Изучение нового материала. Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики страны или мира в целом




Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики страны или мира в целом как совокупность экономических показателей: инфляции, безработицы, уровня внутреннего валового продукта, внутреннего национального продукта и других макроэкономических характеристик. На основе анализа обобщённых данных макроэкономика позволяет оценить закономерные связи экономических явлений, прогнозировать развитие рыночной ситуации, разрабатывать принципы и механизмы экономической политики государства.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики.

Важность изучения макроэкономики состоит в следующем:

1. она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;

2. знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики;

3. знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

 

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих отношений являются конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Бюджетные ассигнования осуществляются в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых предприятий, жилищного хозяйства и т.д. Бюджет играет важную роль также в социальной защите граждан и развития непроизводственной сферы. Часть бюджетных средств государство направляет на оборону, содержание правоохранительных органов, аппарата управления и т.д.

С целью выяснения роли и значения бюджетных расходов в со- циально-экономической жизни государства финансовой теорией и практикой разработана классификация бюджетных расходов. Одним из важнейших признаков такой классификации является функциональная, отражающая направления использования средств бюджета для выполнения конкретных функций государства.

Функциональное разделение расходов бюджета

Функция государства Расходы бюджета
Управленческая • Государственное управление; • судебная власть и прокуратура; • правоохранительные органы и служба безопасности; • финансовые и таможенные органы
Оборонная Национальная оборона (финансирование расходов Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничных войск, Штаба гражданской обороны, учебных организаций Общества содействия обороне и др.)
Социальная • Социальная защита и социальное обеспечение населения (расходы на индексацию доходов и заработной платы работников учреждений, финансируемых за счет бюджета; выплаты компенсаций населению на детей; пенсии и выплаты компенсаций военнослужащим и членам их семей; средства на охрану материнства и детства; денежная помощь малообеспеченным слоям населения); • социальная сфера (образование, подготовка кадров, культура, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, молодежные программы, физическая культура и спорт)
Экономическая • Экономическая деятельность государства (капитальные вложения, финансирование реконструкции предприятий, наращивания производства потребительских товаров и продукции производственного назначения и т.д.); • фундаментальные научные исследования

 

Функциональное разделение расходов позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует направлять в социальную сферу больше средств бюджета, обеспечивая тем самым ускоренные темпы ее роста.

Важным критерием классификации расходов бюджета является предметное направление соответствующих денежных потоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержание сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные расходы (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим государствам.

(Государственный долг (DG) - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов государства. Внутренний государственный долг (D) - это задолженность государства домохозяйствам и фирмам страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством. Внешний государственный долг (DI) - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.)

Экономическая сущность государственного долга проявляется через такие две присущие ему функции:

♦ фискальную - привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;

♦ регулятивную - корректировка объема денежной массы через покупку-продажу ценных бумаг Национальным (Центральным) банком страны.

Главными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики, сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшение) государственных расходов, влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что увеличивает бюджетный дефицит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: