Особенности воспитательного процесса с точки зрения целостного подхода




Сущность целостности воспитательного процесса

Целостный педагогический процесс:

отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;

систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.

Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой).

Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

уровень обученности ребенка;

уровень его воспитанности.

Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрирование, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

целевой;

стимулирующе-мотивационный;

содержательный;

операционно-действенный;

контрольно-регулировочный;

оценочно-результативный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения

В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:

учение;

преподавание.

Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является термин «учебно-воспитательный процесс». Этот процесс представляет собой совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учащихся. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют и свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Особенности воспитательного процесса с точки зрения целостного подхода

В трудах П. П. Болонского и С. Т. Чацкого воспитание рассматривается как единый и целостный процесс формирования личности, в котором необходимо учитывать особенности растущей и развивающейся личности ребенка.

Значительно обогатило теорию коммунистического воспитания учение А. С. Макаренко о детском коллективе как средстве включения подрастающего поколения в систему коммунистических отношений. А. С. Макаренко обосновал теорию и методику трудового и нравственного воспитания детей и молодежи, он по праву считается первооткрывателем педагогики семейного воспитания в условиях социалистического общества. Особенную ценность для теории коммунистического воспитания представляют труды А. С. Макаренко о цели воспитания, методике организации воспитательного процесса, методах и приемах воспитания, формирования дисциплинированности деятельности на первое место выдвигаются вопросы воспитания гражданственности, советского патриотизма, коммунистического отношения к труду.

В. А. Сухомлинский научно обосновал роль природы в формировании всесторонне развитой личности, воспитании доброты, гуманности. Особое внимание он обращает на методику организации труда школьников, на воспитание чувства хозяина родной земли.

Целостный подход — личность понимается как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Личностный подход — ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития.

Деятельностный подход предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного изучения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Этот подход требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними. Это предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и учет их при построении и осуществлении педагогического процесса.

Диалогический подход — уникальность человеческой личности рождается и проявляется лишь в диалогическом общении. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностном составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании этот подход означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук

К. Д. Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К. Д. Ушинского — неизменная истина педагогики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: