Построение физиологической (пульсовой) кривой.




 

Правильно построенное занятие характеризуется учащением пульса: после вводной части не менее чем на 20—25 %; после общеразвивающих упражнений — не менее чем на 50%; после обучения основным движениям — не менее чем на 25%; после подвижной игры — до 70—90 и даже до 100 %. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15—20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. Для снятия данных пульса необходимо выбрать ребенка для на-блюдения и объяснить ему, что, как только исследователь сделает ему знак, он должен подойти для снятия показаний. Следует помнить, что эмоции детей в значительной степени могут определять частоту сердечных сокращений. Поэтому взрослый должен быть хорошо знаком ребенку. Кроме того, предварительно должны быть проведены подобные исследования, чтобы процесс снятия показаний был знаком ребенку и не вызывал у него дополнительных эмоций. До начала занятий измеряется пульс в покое. В дальнейшем измерения могут вестись д в у м я с п о с о б а м и:

каждые 5 мин занятия;

по мере смены деятельности (после бега, в момент отдыха, после метаний и т.п.).

Необходимым условием снятия данных является запись деятельности, которой занимался ребенок в этот момент.Пульс принято считать за 10 с и умножать полученное число на 6. Однако следует помнить, что у ребенка пульс прослушивается плохо. Поэтому взрослый, проводящий исследование, должен хорошо владеть методикой определения пульса, так как при неправильном подсчете за 10 с ошибка при переведении в минуты увеличится в 6 раз.

Данные исследования для удобства заносятся в протокол.

Таблица 7

№ п/п наименование действий перед подсчетом пульса время подсчета пульса от начала урока частота пульса примеча­ ние
частота за 10 сек. частота за 1 мин.
1. В покое (после занятия мат-ки) 9час50мин      
2. При входе в зал 9час55мин     разговор
3. В начале занятия (по звонку) 10час00мин      
4. Слушал(а) воспитателя 7.00     внимательно
5. Построение, перестроение 7.30      
6. Свободный бег 11.00      
7. Слушал замечания по дисциплине 13.00      
8. Слушал описание упр. 1 15.00      
9. Выполнял упр. 1 17.00     выпол. старательно
10. Наблюдал показ упр.2 18.30      
11. Выполнял упр. 2 21.00      
12. 3 раза выполнил упор стоя прогнув 23.00      
13. Участвовал в построении 25.00      
14. Простой 27.30      
15. Построение, выход из зала 30.00      

 

 

После занятия по полученным данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями.

Вначале записывается номер и тема занятия для группы №, задачи занятия, Ф.И.О. испытуемого ребенка (занимается ли он спортом или другие особенности развития), дата, место проведения и инвентарь, количество детей, Ф.И.О. проводящего занятие.

На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вер-тикальной — показатели пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия.

Заканчивается наблюдение выводами и рекомендациями проверяющего. Для занятия обучающего вида физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (схема 3). Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшаются двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений.

 

 

С х е м а 3. Примерная физиологическая кривая обучающего занятия для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

С х е м а 4. Примерная физиологическая кривая тренировочного занятия для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Значительное снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушается один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.

Иной характер имеет физиологическая кривая на занятиях, проводимых на воздухе (схема 4). Ее зубчатое плато отражает постепенно нарастающую нагрузку, сопровождающуюся последовательным незначительным повышением и снижением пульса в ходе выполняемых двигательных заданий разной интенсивности. В последующем кривая нагрузки к концу занятия снижается.

Определение тренирующего эффекта физкультурного занятия. Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

В группе детей 3 - 4-летнего возраста развивающий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее 130—140 ударов, в старших группах (5—7 лет) — не менее 140—150 ударов. Достижение такого урон ня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.

 

 


 

Приложение 9.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: