UM 3302 УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
Объем 2 кредита
Авторы:
доктор экономических наук, профессор Нысанбаев С.Н.
кандидат экономических наук, доцент Рахимжанова А.Ж.
кандидат экономических наук, доцент КазНУ им.аль-Фараби Ахметова З.Б.
ст.преподаватель КазНУ им. аль-Фараби Бакирбаев Б.Т.
преподаватель КазНУ им. аль-Фараби Алибеков А.Б.
Рецензенты
доктор экономических наук,
профессор Международная академия бизнеса Ташенова С.Д.
кандидат экономических наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби Бейжанова А.Т.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие современной экономики Республики Казахстан в условиях
конкурентного рынка и глобализации требует подготовки специалистов
нового типа на основе разработки учебных программ рыночной ориентации.
Глубокие знания рыночных механизмов, принципов и методов управления
рынком и экономической конъюнктуры, совокупности организационно-
управленческих принципов результативного воздействия на конкурентные
позиции фирм в экономике рыночной системы дает курс управления
маркетингом. Этим определяется необходимость и значимость подготовки
специалистов по маркетингу, обладающих навыками и методами
управленческой работы в современных рыночных условиях.
Пререквизиты: <<Маркетинг>>, << Менеджмент>>, <<Маркетинговые
исследования>>.
При изучении данного курса, согласно типовому учебному плану ГОСО
РК, в качество смежных являются дисциплины: <<Международный
маркетинг>>, <<Маркетинговые коммуникации>> и др. Необходимость
параллельного изучения данных курсов определяется тем, что принятие
маркетинговых управленческих решений осуществляется на основе
комплексного исследования рынка, а реализациях их происходит путем
осуществления коммуникаций с рынком.
В результате изучения дисциплины <<Управление маркетингом>>
студенты должны знать:
- сущность, содержание и принципы управления маркетингом,
значение функции управления маркетинговой деятельностью на
предприятии, обобщенную структуру цикла управления маркетинго;
- основы организации процесса управления маркетингом.
- стратегию и тактику управления основными факторами комплекса
маркетинга: товаром, ценой, распределением и продвижением;
- достоинства и недостатки организации служб маркетинга:
функциональной, товарной (продуктовой), региональный и сегментной
(рыночной) направленности;
- специфику и сущностную взаимосвязь маркетинговые планирования
И контроля, а также основу их организации и реализации в практике
функционирования фирм.
В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками
Организационно-управленческой работы и уметь:
- разрабатывать и экономически обосновывать оперативные и
Стратегические маркетинговые планы в деятельности фирмы;
- организовывать службу маркетинга на фирме как подразделения,
Обеспечивающего координацию и оптимизацию всех его структур;
- принимать согласованные, взвешенные решения в области товарной,
ценовой, распределительной и коммуникативной политики;
- контролировать маркетинговую деятельность и оценивать
результативность маркетинговых усилий фирмы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Развитие теории и практики управления маркетингом непосредственно
связано со становлением и развитием маркетинга как научной дисциплины.
Маркетинг – одно из самых молодых направлений науки, связанных с
Бизнесом и управлением, возникшим в США и Японии в средине ХХ века.
В настоящее время маркетинговые принципы управления составляют основу
деятельности успешных компаний. Первоначально практика маркетинга
охватывала вопросы стимулирования сбыта, рекламы, продвижения товара.
Теоретическое обоснование методов маркетинга привело к формированию
определенной философии управления предприятием на основе поиска и
удовлетворения потребностей целевого сегмента потребителей. Такого рода
деятельность требует четкого планирования, организации, управления и
Контроля реализации разработанных планов и программ с принятием
Управленческих решений.
Управление маркетингом как научная дисциплина является одной из
основных при получении профессионального образования в области
маркетинга. В структуре управления фирмой управление маркетингом
является основной реализации стратегических планов деятельности компании.
Это определяется тем, что квалифицированный специалист должен обладать
знаниями и навыками управленческой деятельности в области маркетинга
для создания и поддержания конкурентоспособности фирмы и ее продукции
в долгосрочный перспективе.
Цель курса - изучение теоретических основ и концепции управления
Маркетингом, а также овладение навыками их осуществления в практической
деятельности.
Для достижения цели изучаемой дисциплины необходимо решить
следующие задачи.
- выяснить сущность, функции и принципы управления маркетинговой
деятельностью;
- определить виды организационных структур службы маркетинга,
основных требований предъявляемых к ним;
- рассмотреть процесс управления, маркетингом по основным
составляющим маркетинга - микс: управления товаром, ценой,
распределением и продвижением;
- изучить процесс управления маркетингом по его основным
функциям: маркетинговое планирование, организация маркетинга,
маркетинговой контроль и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Название тем |
Сущность, цели и принципы управления маркетингом | |
Содержание и структура стратегического управления фирмой | |
Оценка и анализ внутреннего потенциала фирмы | |
Анализ внешней среды фирмы | |
Стратегическое и оперативное планирование маркетинга фирмы | |
Маркетинг как интегрирующая функция управления фирмой | |
Содержание управления маркетингом | |
Методы стратегического анализа в управлении маркетингом | |
Управление маркетингом на корпоративном уровне | |
Управление маркетингом на функциональном уровне | |
Продуктовая стратегия маркетинга на инструментальном уровне | |
Ценовые стратегия маркетинга на инструментальном уровне | |
Стратегия распределения на инструментальном уровне | |
Стратегии продвижения товаров на инструментальном уровне | |
Контроль, оценка и аудит маркетинга |
ОСНОВАЯ ЧАСТЬ
Сущность, цели и принципы управления маркетингом
Объект, предмет курса. Методы, применяемые в управлении
маркетингом. Цели и задачи курс. Его связь с другими дисциплинами,
эволюцией концепций маркетинга и его функциями.
Специфика изучения, значения и структура курса.
Содержание и структура стратегического управления фирмой
Условие выживание в конкурентной среде. Конкурентной позиция
Фирмы. Положение фирмы в долгосрочный период.