Семинар 4-5. Проблема коллектива в педагогике (Семинар-дискуссия)




Семестр

Семинар 1. Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс. (Семинар)

План

1. Функции воспитания как явления общественной жизни.

2. Факторы воспитания.

3. Воспитание как составная часть педагогического процесса.

4. Движущие силы воспитательного процесса

5. Психологические основы воспитания.

6. Закономерности и принципы воспитательного процесса.

 

Литература:

 

1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень, 2003.

2. Классному руководителю /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.

3. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. – Екатеринбург, 1999.

4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999.

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2000.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.

8. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс: Учебное пособие. – Тобольск, 2005.

9. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1998.

10. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.

Семинар 2-3. Цели и содержание воспитания (Практическое занятие, деловая игра)

План

1. Сущность категории «педагогическая цель». Подходы к её определению.

2. Таксономия целей. Источники целеполагания.

3. Целеполагание в процессе воспитания.

4. Взаимосвязь цели и содержания воспитания. Основные направления содержания воспитания.

5. Концепция духовно-нравственного воспитания как основа ФГОС.

6. Разработать фрагмент воспитального мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Задания:

1. Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем:

Понятие цели в отечественной и зарубежной педагогике.

Роль и методика целеполагания в деятельности учителя (классного руководителя).

Методические рекомендации

1.По третьему и четвертому вопросам можно провести анализ разработок воспитательных мероприятий, дневников практики, конспектов уроков: правильно ли поставлены цели и задачи, если неправильно – скорректировать их.

2. На занятии можно использовать методику «Стена», которая нацелена на развитие рефлексии по поводу целей и ценностей современного образования. Методика осуществляется следующим образом. Студенты в группе получают некоторое количество небольших карточек («кирпичиков»), на которых сформулированы образовательные цели или ценности. В качестве примера можно привести следующие:

1. Учащиеся должны научиться писать правильно.

2. Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок.

3. Учащиеся должны знать ценности и нормы общества.

4. Учащимся должно быть совершенно ясно значение учебного материала для повседневной жизни.

5. Учащиеся должны учиться думать самостоятельно.

6. Я думаю, моя задача задавать больше вопросов, нежели давать ответы.

7. Я хочу использовать деятельностный подход в обучении.

8. Я хочу стимулировать размышления учащихся над их поведением.

9. Я хочу развивать сотрудничество между моими учениками.

10. Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе и др.

Некоторые из кирпичиков выдаются чистыми, для того чтобы студенты могли сформулировать свои собственные образовательные цели или ценности.

Задание выполняется микрогруппой из 4-5 человек и формулируется следующим образом:

Методика «Стена».

«Образуйте группу из 4-5 человек и постройте свою собственную «Стену целей и ценностей образования» из предложенных вам кирпичиков. При этом устанавливайте кирпичики с наиболее важными для вас целями в нижнюю часть стены, надстраивая её менее важными, с вашей точки зрения. Кирпичики готовой стены наклейте на лист бумаги. Если в предложенном перечне вы обнаружите цели или ценности абсолютно для вас неприемлемые, нарисуйте на листе корзину для мусора, туда можно «сложить» (приклеить) ненужные кирпичики. На пустых кирпичиках напишите недостающие, по вашему мнению, цели.

Продумайте, как вы прокомментируете свою стену, какие доводы и аргументы приведете, каким примерами проиллюстрируете».

Все листы с выполненным заданием вывешиваются на доску. Студенты должны иметь возможность рассмотреть все стены и высказать своё мнение.

 

Литература

 

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. – СПБ., 2005.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.,1996.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2000.

4. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед.вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2002.

5. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.,1998.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие. – М., 2000.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

 

Семинар 4-5. Проблема коллектива в педагогике (Семинар-дискуссия)

План

1. Классики педагогики о коллективе.

2. Этапы формирования коллектива.

3. Стадии развития коллектива.

4. Законы жизнедеятельности коллектива.

5. Методы создания и сплочения коллектива.

6. Коллектив и личность – пути взаимодействия (групповая дискуссия)

 

Литература:

1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.,1986.

2. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2005.

3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т.5.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1975.

Семинар 6. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества (Семинар на основе техники «Концептуальная таблица»)

План

1. Изменение роли и функции образования в современном обществе.

2. Концептуальная таблица: оценка роли образования с точки зрения различных теорий и концепций: культурологической, аксиологической, прагматической, знаниевой, копметентностной, формального и материального образования, информационной и др.

Литература:

1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. вузов / С. В. Воробьева. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

2. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

3. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. вузов / Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

4. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. Ю. Федорова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2009. - 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: