Задачи и тесты к практическим занятиям по дисциплинам «Менеджмент», «Теория организации»




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

Менеджмент

 

Методические указания к контрольной работе

 

 

Ухта, УГТУ, 2015

УДК 005(075.8)

ББК 65.290-2 я7

Н 56

 

Нестерова, О.В.

Н 56 Менеджмент [Текст]: метод. указания / О.В. Нестерова. – Ухта: УГТУ, 2015. – 16 с.

 

Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплинам «Менеджмент», «Теория организации» для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент.

Методические указания охватывают основные разделы дисциплин «Менеджмент», «Теория организации».

Содержание контрольных заданий соответствует рабочей программе.

 

УДК 005(075.8)

ББК 65.290-2 я7

 

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры Менеджмента от 23.04.2015, пр. № 9.

 

Рецензент: Т.Б. Саматова, доцент кафедры Менеджмента

 

Редактор: Д.С. Семёнов

 

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

 

План 2015 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем ______ с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

 

 

© Ухтинский государственный технический университет, 2015

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания по выполнению контрольной работы......... 4

2. Варианты контрольной работы..................................................................... 8

3. Задачи и тесты к практическим занятиям по дисциплинам «Менеджмент», «Теория организации».................................................................................................... 11

Библиографический список.............................................................................. 16

 

 

1. Общие методические указания
по выполнению контрольной работы

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» студент должен:

Знать:

– основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

– принципы развития и закономерности функционирования организации;

– роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

– основные бизнес-процессы в организации;

– основные этапы эволюции управленческой мысли;

– основных теорий менеджмента, мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

– способы оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений;

– взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

– основные принципы разработки стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

– современные системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;

– основы и функции межкультурных среды и отношений в менеджменте;

– основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;

– базу проверки аудита человеческих ресурсов и диагностики организационной культуры;

– оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования;

– тенденции и закономерности развития инновационных процессов на предприятии, основные факторы и условия, определяющие их эффективную реализацию;

– систему взаимосвязи между производственными и другими функциональными стратегиями компаний с целью подготовки

– сбалансированных управленческих решений;

– стратегию управления человеческими ресурсами организаций, планирования и осуществления мероприятий, направленных на ее реализацию;

– принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

– типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

– основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

– виды управленческих решений и методы их принятия

– основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

– типы организационной культуры и методы ее формирования;

– основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

– бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом.

Уметь:

– ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

– анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

– анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

– организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

– проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

– разрабатывать процедуры и методы управленческого контроля;

– эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

– анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации;

– решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;

– управленчески и экономически мыслить;

– принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;

– использовать системы современных показателей для характеристики социально-экономической, производственной, управленческой деятельности предприятий с учетом отраслевой принадлежности;

– подбирать и проводить анализ информации, необходимой для выполнения конкретных расчетов, подготовить исходные данные,

– провести расчеты и анализ специфических для сферы деятельности показателей на основе типовых методов и методик;

– подготовить аналитический отчет по выполненным заданиям, провести их презентацию и документально оформить;

– выполнять мониторинг справочной и нормативной информации (документации), используемой в деятельности предприятия и вносить в не соответствующие изменения в установленном порядке;

– составлять служебные и разъяснительные документы, владеть современным деловым языком экономистов и менеджеров.

Владеть:

– методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

– современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

– различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

– количественными и качественными методами анализа при принятии

– управленческих решений и разработки экономических и организационно-управленческих моделей;

– технологиями делового общения: публичных выступлений, переговоров, проведения совещаний, деловой переписки, электронной коммуникации.

Контрольная работа является важной формой самостоятельной работы студентов. Ее выполнение предусмотрено учебным планом на завершающем этапе изучения дисциплины. Контрольная работа имеет своей целью углубление теоретических знаний в области управления персоналом и применение их к практическим условиям деятельности предприятий, а также знакомство с типовыми положениями, методиками и нормативными документами по вопросам менеджмента.

Студенты в ходе выполнения работы изучают специальную литературу; учатся логично излагать материал; самостоятельно обобщать полученные результаты в выводах; анализируют реальные ситуации на примере выбранных организаций. Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент» является частью учебного процесса, способствует приобретению умений и навыков самостоятельной и практической работы. Целью выполнения контрольной работы является закрепление, углубление и обобщение знаний, получаемых в процессе обучения. Выполнение контрольной работы даст возможность студенту расширить свои знания по дисциплине при помощи более углубленного изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Контрольную работу следует оформить на листах А4 или в тетради с пронумерованными страницами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена (на компьютере или написана разборчивым почерком). В тетради необходимо оставлять поля. Обложка оформляется по общепринятому установленному образцу. При оформлении материалов работы допускается использование таблиц, рисунков, схем, диаграмм. Материал, дополняющий текст контрольной работы, но выходящий за пределы установленного объема, можно поместить в приложении.

Набор текста контрольной работы должен быть выполнен в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 с параметрами страницы: размер – формат А4, поля со всех сторон 2 см; расстояние от края страницы до колонтитула – 1 см. Страницы нумеруются сверху от центра. Текст набирается через одинарный интервал с выравниванием по ширине, абзацный отступ 0,75. Должен быть включен режим автоматического переноса слов и параметр «запрет висячих строк».

Знак «точка» в конце заголовков не ставится. Заголовки располагать по центру или с абзацным отступом. Ключевые слова, понятия и определения выделять в зависимости от уровня важности различными способами: прямым жирным шрифтом, курсивом жирным или светлым, набивкой «вразрядку».

Предлагаемый материал должен быть хорошо структурирован, рубрикационные заголовки следует излагать в краткой и лаконичной формулировке. Все аббревиатуры, кроме общепринятых, необходимо раскрыть в первом случае употребления.

Варианты контрольной работы приведены в разделе 2. Выбор варианта осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки, причем если последняя цифра – ноль, то следует делать 10-й вариант.

 

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Дайте характеристику миссии организации: ее содержание, роль, факторы, примеры.

2. Школа научного управления.

3. Понятие групп. Особенности их формирования.

Вариант 2

1. Организация: понятие и основные характеристики.

2. Процесс управления и его характеристика.

3. Оказывает ли воздействие на стиль руководства изменчивость внешней среды организации? Объясните.

Вариант 3

1. Структура управления. Виды структур, их характеристика, достоинства и недостатки.

2. Внешняя среда организации, факторы прямого и косвенного влияния.

3. Привести три примера ситуаций, где в управленческой практике применялись предварительный, текущий, промежуточный и заключительный контроль, с указанием основной цели каждого вида контроля.

Вариант 4

1. Классическая (административная) школа в управлении.

2. Мотивация, ее сущность и роль в процессе менеджмента, основные мотивационные теории.

3. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

1) выбор канала связи и передача сообщения;

2) формирование идеи;

3) передача ответа;

4) декодирование и восприятие информации;

5) интерпретация сообщения и формирование ответа;

6) кодирование информации и формирование сообщения.

Вариант 5

1. Управленческое решение, понятие, значение и определение.

2. Конфликт: определение, структура, психологические аспекты, классификация. Управление конфликтами.

3. Перечислите организации, которые влияют на вашу жизнь. Каким образом они влияют на вас?

Вариант 6

1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

2. Основные функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм.

3. Какие преграды возникают на путях обмена информацией в организации (на примере вашего предприятия)?

Вариант 7

1. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте. Основные требования, предъявляемые к целям. Способы реализации целей.

2. Контроль как функция управления. Понятие и виды контроля.

3. В некоторых организациях персональная оплата труда является секретной информацией. Причём работникам запрещается говорить о своей оплате. Ваша оценка подобной политики.

Вариант 8

1. Планирование как функция управления. Понятие, виды, основные элементы.

2. Формы власти в организации.

3. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваций для следующих лиц:

1. Вас лично на работе (в университете).

2. Квалифицированного рабочего.

3. Менеджера в офисе.

4. Профессионала (врача, юриста, преподавателя).

5. Неквалифицированного работника.

Вариант 9

1. Сущность и виды коммуникаций.

2. Организация взаимодействия как функция управления (понятие, значение, основные решения).

3. Какие факторы оказывают косвенное влияние на состояние организации?

а) изменение состояния мировой экономики;

б) изменение условий поставки ресурсов;

в) изменение состояния национальной экономики;

г) изменение конъюнктуры рынка;

д) изменение содержания федеральных законов.

Вариант 10

1. Внутренняя среда организации..

2. Лидерство и стиль управления. Соотношение власти и влияния. Инструменты воздействия лидера на коллектив.

3. Общие функции управления включают:

а) мотивацию;

б) контроль;

в) хранение;

г) проектирование;

д) организацию взаимодействия;

е) планирование;

ж) учет.

 

Задачи и тесты к практическим занятиям по дисциплинам «Менеджмент», «Теория организации»

1. Задача. Постройте организационную схему управления исходя из перечисленных должностей:

- генеральный директор;

- президент;

- отдел продаж;

- начальник отдела продаж;

- группа розничной торговли;

- менеджер по продажам 1;

- менеджер по продажам 2;

- группа сетевых продаж;

- бухгалтерия;

- бухгалтер;

- кассир;

- аудитор;

- отдел кадров;

- начальник отдела кадров;

- специалист по подбору персонала.

2. Задача. Перечислить, какими чертами характера должен обладать современные менеджер. Прокомментируйте цитату: «Успех и неудачи предприятия – это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджера».

3. Тест. Эффективность управления – это:

а) уровень затрат;

б) сокращение времени;

в) увеличение выпуска товара;

г) сопоставление затрат и результатов.

4. Задача. Разработайте должностную инструкцию ведущего менеджера отдела оптовых продаж в соответствии с занимаемой им должностью по следующей схеме:

1. Общие положения

2. Функциональные обязанности.

3. Права.

4. Ответственность.

5. Задача. Дайте понятие «дерева целей». Составьте «дерево целей» для вашей организации.

6. Задача. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы.

Выберите наиболее приемлемый вариант решения и объясните ваш выбор.

А. Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника, предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.

В. Выразить свое несогласие с решением начальника, предупредив о том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные вашему подчиненному без вашего согласия.

Г. В интересах дела отменить задание начальника и приказать подчиненному продолжать начатую работу.

7. Задача. Дайте общую характеристику вашей организации в заданной последовательности:

А. Ресурсы.

Б. Внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность организации.

В. Миссия и цели функционирования.

Г. Организационная структура управления.

Выявите имеющиеся недостатки и сформулируйте предложения по совершенствованию деятельности организации.

8. Тест. К компетенции службы персонала относятся функции (выберите несколько):

а) распределение властных полномочий;

б) обучение персонала;

в) определение потребностей в повышении квалификации персонала;

г) изменение организационной структуры (ВОЗМОЖНО);

д) управление конфликтами в организации.

9. Задача. Сотрудник вашего отдела допустил халатность: не внес уточненные данные в информацию, направленную в вышестоящий орган.

Действия руководителя:

А. Посочувствовать работнику. Пустив ситуацию на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя.

Д. Другой вариант.

10. Задача. Представьте, что вы получили на экзамене оценку, которая вас не устраивает. Это положило начало межличностному конфликту между вами и преподавателем. Постарайтесь описать данный конфликт, заполнив таблицу:

Термины Краткий ответ Ситуационное объяснение (7–10 слов)
Источник или причина конфликта    
Конструктивные начала конфликта    
Тип конфликта    
Уровень конфликта    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны студента    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны преподавателя (ваше мнение)    

11. Задача. Заполните «лист желаний», объясняя логику ваших желаний и потребностей.

Лист желаний

Вещи, которые вам хочется получить в жизни Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить Какая мотивационная теория лучше объясняет выбранные вами потребности
Лист А – краткосрочные желания    
Лист В – долгосрочные желания    

12. Тест. Укажите основное требование к управленческому решению:

а) должно соответствовать действующему законодательству и уставным документам организации;

б) иметь четкую целевую направленность;

в) имеет параметры для внешнего и внутреннего контроля.

13. Тест. Стратегия расширения ассортимента и повышения качества называется:

а) лидерством по ценам;

б) фокусной стратегией;

в) стратегией ниши;

г) стратегией дифференцирования.

14. Задача. Создать таблицу методов управления и дать основные характеристики по следующим видам воздействия:

1) Основа применения

2) Подходы к реализации

3) Требования к субъекту

4) Организационное воздействие

5) Административное воздействие

6) Материальное воздействие

7) Моральное воздействие

15. Задача. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите?

А. Скажете, что премии распределяются и утверждаются в соответствии с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Г. Другой вариант.

16. Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере своей организации).

Укажите состав, цели и задачи неформальной группы. Насколько они совпадают с целями и задачами формальной организации? Какими должны быть действия менеджера в отношении неформальной группы и ее лидеров, чтобы достигнуть целей, стоящих перед организацией?

17. Тест. В 1911 г. была опубликована работа Тейлора «Принципы научного управления». Одним из его тезисов было:

а) изучать межличностные отношения в коллективе;

б) отбор рабочих на основе научных критериев; их тренировка и обучение;

в) ценить инициативу работника;

г) корпоративный дух.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: