Музыкальные издания Советской России




· «Балет»;

· «Музыка и быт»;

· «Музыка и Октябрь»;

· «Музыка и революция»;

· «Музыкальная жизнь» (Москва, «Советский композитор» издается с 1957);

· «Советская музыка» (Москва, Муз-гиз, издается с 1933 года, с 1992 года под названием «Музыкальная академия», было ежемесячным, с 1949 года с нотным приложением, с 1992 года стало ежеквартальным);

· «Советская эстрада и цирк» (Москва. «Искусство»);

· «Радио и ТВ»;

· «Театр»;

· «Театральная жизнь».

 

Официальную советскую музжурналистику и музкритику отличал очень консервативный стиль, критика новаций и партийная точка зрения на всё (при этом кампании травли – скажем, Шостаковича или Марка Бернеса, или тех же рокеров в первой половине 80х – чаще осуществлялись не в специализированных, а в общественно-политических изданиях). В официальных музыкальных изданиях, как правило, освещались академическая музыка, эстрада, народная, совсем чуть-чуть – джаз и почти никак – рок.

В то же время, о популярной музыке понемногу писали в различных молодёжных изданиях: «Ровесник», «МК», «Комс. Правда», «Сельская Молодёжь», «Аврора», «Студенческий меридиан» и т.д.

Отдельным явлением в СССР стал самиздат. Богатые традиции литературного и политически-диссидентского самиздата в конце 60-х – начале 70-х добралиьс и до музыкальных сфер. Первым зафиксированным опытом считается подпольный журнальчик «Бит Эхо» в Харькове в 1967-м, оперативно разгромленный КГБ. В начале 1970-х появились джазовые самиздатовские журналы – «Квадрат», «Джазовая Панорама» и др. Кстати, именно «Джазовая панорама» первой написала о группе Аквариум. А в 1977 году участники Аквариума – БГ, Джордж Гуницкий и др. - основали в Ленинграде журнал «Рокси». В Москве чуть позже появились журналы «Зеркало» и «Ухо», при участии Артемия Троицкого. Далее уже волны пошли по всей стране, самопальные рукописные и машинописные журналы стали появляться везде, от Прибалтики до Владивостока и Казахстана.

В перестройку случился настоящий бум публикаций и в официальной прессе, молодёжной и не очень, с разной оценкой по отношению к року, в зависимости от политической ориентации изданий, в диапазоне от «Огонька» и «АиФ» до «Нашего современника». Кроме того, стали появляться новые типографские издания полулегального, кооперативного характера, разнообразные вестники рок-клубов (как «СДВИГ» у Московской рок-лаборатории или «РИО» у Ленинградского рок-клуба и т.д.). Во всех молодёжных изданиях – музыкальные рубрики, некоторые даже проводят свои фестивали, как питерский журнал «Аврора».

В 1990-е – отмирание самиздата, с попытками перевести некоторые издания на типографские рельсы (как у московской «КонтрКультУры»), а также возникновение новых журналов, многие из которых жили один-два-три номера, некоторые – несколько лет, как новосибирская «Рок-газета ЭНск». Наконец, ближе к нулевым, появляется стилистическая дифференциация: рокерский FUZZ, рэйверский «Птюч», модные ОМ и «Афиша», профессиональный Play, рэперский «Хип-Хоп инфо», нишевые «Рок-Сити», «ИнРок» и т.д. В первой половине нулевых появляются и русскоязычные франшизы – российские издания NME, Billboard, Rolling Stones.

По сути, к моменту наступления эры интернета, которая изменила всю картину, существовали 5 видов печатных изданий:

- музыкальный глянец (Q, Spin, Rolling Stones, Mojo), ориентировавшийся на солидных меломанов, уделял внимание разным направлениям, новинкам и классике, а также кино, литературе, технологиям и т.д.

- нишевые узкостилевые издания (электронно-клубный Mixmag, металлические Metal Hammer и Kerrang, панковский Wire или наш прог-роковый «ИнРок»)

- тинейджерско-развлекательные издания (немецкий Bravo, британский Smash Hits, наши «Ровесник» и Cool)

- профессиональные журналы об индустрии – деловые Биллборд, Music Week, музыкантские Guitar Player, Keyboard, Music Box, о технике – «Аудио и Видео»

- фэнзины и прочий самиздат, которые в первую очередь представляют собой способ самовыражения авторов, не ориентированы на коммерческую прибыль и большие тиражи, делаются на коленке, в диапазоне от таких солидных как «MaximumRocknroll» до графоманских листков в одном-двух экзмепляров.

Отдельно ещё стоит упомянуть музыкальные и культурные разделы в общественно-политических изданиях, журналисты которых также зачастую имеют большой вес – скажем авторы из Guardian или New York Times, или наш Борис Барабанов в «Коммерсанте».

Интернет изменил практически всё. Часть журналов умерли – причём в России их добили ещё и экономические причины – волны кризисов и кустарное устройство нашей шоу-индустрии, которая является источником информации, но не заработков, часть изданий ушли в онлайн, часть пытаются влачить какое-то существование.

Радио и ТВ.

Радио начинало от обычной трансляции музыки и дошло до огромного стилистического разнообразия станций, а также возникновения целой индустрии проката новинок, когда лейблы посылают на радио свои синглы, а музыканты – демки, решающей роли радиоведущего в продвижении новой музыки (от американца Алана Фрида, «открывшего» рок-н-ролл, до британца Джона Пила, внёсшего огромный вклад в популярность множества групп и направлений). Можно вспомнить и историю с «Богемской рапсодией» Queen, которую лейбл не хотел выпускать синглом и вопрос решился именно с помощью радиотрансляции.

В СССР на радио «Юность» в конце 1980-х в эфире появляются Кино, Наутилус Помпилиус, Машина Времени, Алиса, а также зарубежная музыка – от The Beatles до Status Quo.

В 1990t и 2000 разноформатность в fm-диапазоне появилась и в России. Такие станции как Maximum, радио Рокс, SNC и Наше радиоЮ специализировались на роке. «Станция 106,8» – на всевозможной электронной музыке (со временем превратилась в DFM с абсолютно коммерческой клубной музыкой). Появилось также радио Джаз и т.д. Но 90% станций всё равно вещают усреднённый коммерческий поп-формат с вариациями в сторону танцевальности, ретро, «традиционности» или «модности».

Стоит отметить и отдельные радиопрограммы, ставшие культовыми и являющиеся отличными образцами музыкальной радиожурналистики: «Экзотика» Андрея Борисова в рамках канала «Четыре четверти» на Радио России, «FM Достоевский» Артемия Троицкого на радиостанциях: «Европа Плюс», «Радио 101», «Эхо Москвы» и «Финам FM» (1996—2013), программы Олега Нестерова на «Нашем Радио», «Трансильвания беспокоит» Гарика Осипова (Граф Хортица) на «Радио 101», «Золотая полка» Петра Мамонова на «Эхе Москвы» и др.

Стоит отметить, что к настоящему моменту многие радиостанции, с одной стороны, стали частью мощной шоу-индустрии, обзавелись своими брендами, премиями («Золотой граммофон» от Русского радио), фестивалями (Нашествие, Максидром) и шоу («Дискотека 80-х» от Ретро fm), с другой стороны – их значение именно как молодёжных медиа в эпоху интернета нивелируется.

ТВ

Первые визуальные ролики появились ещё в довоенное время, не только музыкальные фильмы, но и кинозарисовки под конкретные песни. С появлением ТВ начались и трансляции концертов, и съёмки теле-шоу с музыкантами в студии. Американское «Шоу Эда Салливана» и т.п. программы задали особый формат – концерт в студии и интервью с музыкантами. В Англии моду диктовали программы «Top of the pop» (фактически экранизация хит-парада с фонографммнымии концертами в студии), а также «Ready Stady Go». Настоящей революцией стало появление MTV и др. музканалов – они подняли на новый уровень значение видеоклипов как художественного высказывания, породили множество новых форматов, вроде репортажей из клубов и с концертов, или акустического концерта Unplugged, или специального мультсериала со вставками клипов (герои которого, Бивис и Баттхед, выступали в роли «диванных критиков»).

В СССР на Центральном телевидении царил официоз, первые прорывы сквозь него начались в середине 1980-х. В программах «Взгляд», «Весёлые ребята», «До 16 и старше», «Музыкальный ринг» начали показывать видеоролики и выступления рок-музыкантов. В 1989-м появилась первая большая музыкальная телепрограмма «Программа А». Далее, в первой половине 90-х, на РТР, под руководством А.Троицкого – та же «Программа А», а также «Экзотика», «Тишина №9», «Виниловые джкнгли» и т.д. На первом канале появляется программа о поп-музыке «МузОБОЗ» и т.д.

Стоит отметить ещё такое явление. Не только писатели, артисты и музыканты приходили в прессу, но и люди из масс-медиа также ходили и в шоу-бизнес, и в музыку. Тележурналист Энтони Уилсон (Гранада ТВ) основал лейбл Factory и клуб Hacienda, стал издателем Joy Division и Happy Mondays. Автор колонки о новой музыке Джеймс Лавель открыл свой лейбл Mo'Wax, а затем основал свою группу UNKLE. Журналист Нил Теннант из журнала Smash Hits основал дуэт Pet Shop Boys.

Интернет

Когда «разразился» интернет, который астрономическими темпами захватил медиа-пространство, многие СМИ обзавелись сайтами – а потом зачастую и полностью уходили в них, отказываясь от печатных версий (от NME до Афиши). Некоторые мощные СМИ родились уже в сети – Pitchfork, например, или наши «Звуки.ру».

Кроме того, по аналогии с печатной прессой, свои сильные разделы о музыке есть и во многих культурных и общественно-политических сетевых медиа, скажем на Медузе, Кольте и т.д.

Наконец, с интернетом пришла и эпоха т.н. small media – индивидуальных медиа в в виде блогов, пабликов, телеграмм-каналов и т.д. И об этом нас ждёт отдельный большой разговор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: