «Тульский гармонист» — ежемесячный иллюстрированный журнал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: