МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта
Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»
Занятие 2.3.60. «Ремонт коробки передач и ведущего моста»
Основными признаками неисправностей коробки передач являются шум при работе, затрудненное переключение передач, самопроизвольное выключение передач, подтекание масла.
Затрудненное переключение передач наблюдается при применении масла с повышенной вязкостью, при неисправности синхронизаторов, деформации вилок переключения передач, а также при нарушении нормальной работы механизма переключения передач или механизма управления переключением передач вследствие ослабления креплений, деформации или изнашивания деталей, а также нарушения регулировок.
Самопроизвольное выключение передачи вызывается изнашиванием фиксаторов или поломкой их пружин, изнашиванием блокирующих колец синхронизаторов, повреждением шлицев на муфте синхронизатора, ступицы или шестерне. Для устранения этих неисправностей надо снять и разобрать коробку передач, изношенные детали заменить.
Подтекание масла через сальники устраняется заменой сальников, а утечка масла через стыки картера — подтяжкой болтов и заменой прокладок. Подтекание масла через сальники и прокладки может быть вызвано также повышением давления вследствие засорения сапуна, который необходимо периодически прочищать.
Ремонт коробки передач включает в себя снятие ее с автомобиля, разборку, контроль и замену изношенных деталей, приработку и испытание коробки передач после ремонта и ее установку. Перед снятием коробки передач необходимо слить из нее масло.
Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно промыть, удалить остатки смазки и очистить шлицы и отверстия. Продуть подшипники сжатым воздухом, при этом не допуская чрезмерно быстрого вращения колец. Провести контроль технического состояние деталей и, если необходимо, контрольные замеры базовых поверхностей.
На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхностях расточек для подшипников — износа или повреждений. На поверхностях сопряжения картеров сцепления и коробки передач не должно быть повреждений, которые могут привести к несоосности валов и потере герметичности прокладок. При проверке сальников необходимо убедиться, что на рабочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Даже при незначительном повреждении сальник необходимо заменить. Все уплотнительные прокладки рекомендуется заменять новыми.
Посадочные пояски валов, их шлицы и канавки не должны иметь вмятин, задиров и износа. При наличии указанных повреждений вал необходимо заменить. На шестернях не допускается повреждений чрезмерного износа зубьев. Особое внимание должно быть обращено на состояние зубьев зубчатых венцов синхронизаторов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа. Проверить индикатором зазоры в зацеплении зубьев шестерен.
Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Радиальный зазор в шариковых и роликовых подшипниках не должен превышать 0,05 мм, осевой — 0,5 мм. Для проверки этого, прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях: качение должно быть плавным. На поверхностях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец повреждения не допускаются. Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках. Ступицы не должны иметь повреждений, особенно на поверхности скольжения муфт и на торцах зубьев. Зазор между боковыми поверхностями шлицев муфт и ступиц для новых деталей составляет 0,07... 0,16 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.
При размещении главной передачи в едином картере с коробкой передач необходимо проверить состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен и шестерен главной передачи, сателлитов и посадочных поверхностей под подшипники.
Недопустим чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Неровности, препятствующие свободному скольжению, устраняются бархатным напильником, детали, изношенные более допустимых пределов, должны заменяться новыми.
Последовательность разборки и сборки коробки передач определяется конкретной конструкцией.
Сборку коробки передач проводить в последовательности, обратной разборке.
Неисправности главной передачи и дифференциала имеют следующие признаки: увеличенный шум при движении, стук в главной передаче, повышенный нагрев картера главной передачи (картера заднего моста у автомобилей с классической схемой компоновки) и подтекание масла.
Увеличенный шум во время движения является следствием неправильной регулировки зубчатой пары главной передачи, ее повреждения, неправильной регулировки, изнашивания или разрушения подшипников, а также снижения уровня масла ниже минимального. Увеличенный уровень шума устраняется регулировкой зацепления зубчатой пары главной передачи путем подбора регулировочных шайб либо заменой изношенной зубчатой пары и (или) подшипников, а также доливкой масла до требуемого уровня.
Причиной возникновения повышенного шума при повороте автомобиля может быть также заедание сателлитов на оси вследствие повреждения рабочих поверхностей в местах посадки сателлитов на ось. Для обеспечения нормального вращения сателлитов необходимо разобрать дифференциал, удалить незначительные повреждения рабочих поверхностей тонкой шлифовальной шкуркой либо заменить поврежденные детали.
Главная передача и дифференциал так же, как и коробка передач относятся к наиболее надежным элементам трансмиссии автомобиля, и необходимость их ремонта возникает, как правило, после продолжительной эксплуатации автомобиля либо в случае нарушения рекомендаций по применению масла или правил эксплуатации.
Стук в главной передаче возникает при резком изменении режима движения вследствие изнашивания опорных поверхностей коробки и зубчатых колес дифференциала. В этом случае требуется замена изношенных деталей.
Повышенный нагрев картера главной передачи и дифференциала может возникнуть вследствие разрушения или нарушения регулировки подшипников ведущей шестерни главной передачи (у автомобилей с классической схемой компоновки) и подшипников коробки дифференциала, а также неправильной регулировки зацепления шестерен при сборке. Повышенный нагрев картера может сочетаться с увеличенным шумом при движении автомобиля.
Подтекание масла возникает при его излишке, а также вследствие нарушения герметичности сальников, прокладок или ослабления креплений частей картера и уменьшения вязкости масла. Для устранения подтекания необходимо обеспечить требуемый уровень масла в картере, подтянуть крепления частей картера либо заменить поврежденные прокладки и сальники.
Ремонт главной передачи и дифференциала включает в себя снятие с автомобиля, разборку, проверку и замену изношенных и поврежденных деталей, регулировку и сборку. Ведущую и ведомую шестерни главной передачи при ремонте не разукомплектовывают, а заменяют парами.
На переднеприводных автомобилях главная передача и дифференциал объединены с коробкой передач в единый узел (ведущая шестерня главной передачи выполняется как одно целое со вторичным валом коробки передач), поэтому снятие их с автомобиля производится вместе с коробкой передач и совмещается с разборкой-сборкой коробки. На автомобилях с классической схемой компоновки главная передача и дифференциал вынесены в картер заднего моста.
На заднеприводных автомобилях ВАЗ главная передача и дифференциал образуют единый узел — редуктор заднего моста, снимаемый с автомобиля после отъединения от него карданной передачи и снятия полуосей, которые для снятия редуктора необходимо выдвинуть из шлицевых отверстий полуосевых шестерен дифференциала.
Выполнение работ по ремонту главной передачи и дифференциала требует применения специальных приспособлений и инструмента и высокой квалификации исполнителя. Поэтому данные работы так же, как и работы по ремонту коробки передач, выполняются, как правило, на специализированных постах или участках предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Порядок разборки, сборки и регулировки главной передачи и дифференциала определяется конкретной конструкцией автомобиля.
Контроль деталей редуктора включает в себя проверку изношенности подшипников, шестерен, посадочных поверхностей деталей и производится так же, как и контроль аналогичных деталей коробки передач. При необходимости замены картера редуктора, шестерен главной передачи или подшипников ведущей шестерни необходимо установить новую распорную втулку.
Сборка редуктора производится в порядке, обратном его разборке с использованием специальных оправок для запрессовки деталей. При установке ведущей шестерни в картер редуктора необходимо выполнить ее регулировку подбором и установкой регулировочного кольца необходимой толщины.
Проверка зацепления шестерен главной передачи после сборки производится по пятнам контакта с использованием краски так же, как и парных шестерен коробки передач. При этом смазывают краской зубья ведомой шестерни и прокручивают ведущую шестерню в одну и другую сторону, чтобы получить пятна контакта на ведомой шестерне, соответствующие ее вращению при движении автомобиля вперед и задним ходом (рис. 1).
Рас. 1. Расположение пятен контакта на ведомой шестерне главной передачи: I — сторона переднего хода; II — сторона заднего хода.
Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятна контакта будут расположены равномерно, ближе к узкому торцу зуба, занимая примерно 2/3 длины зуба и не заходя на его вершину и основание (рис. 1, д). Для регулировки зацепления в случае смещения пятен контакта (рис. 1, а-г) необходимо установить регулировочное кольцо увеличенной или уменьшенной толщины с повторной разборкой и сборкой редуктора и повторной регулировкой преднатяга его подшипников и регулировкой бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи в вышеописанном порядке.
Основная литература: В.М. Власов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.
Вопросы для составления конспекта:
1. Какие основные признаки неисправности коробки передач?
2. Что является основными причинами затрудненного переключения передач?
3. Что является основными причинами самопроизвольного выключения передач?
4. Что является основными причинами подтекания масла из корпуса коробки передач?
5. В каком случае производится ремонт коробки передач?
6. Какие основные признаки неисправности главной передачи и дифференциала?
7. Что является основными причинами повышенного шума в картере ведущего моста при движении?
8. Что является основными причинами стуков в картере ведущего моста?
9. Что является основными причинами повышенного нагрева картера ведущего моста?
10. Что является основными причинами подтекания масла из картера ведущего моста?
11. Какие работы включает в себя ремонт главной передачи и дифференциала?
12. Какие работы включает в себя контроль технического состояния деталей главной передачи и дифференциала?
13. В какой последовательности производится сборка редуктора ведущего моста?
14. Каким образом производится проверка зацепления шестерен главной передачи после сборки?
Задание для закрепления изученной темы:
1. Используя материал изученной темы и другие источники информации составить таблицу следующей формы: