Занятие 2.3.60. «Ремонт коробки передач и ведущего моста»




МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»

Занятие 2.3.60. «Ремонт коробки передач и ведущего моста»

Основными признаками неисправностей коробки передач являются шум при работе, затрудненное переключение пе­редач, самопроизвольное выключение передач, подтекание масла.

Затрудненное переключение передач наблюдается при применении масла с повышенной вязкостью, при неисправности синхронизато­ров, деформации вилок переключения передач, а также при нару­шении нормальной работы механизма переключения передач или механизма управления переключением передач вследствие ослаб­ления креплений, деформации или изнашивания деталей, а также нарушения регулировок.

Самопроизвольное выключение передачи вызывается изнашивани­ем фиксаторов или поломкой их пружин, изнашиванием блокиру­ющих колец синхронизаторов, повреждением шлицев на муфте син­хронизатора, ступицы или шестерне. Для устранения этих неис­правностей надо снять и разобрать коробку передач, изношенные детали заменить.

Подтекание масла через сальники устраняется заменой сальни­ков, а утечка масла через стыки картера — подтяжкой болтов и за­меной прокладок. Подтекание масла через сальники и прокладки может быть вызвано также повышением давления вследствие засо­рения сапуна, который необходимо периодически прочищать.

Ремонт коробки передач включает в себя снятие ее с автомобиля, разборку, контроль и замену изношенных деталей, приработку и испытание коробки передач после ремонта и ее установку. Перед снятием коробки передач необходимо слить из нее масло.

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, клю­чей и оправок. Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно промыть, удалить остатки смазки и очистить шлицы и отверстия. Продуть подшипники сжатым воздухом, при этом не допуская чрезмерно быстрого вращения колец. Провести контроль технического состояние деталей и, если необходимо, контрольные замеры базовых поверхностей.

На картерах коробки передач и сцепления не должно быть тре­щин, сколов, а на поверхностях расточек для подшипников — из­носа или повреждений. На поверхностях сопряжения картеров сцеп­ления и коробки передач не должно быть повреждений, которые могут привести к несоосности валов и потере герметичности про­кладок. При проверке сальников необходимо убедиться, что на ра­бочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Даже при незначительном повреждении сальник необходимо заменить. Все уплотнительные прокладки рекомендуется заменять новыми.

Посадочные пояски валов, их шлицы и канавки не должны иметь вмятин, задиров и износа. При наличии указанных повреж­дений вал необходимо заменить. На шестернях не допускается повреждений чрезмерного износа зубьев. Особое внимание долж­но быть обращено на состояние зубьев зубчатых венцов синхро­низаторов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа. Проверить индикатором зазоры в зацеплении зубьев шестерен.

Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Радиальный зазор в шарико­вых и роликовых подшипниках не должен превышать 0,05 мм, осевой — 0,5 мм. Для проверки этого, прижав пальцами внутрен­нее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях: качение должно быть плавным. На поверхно­стях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец повреждения не допускаются. Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в от­верстиях картера и во втулках. Ступицы не должны иметь повреж­дений, особенно на поверхности скольжения муфт и на торцах зубьев. Зазор между боковыми поверхностями шлицев муфт и сту­пиц для новых деталей составляет 0,07... 0,16 мм, предельно допу­стимый — 0,25 мм.

При размещении главной передачи в едином картере с короб­кой передач необходимо проверить состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен и шестерен главной передачи, сателлитов и посадочных поверхностей под подшипники.

Недопустим чрезмерный износ поверхности блокирующих ко­лец. Неровности, препятствующие свободному скольжению, уст­раняются бархатным напильником, детали, изношенные более допустимых пределов, должны заменяться новыми.

Последовательность разборки и сборки коробки передач опре­деляется конкретной конструкцией.

Сборку коробки передач прово­дить в последовательности, обрат­ной разборке.

Неисправности главной передачи и дифференциала имеют следу­ющие признаки: увеличенный шум при движении, стук в главной передаче, повышенный нагрев картера главной передачи (картера заднего моста у автомобилей с классической схемой компоновки) и подтекание масла.

Увеличенный шум во время движения является следствием непра­вильной регулировки зубчатой пары главной передачи, ее повреж­дения, неправильной регулировки, изнашивания или разрушения подшипников, а также снижения уровня масла ниже минимально­го. Увеличенный уровень шума устраняется регулировкой зацепле­ния зубчатой пары главной передачи путем подбора регулировоч­ных шайб либо заменой изношенной зубчатой пары и (или) под­шипников, а также доливкой масла до требуемого уровня.

Причиной возникновения повышенного шума при повороте ав­томобиля может быть также заедание сателлитов на оси вследствие повреждения рабочих поверхностей в местах посадки сателлитов на ось. Для обеспечения нормального вращения сателлитов необходи­мо разобрать дифференциал, удалить незначительные повреждения рабочих поверхностей тонкой шлифовальной шкуркой либо заме­нить поврежденные детали.

Главная передача и дифференциал так же, как и коробка передач относятся к наиболее надежным элементам трансмиссии автомоби­ля, и необходимость их ремонта возникает, как правило, после про­должительной эксплуатации автомобиля либо в случае нарушения рекомендаций по применению масла или правил эксплуатации.

Стук в главной передаче возникает при резком изменении режи­ма движения вследствие изнашивания опорных поверхностей ко­робки и зубчатых колес дифференциала. В этом случае требуется замена изношенных деталей.

Повышенный нагрев картера главной передачи и дифференциала может возникнуть вследствие разрушения или нарушения регули­ровки подшипников ведущей шестерни главной передачи (у авто­мобилей с классической схемой компоновки) и подшипников ко­робки дифференциала, а также неправильной регулировки зацепле­ния шестерен при сборке. Повышенный нагрев картера может сочетаться с увеличенным шумом при движении автомобиля.

Подтекание масла возникает при его излишке, а также вследст­вие нарушения герметичности сальников, прокладок или ослабле­ния креплений частей картера и уменьшения вязкости масла. Для устранения подтекания необходимо обеспечить требуемый уровень масла в картере, подтянуть крепления частей картера либо заменить поврежденные прокладки и сальники.

Ремонт главной передачи и дифференциала включает в себя сня­тие с автомобиля, разборку, проверку и замену изношенных и пов­режденных деталей, регулировку и сборку. Ведущую и ведомую шестерни главной передачи при ремонте не разукомплектовывают, а заменяют парами.

На переднеприводных автомобилях главная передача и диф­ференциал объединены с коробкой передач в единый узел (ведущая шестерня главной передачи выполняется как одно целое со вторичным валом коробки передач), поэтому снятие их с авто­мобиля производится вместе с коробкой передач и совмещается с разборкой-сборкой коробки. На автомобилях с классической схемой компоновки главная передача и дифференциал вынесе­ны в картер заднего моста.

На заднеприводных автомобилях ВАЗ главная передача и диф­ференциал образуют единый узел — редуктор заднего моста, сни­маемый с автомобиля после отъединения от него карданной пе­редачи и снятия полуосей, которые для снятия редуктора необхо­димо выдвинуть из шлицевых отверстий полуосевых шестерен дифференциала.

Выполнение работ по ремонту главной передачи и диффе­ренциала требует применения специальных приспособлений и инструмента и высокой квалификации исполнителя. Поэтому данные работы так же, как и работы по ремонту коробки пере­дач, выполняются, как правило, на специализированных постах или участках предприятий по техническому обслуживанию и ре­монту автомобилей.

Порядок разборки, сборки и регулировки главной передачи и дифференциала определяется конкретной конструкцией автомобиля.

Контроль деталей редуктора включает в себя проверку изношен­ности подшипников, шестерен, посадочных поверхностей деталей и производится так же, как и контроль аналогичных деталей короб­ки передач. При необходимости замены картера редуктора, шесте­рен главной передачи или подшипников ведущей шестерни необхо­димо установить новую распорную втулку.

Сборка редуктора производится в порядке, обратном его раз­борке с использованием специальных оправок для запрессовки де­талей. При установке ведущей шестерни в картер редуктора необ­ходимо выполнить ее регулировку подбором и установкой регули­ровочного кольца необходимой толщины.

Проверка зацепления шестерен главной передачи после сборки производится по пятнам контакта с использованием крас­ки так же, как и парных шестерен короб­ки передач. При этом смазывают краской зубья ведомой шестерни и прокручивают ведущую шестер­ню в одну и другую сторону, чтобы получить пятна контакта на ведо­мой шестерне, соответствующие ее вращению при движении автомо­биля вперед и задним ходом (рис. 1).

Рас. 1. Расположение пятен контакта на ведомой шестерне главной передачи: I — сторона переднего хода; II — сторона задне­го хода.

Зацепление считается нор­мальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятна контакта будут расположены равномерно, ближе к узкому торцу зуба, занимая примерно 2/3 длины зуба и не заходя на его вершину и основание (рис. 1, д). Для регулировки зацепления в случае смеще­ния пятен контакта (рис. 1, а-г) необходимо установить регулиро­вочное кольцо увеличенной или уменьшенной тол­щины с повторной разборкой и сборкой редуктора и повторной регу­лировкой преднатяга его подшипников и регулировкой бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи в вышеописанном порядке.

Основная литература: В.М. Вла­сов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.

Вопросы для составления конспекта:

1. Какие основные признаки неисправности коробки передач?

2. Что является основными причинами затрудненного переключения передач?

3. Что является основными причинами самопроизвольного выключения передач?

4. Что является основными причинами подтекания масла из корпуса коробки передач?

5. В каком случае производится ремонт коробки передач?

6. Какие основные признаки неисправности главной передачи и дифференциала?

7. Что является основными причинами повышенного шума в картере ведущего моста при движении?

8. Что является основными причинами стуков в картере ведущего моста?

9. Что является основными причинами повышенного нагрева картера ведущего моста?

10. Что является основными причинами подтекания масла из картера ведущего моста?

11. Какие работы включает в себя ремонт главной передачи и дифференциала?

12. Какие работы включает в себя контроль технического состояния деталей главной передачи и дифференциала?

13. В какой последовательности производится сборка редуктора ведущего моста?

14. Каким образом производится проверка зацепления шестерен главной передачи после сборки?

 

Задание для закрепления изученной темы:

1. Используя материал изученной темы и другие источники информации составить таблицу следующей формы:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: