Примеры оформления списка используемых источников




а) Примеры оформления международных правовых актов

1. Рамочная конвенция ВОЗ «По борьбе против табака»: [заключена в г. Женеве 21.05.2003] // Бюллетень международных договоров. – 2009. – № 4. – С. 3–25.

2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 07.06.2013 г. № 232-рп «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о внесении изменений в Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о создании Центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 года» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – 10 июня (№ 23). – Ст. 2904.

б) Примеры оформления нормативных правовых актов

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]: с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 21 января (№ 4). – Cт. 445.

2. Указ Президента РФ от 07.06.2013 г. № 551 «О внесении изменений в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат передаче Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” в качестве имущественного взноса Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 1534» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – 10 июня (№ 23). – Ст. 2894.

в) Примеры оформления иных правовых актов, используемых в работе

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Российская газета. – 2012. – 19 декабря (№ 292). – С. 32–35.

2. Официальное разъяснение Банка России от 13.07.2007 № 32-ОР «О применении пунктов 1.4., 1.5. и 1.11 инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И “Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)”» // Вестник Банка России. – 2007. – № 42. – С. 25–29.

г) Примеры оформления диссертаций и авторефератов

1. Тарло А.Е. Ответственность казны: финансово-правовые аспекты: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.04: защищена 28.05.2013 / Тарло Антон Евгеньевич; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2012. – 176 с. – Библиогр.: с. 157–176.

2. Гамидуллаева Х.С. Реализация принципа законности в системе государственого управления таможенной сферы: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Гамидуллаева Халиса Сираджеддиновна; Институт гос. и права РАН. – М., 2012. – 26 с.

д) Примеры оформления учебной литературы

1. Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. – 4-е изд., доп. – М.: Проспект, 2012. – 42 с.

2. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебное пособие: элементарный курс / И.В. Ершова. – М.: Юриспруденция, 2012. – 17 с.

е) Примеры оформления научной литературы

1. Ершова И.В. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография / И.В. Ершова, А.А. Ершов. – М.: Юриспруденция, 2011. – 55 с.

2. Актуальные проблемы конституционного и муниципального права Российской Федерации: сб. статей, посвящ. 75-летию со дня рожд. акад. О.Е. Кутафина / МГЮА имени О.Е. Кутафина; отв. ред. В. И. Фадеев. – М.: Элит, 2012. – 368 с.

ж) Примеры оформления электронных ресурсов

1. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы [Официальный сайт]: гос. учреждение. – 2011. – Режим доступа: https://www.dmpmos.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. ГБУ «Малый бизнес Москвы» [Электронный ресурс]: инф. Служба поддержки предпринимательства. – 2012. – Режим доступа: https://www. mbm.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 11.09.2012 № АК/29576 «О социальной рекламе» // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: правовой сайт. – 2012.

 

4. Содержание курсовой работы

4.1. Введение

Во введении должна быть отражены основные тенденции развития производства в условиях рынка, обоснована актуальность выбранной темы, указываются предмет и объект исследования, определяется цель курсовой работы, формулируются задачи исследования, обеспечивающие достижение поставленной цели, отражаются методы исследований, использованные при решении задач, информационная база, послужившая основой выполнения проекта и полученные результаты. Объем введения 1,5-2 с.

4.2. Теоретическая часть

Курс «Управление затратами предприятия (организации)» предназначен дать более углубленные теоретические и практические знания в области современных методов производственного планирования, учета, калькулирования и анализа себестоимости продукции, работ и услуг.

Механизм управления затратами призван решать такие основные задачи, как:

– обоснованность отнесения затрат на себестоимость продукции;

– управление затратами и их регулирование в процессе изготовления продукции;

– управление производственными запасами во взаимосвязи с формированием себестоимости продукции;

– управление процессом калькулирования и способами отнесения затрат на себестоимость продукции;

– разработка систем управления затратами – стандарт-кост, директ-костинг, контроллинг, экономический анализ;

– достоверный учет использованных в процессе производства и реализации продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств и нематериальных активов, трудовых ресурсов и прочих расходов в разрезе основных элементов затрат, формирующих себестоимость продукции;

– рациональное калькулирование себестоимости продукции конкретных видов продукции;

– экономический анализ себестоимости продукции, ее рентабельности и прибыли;

– выявление внутрихозяйственных резервов повышения конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства и расходов на реализацию продукции;

– разработка планов по себестоимости и прибыли, а также рентабельности в целом по предприятию, важнейшим видам продукции и центрам ответственности.

В данной части приводится обзор использованных литературных источников по теме курсовой работы. В обзоре литературы студент должен дать ретроспективный анализ основных этапов в развитии научной мысли по соответствующей теме. Здесь дается осмысленная критическая систематизация точек зрения различных авторов по рассматриваемой проблеме, подчеркивается отношение лично автора курсовой работы к мнению того или иного ученого. Отмечается значение изучаемой проблемы с точки зрения повышения эффективности хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятия.

Данный теоретический раздел выполняется на основе глубокого изучения и использования официальных законодательных материалов, а также на основе изучения многочисленной специальной учебной и научной литературы, вышедшей в свет в настоящее время.

Критически, в сжатой форме осветив работы ученых и практиков, студент должен выделить те вопросы, которые требуют решения и являются сегодня особенно актуальными. Объем раздела 25-30 с.

4.3. Практическая часть

Практическая часть курсовой работы должна иметь следующую структуру:

4.3.1. Краткая характеристика выбранного предприятия

В данном разделе приводят:

- общие сведения;

- организационно-правовую форму предприятия;

- вид основной деятельности;

- тип производства;

- метод организации производства;

- организационную и производственную структуру предприятия;

- развитие и современное состояние предприятия;

- характеристика выпускаемой продукции, работ, услуг (объем производства, номенклатура, ассортимент, цена, себестоимость, материалоемкость, рентабельность);

- основные потребители;

- основные поставщики;

- основные конкуренты.

4.3.2. Описание учетной политики предприятия

В данном разделе необходимо описать учетную политику предприятия. Целесообразно этот раздел оформить в виде таблицы, в которой отражаются элементы учетной политики предприятия и сравниваются с законодательством.

4.3.3. Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости, работ и услуг имеет исключительно важное значение.

В себестоимости продукции находят отражение все затраты предприятия, обусловленные ее производством и реализацией. Система обобщающих и частных показателей себестоимости показывают уровень и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию продукции, качество работы менеджеров, специалистов технических служб и руководства в целом.

Здесь следует провести анализ себестоимости продукции по следующей схеме:

- общая сумма затрат на производство товарной продукции;

- затраты на рубль товарной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- прямые материальные затраты;

- прямые трудовые затраты;

- косвенные затраты;

- резервы снижения себестоимости продукции.

Остановимся более подробно на выполнении данного раздела курсовой работы.

4.3.3.1. Цели, задачи и основные показатели анализа
себестоимости продукции

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

– сметный расчет себестоимости производства и продаж;

– установление динамики и степени выполнения бизнес-плана по себестоимости в целом по предприятию и по отдельным видам продукции;

– пространственные сравнения по обобщающим и частным показателям себестоимости с показателями других предприятий, среднеотраслевыми данными и т. п.;

– оценка состава и структуры себестоимости;

– определение факторов, влияющих на показатели себестоимости; оценка причины отклонений и величины влияния каждого из факторов;

– выявление резервов оптимизации уровня себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции формирования и изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Источниками информации при анализе себестоимости продукции служат:

– данные статистической отчетности;

– плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции;

– отчет о прибылях и убытках (форма № 2): в нем отражена себестоимость проданной за отчетный период продукции;

– пояснения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), где в разделе 6 отражены расходы на производство по экономическим элементам и их итоговая величина, которая представляет собой себестоимость произведенной продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

- полная или производственная себестоимость всего объема продукции предприятия;

- себестоимость единицы продукции (себестоимость 1 шт., 1 т продукции и тому подобное) по отдельным ее видам;

- сумма затрат на рубль продукции;

- величина отдельных экономических элементов затрат;

- сумма затрат по отдельным статьям калькуляции;

- величина затрат по отдельным подразделениям, центрам ответственности и т. п.

Среди этих показателей есть обобщающие, то есть те, которые характеризуют себестоимость продукции в целом по предприятию, и частные, характеризующие, например, себестоимость отдельных видов продукции, затраты отдельных подразделений или отдельных видов ресурсов. Одни показатели – абсолютные (объемные); другие – относительные (удельные).

Наиболее обобщающими показателями себестоимости являются затраты на весь объем продукции (объемные показатели):

– полная себестоимость произведенной продукции (строка 5660 формы № 5);

– полная себестоимость проданной продукции (сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы № 2);

– производственная себестоимость проданной продукции (строка 2120 формы № 2, при условии, что отдельно выделены суммы коммерческих и управленческих расходов; если они не выделены отдельно, то сумма по строке 2120 представляет собой полную себестоимость).

Среди удельных (относительных) показателей себестоимости важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию – это затраты на 1 рубль продукции (З 1 р ). Он рассчитывается как отношение полной себестоимости (С/ст) произведенной продукции к объему производства продукции или как отношение полной себестоимости проданной продукции к выручке:

; .

Из-за того, что это относительный показатель, он позволяет сравнивать себестоимость продукции и затраты на производство разных предприятий безотносительно к масштабу их деятельности. Он меньше подвержен инфляционным искажениям по сравнению с абсолютными показателями. Кроме того, этот показатель наглядно отражает связь между себестоимостью и рентабельностью продукции. Покажем это:

Пр = В – С / ст;

.

где – прибыль на 1 рубль выручки (рентабельность продукции).

Если уровень затрат на рубль продукции ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным. По уровню затрат на рубль продукции непосредственно можно оценить уровень ее рентабельности, и наоборот.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Для планирования и учета, а также для изучения структуры себестоимости продукции все затраты на ее производство и реализацию группируются по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

При поэлементной классификации расходы группируются по характеру их образования, независимо от целевого назначения и места их возникновения. Группировка расходов по элементам производится следующим образом:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов, сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.).

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизация основных средств.

5. Прочие затраты (арендная плата, страховые платежи, проценты по кредитам, налоги, включаемые в себестоимость, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Затраты на производство продукции составляют наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Предприятия также производят затраты на реализацию (сбыт) продукции, т.е. осуществляют внутрипроизводственные или коммерческие расходы (транспортные, упаковка, хранение) и т.д. Все вместе это составляет полную или коммерческую себестоимость продукции.

При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статья калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на различные виды продукции.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции.

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Кроме затрат, включаемых в себестоимость продукции, предприятие несет затраты, производимые за счет отчислений от прибыли.

В динамично развивающихся рыночных условиях издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и "ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

4.3.3.2. Понятие и методика определения суммы постоянных
и переменных затрат

Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

Y = a + bx,

где Y — сумма затрат на производство продукции; а — абсолютная сумма постоянных расходов; b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); х — объем производства продукции (услуг).

Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере (табл. 1).

В данном примере общая сумма постоянных расходов 50 млн руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.
Таблица 1

Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства

Объем производства продукции Себестоимость всего выпуска, млн руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
постоянные расходы переменные расходы всего постоянные расходы переменные расходы всего
             

 

Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину:

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 1. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат — сумма постоянных и переменных затрат. Из рис. 1 видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Рис. 1. Зависимость обще суммы затрат от объема производства продукции

 

Зависимость суммы затрат единицы продукции от объема производства показана на рис. 2, где для каждого объема производства сначала отложены точки переменных расходов на единицу продукции, а затем точки постоянных расходов. Соединив точки переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения точек постоянных расходов – кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно приближается к прямой переменных расходов, а при спаде производства она будет стремительно подниматься.

Рис. 2. Зависимость суммы затрат единицы продукции от объема производства

Взаимосвязь объема производства и себестоимости продукции должна учитываться при анализе себестоимости как всего выпуска, так и единицы продукции.

Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.

Алгебраический метод можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (x 1 и x 2) и соответствующих им затратах (z 1 и z 2). Переменные затраты на единицу продукции (b)определяют следующим образом:

.

Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат a:

a = z2 – bx2 или a = z1 – bx1.

Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт. При таком объеме производства общая сумма затрат — 250 тыс. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 тыс. руб.

Вначале определим переменные издержки на единицу продукции:

(250 – 200)/(2000 – 1500) = 0,1 тыс. руб.

Затем найдем общую сумму постоянных затрат:

250 – 0,1 × 2000 = 50 тыс. руб., или

200 – 0,1 × 1500 = 50 тыс. руб.

Уравнение затрат для данного примера будет иметь следующий вид

Y = 50 + 0,1 x.

По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду.

В условиях многопродуктового производства для нахождения суммы постоянных затрат вместо количества i - гo вида продукции надо брать стоимость валового выпуска, а вместо переменных затрат на единицу продукции – удельные переменные затраты на рубль продукции (УПЗ).

Например, из-за сезонности производства (могут быть и другие причины) объемы выпуска продукции и затраты довольно существенно колебались на протяжении года. Минимальный месячный объем производства составил 7000 тыс. руб., максимальный – 10000 тыс. руб. Затраты соответственно 6075 и 7800 тыс. руб.

Исходя из этих данных определим сумму удельных переменных затрат на рубль продукции:

руб.

Сумма постоянных затрат за один месяц составит

А = 31 – УПЗ1 × ВП1=6075 –0,575 × 7000 = 2050 тыс. руб.,

а за год – 24 600 тыс. руб.

Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства (рис. 3). Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.

Сумму постоянных затрат в уравнении связи (Y = a + bx) можно определить и помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая выборка данных о затратах и выпуске продукции (табл. 1).

Составим систему уравнений и решим ее:

Рис. 3. Графический метод нахождения суммы постоянных затрат

 

Умножив все члены первого уравнения на 2300, а второго на 12, получим следующую систему уравнений:

374000 b = 37640;

b = 0,1,

a = (830 – 2300×0,1)/12 = 50.

Уравнение связи Y = 50 + 0,1 x показывает, что сумма постоянных затрат в данном примере составляет 50 тыс. руб., а переменные иные затраты на единицу продукции – 100 руб.

Если вместо количества произведенной продукции возьмем ее стоимость, то коэффициент b в уравнении регрессии покажет удельные переменные затраты, а коэффициент а – сумму постоянных затрат.

Селективный метод позволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с рассмотренными выше. Однако в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается, если предусмотреть деление затрат на постоянные и переменные в компьютерных программах и в первичных документах.

4.3.3.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Анализ состава и структуры затрат. Факторы изменения общей суммы затрат. Методика расчета и оценки их влияния.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.

Таблица 2

Затраты на производство продукции

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
план факт +, – план факт +, –
Материальные затраты     +3578 36,14 37,72 +1,58
Заработная на оплату труда     +965 26,30 25,50 –0,80
Отчисления на социальные нужды     +290 7,89 7,65 –0,24
Амортизация основных средств     +350 4,04 4,16 +0,12
Прочие расходы     +1033 25,63 24,97 –0,66
Полная себестоимость     +6216 100,0 100,0
В том числе:            
переменные расходы     +4771 70,0 70,5 +0,50
постоянные расходы     +1445 30,0 29,5 –0,50

 

Как видно из табл. 2, фактические затраты предприятия выше плановых на 6216 тыс. руб., или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась (рис. 4).

Рис. 4. Фактическая структура затрат на производство продукции

за отчетный год

Общая сумма затрат общ) может измениться из-за:

- объема выпуска продукции в целом по предприятию VBПобщ;

- ее структуры Удi;

- уровня переменных затрат на единицу продукции Вi;

- суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции A:

Данные для расчета влияния этих факторов приведены в табл. 3.

Из табл. 3. видно, что в связи с перевыполнением плана по выпуску продукции в условно-натуральном выражении на 2,6 % (КВП = 1,026) сумма возросла на 1420 тыс. руб. (79372 – 77952).

За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла на 1268 тыс. руб. (80640 – 79372). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 2083 тыс. руб. (82723 – 80640).

Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 1445 тыс. руб. (84168 – 82723), что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.


Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

Затраты Сумма, тыс. руб. Факторы изменения затрат
объем выпуска продукции структура продукции переменные затраты постоянные затраты
По плану на плановый выпуск продукции:   План План План План
По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры:   План План План План
По плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре:   Факт Факт План План
Фактические при плановом уровне постоянных затрат:   Факт Факт Факт План
Фактические:   Факт Факт Факт Факт

Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 6216 тыс. руб. (84168 – 77952), или +8%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 2688 тыс. руб. (80640 – 77952), а за счет роста себестоимости продукции – на 3528 тыс. руб. (84168 – 80640), или на 4,38%.

В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

На анализируемом предприятии за счет данного фактора общая сумма затрат на производство продукции возросла по сравнению с запланированной на 3225 тыс. руб. Следовательно, за счет снижения уровня ресурсоемкости продукции (трудоемкости, расхода материалов на единицу продукции) затраты снизились на:

3528 – 3225 = +303 тыс. руб.,

следовательно, доля внешних факторов в росте себестоимости продукции данного предприятия составляет 91,4% (3225/3538 × 100), а внутренних – 8,6% (303/3528 × 100), что нужно учитывать при анализе прибыли и других показателей.

4.3.3.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции

Роль данного показателя при оценке работы предприятия. Факторы изменения его уровня. Порядок расчета их влияния.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей.суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Затраты на 1 руб. выпущенной продукции исчисляются по следующей формуле:

где УЗ – уровень затрат на 1 руб. выпущенной продукции;

С – себестоимость выпущенной продукции за анализируемый период по плану или фактически, руб.;

ТП – стоимость выпущенной продукции за анализируемый период по плану или фактически, руб.;

gi – количество конкретных изделий i -го наименования, выпущенных за анализируемый период в натуральных единицах;

Сi – себестоимость единицы изделия i -го наименования, выпущенного за исследуемый период, руб.;

Цi – учетная цена за единицу изделия i -го наименования, выпущенного за анализируемый период, руб.

В целях удобства планирования и проведения экономического анализа рекомендуется показатель уровня затрат на 1 руб. выпущенной продукции умножить на 100 (100 копеек в 1 руб.) и тем саамы выразить затраты на 1 руб. продукции в копейках.

В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Таблица 4

Динамика затрат на рубль продукции

№ п/п Анализируемое предприятие Предприятие-конкурент В среднем по отрасли
уровень показателя, коп. темп роста, % уровень показателя, коп. темп роста, % уровень показателя, коп. темп роста, %
ххх1 83,4   85,0   85,4  
ххх2 82,5 98,9 83,4 98,1 84,2 98,6
ххх3 80,0 95,9 82,0 96,5 83,5 97,8
ххх4 81,2 97,3 81,8 96,2 84,0 98,4
ххх5 80,7 96,7 80,0 94,1 82,0 96,0

 

Из табл. 4 видно, что за пять лет предприятие добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль продукции.

За этот период уровень данного показателя на анализируемом предприятии снизился на 3,3%, в среднем по отрасли – на 4%, а у предприятия-конкурента – на 5,9%. Следовательно, по темпам снижения затрат на рубль продукции данное предприятие отстает от других предприятий отрасли, хотя в начале пятилетнего периода имело лучшие исходные условия.

Следующий этап анализа – изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

За



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: