Интересные факты из истории Санкт-Петербурга




  1. Санкт-Петербург – молодой город, ему всего лишь 300 лет, но среди крупнейших городов Европы он считается одним из самых старых. Здания, возведенные в Петербурге до 1917 года, практически полностью сохранились. Сейчас их насчитывается около 18 тысяч. От Обводного канала до Невы и от Александро-Невской лавры до порта Санкт-Петербург выглядит практически так же, как до 1917 года. Ни в одном городе Европы или Америки не найдется такого количества сохранившихся старых зданий. Не зря Петербург называют «музеем под открытым небом». Кроме того, в мире больше нет мест, где можно одновременно увидеть постройки таких разных архитектурных стилей, как классицизм, эклектика и модерн.
  2. Длина реки Невы всего лишь 74 км, но, не смотря на это, она протекает по территории немногим меньше, чем территория Италии. В дельту Невы входят озера Ладожское, Онежское, Сайма, Ильмень, а также реки Свирь, Волхов и Вуокса. В мире существует еще только одна аналогичная водная система — Великие озера в Северной Америке. Главная река Санкт-Петербурга Нева несет больше воды, чем Дон и Днепр вместе взятые.
  3. В Санкт-Петербурге находится самый высокий в России собор – Петропавловский, здесь находится усыпальница Романовых. Высота его колокольни с золоченым шпилем, увенчанным фигурой летящего ангела, – 122,5 метра.
  4. В годы войны, во время блокады Ленинграда самые ценные здания и скульптуры по возможности прятали от бомбежек, маскировали. Медный всадник завалили по шею мешками с песком, позолоченные купол Исаакиевского собора и шпиль Петропавловского закрасили серой краской, а для шпиля Адмиралтейства сшили специальный чехол. Скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту, которые придумал любимец Николая I барон Петр Клодт, вызывали такой восторг, что их пришлось повторить для королевского дворца в Берлине, неаполитанского королевского дворца, «Бельведера» в Петергофе и конного двора Кузьминка в подмосковье.
  5. В Санкт-Петербурге самый глубокий метрополитен в мире. Город был построен на болотистой местности, поэтому туннели метро нужно было прокладывать под коренными породами. Туннели петербургского метрополитена пролегают на глубине примерно 70—80 метров.
  6. Санкт-Петербург — столица трамваев. Протяженность трамвайных путей в городе составляет более 600 км. Этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
  7. В Горном музее Санкт-Петербурга хранится самый большой в мире кусок малахита. Камень весит 1504 кг. Он был привезён с Урала и находится в музее с 1787 года.
  8. Самая популярная среди невских рыб – корюшка. Эта маленькая рыбка из отряда сельдеобразных с огуречным запахом считается одним из брендов Северной столицы. В первые весенние месяцы она поднимается из Финского залива на нерест вверх по Неве.
  9. В пригороде Петербурга Кронштадте на Июльской улице находится Кронштадтский футшток – это металлическая рейка с делениями для измерения уровня воды в Балтийском море. От нулевого деления этого футштока ведется отсчет глубин и высот на всей территории России.
  10. В Зоологическом музее можно увидеть чучело самой старой собаки Петербурга – фаворитки Петра I Лизетты. Там же для обозрения выставлен и конь, на котором император гарцевал перед шведскими полками в Полтавской битве, – что характерно, его тоже звали Лизетт. Должно быть, не случайно и самая удачливая дочь Петра носила это имя.
  11. В Санкт-Петербурге находится единственный в мире конный монумент, имеющий лишь две точки опоры, – это памятник Николаю I работы Петра Клодта на Исаакиевской площади.
  12. На Одесской улице в Песках установлен памятник фонарщику. Именно здесь 11 июля 1873 года были проведены первые опыты электрического освещения улицы. За это изобретатель Лодыгин получил Ломоносовскую премию. В результате успеха Лодыгина петербургские фонарщики потеряли работу, так что это памятник жертвам технического прогресса.
  13. На Коломенской улице из стены дома 45 торчит чугунная голова лошади. Это все, что осталось от Ямской части, главного скопления извозчичьих дворов в дореволюционном Петербурге.
  14. Непостоянство петербургской погоды объясняется целым рядом причин: близость Финского залива, внутренними водами, которые занимают 10% территории города, а также множеством рек, болот и озер. Но главная причина частой смены погодных условий состоит в том, что Петербург расположен близко к «главному арктическому фронту», где встречаются теплый воздух средних широт и холодный воздух широт высоких и рождаются циклоны. Часто эти циклоны захватывают значительную часть города.
  15. Принято считать, что сезон «Белых ночей» в Петербурге начинаются 25 мая. К 21 – 22 июня наступает самое светлое время, когда на ночном небе почти не видны даже самые ярчайшие звезды. После трехдневного солнцестояния продолжительность дня начинает плавно сокращаться. Концом петербургских «Белых ночей» можно считать 17 – 18 июля.
  16. Петербург каждый год страдает от наводнений. На протяжении двух столетий бытовало мнение, что основная причина стихии – Нева. Однако это не так. Было установлено, что циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток по земному шару, и сопровождаются сильными ветрами. Таким образом, ветры циклона сгоняют воду к горлу Финского залива, образуя на поверхности «припухлость», которая растекается в стороны в виде свободной волны, высотой до 50 сантиметров, набирая по пути силу и высоту до 5 метров. Весь залив волна пробегает за 7 – 9 часов, а затем с громадным напором врезаясь в Невскую губу и устье реки Невы, вызывает быстрый подъем воды. За всю историю город более 300 раз отражал натиски воды. Всего было три катастрофических наводнения: 10 сентября 1777 года, 7 ноября 1824 и 23 сентября 1924 года.
  17. Санкт-Петербург за более чем трёхсотлетнюю историю сменил несколько имён. Первое название – «Питербурх» - сразу после закладки, в дальнейшем оно видоизменилось в «Санкт-Петербург», также первое время город называли Петрополем, а иногда Петрополисом. В 1914 город стали именовать «Петроград». В 1924, после смерти Ленина город переименовали в Ленинград, а в 1991 городу было возвращено его первоначальное название – Санкт-Петербург.
  18. В 18 веке нумерация домов была довольно забавной: участки улиц проходящих в разных районах города нумеровались заново с 1 номера. Так, если улица проходила, например, в трех районах, то на ней было три дома с одинаковыми номерами. По приказу Павла I все дома в Петербурге пронумеровали подряд – от 1 и до последнего. Так появились дома с трех и даже четырехзначными номерами.
  19. Центр Петербурга в разное время располагался в четырех разных местах: на Заячьем острове, На Петроградской стороне, на Васильевском острове, пока наконец не переместился на Левый берег Невы.
  20. Несмотря на общее представление о допетровских временах, доказанным фактом является то, что на месте исторического центра Санкт-Петербурга при его основании существовало множество поселений (по некоторым данным – около 40), часть из которых была здесь еще до прихода шведов.
  21. Тем не менее, в 18 веке совсем недалеко, на территории современного Елагинова острова, обитали медведи.
  22. Первые в России полицейские жезлы появились в Петрбурге в 1907 году. Для остановки экипажа или пешеходов постовой поднимал белую трость вверх по направлению движения.
  23. С начала и до середины XIX века на улицах Петербурга настрого запрещалось курить. Мостовые, тротуары, а также дома в то время строились в большом количестве из дерева и не редко из-за брошенного окурка начинался пожар.
  24. Раньше из Петропавловской колокольни в полдень можно было услышать не только бой курантов, но и игру органа.
  25. В 1717 году Петром I был издан указ, обязывающий каждого домовладельца подметать мостки у своего дома и поправлять мостовую. Это были первые в мире правила защиты городской среды от загрязнения.
  26. В США находится 15 городов с названием Петербург. Самым большим является Сент-Питерсберг в штате Флорида, на берегу залива Тампа.
  27. Малая планета «Ленинград», открытая в 1968 году астрономом Т.М.Смирновой находится в 220 млн. километров от города на Неве.
  28. Эмблема Петербургского метро «(\/)» состоит из элементов «\» и «/» — «эскалаторов», элементов «(» и «)» — «сводов тоннеля».

Московский проспект

Проспект проходит на 10,5 километров вдоль Пулковского меридиана. Исторически магистраль формировалась как часть почтового тракта, соединявшего Санкт-Петербург с Новгородом, Тверью и Москвой. Проспект проходит от Сенной площади до площади Победы.

Там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы и взимали сборы. Это место называли "Первая (Ближняя) Рогатка". Вторая, Средняя Рогатка находилась в месте нынешней площади Победы.. Здесь ещё стоял столб с изображением трёх дорог на Петербург, на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. С ХVIII в. название Средняя Рогатка закрепляется на местности как имя собственное Третья, Дальняя Рогатка была у подножья Пулковской горы. В 1714 году на Средней Рогатке был построен одноэтажный деревянный путевой дворец для отдыха в дороге. Застройка по сторонам дороги изначально носила усадебный характер.

Традиция строительства арок, триумфальных ворот, колонн в память о военных триумфах ведет свое начало со времен Древнего Рима. Первыми триумфальными воротами в Санкт-Петербурге были Петровские ворота Петропавловской крепости. В первой половине XVIII века построили Троицкие ворота, Морские ворота, Адмиралтейские ворота и другие. Строительство Московских ворот происходило уже в первой половине XIX века.

Московские триумфальные ворота были возведены по проекту архитектора В.П. Стасова в честь победоносного завершения русско-персидской (1826-1828) русско-турецкой войны (1828-1829). Они разместились у бывшей Московской заставы (отсюда название), ныне площадь у станции метро «Московские ворота». Для того времени ворота являлись самым крупным сооружением в мире, выполненном из чугуна с медными коваными деталями. 16 октября 1838 года состоялось торжественное открытие триумфальных ворот. Московские ворота выполнены в стиле ампир. Массивный антаблемент поддерживаются двенадцатью дорическими колоннами. Во фризе ворот – барельефы гениев победы.

В их руках щиты, изображающие гербы тридцати шести губерний Российской империи. На самом верху находятся восемь декоративных групп с изображением воинских доспехов и трофеев. Высота Московских ворот составляет двадцать четыре метра, а ширина – тридцать шесть метров. Фигуры гениев и другие скульптурные детали выполнил скульптор Б.И. Орловский. Колонны строились по принципам известным еще с Древней Греции: стволы колонн пустотелые, каждая из них состоит из девяти точно подогнанных блоков-колец. Общий вес колонн – четыреста пятьдесят тонн. В 1936 году Московские ворота были разобраны. Во время Второй мировой войны кольца колонн превратили в противотанковые заграждения на южных подступах к Ленинграду.

Восстановили триумфальные ворота в 1959 – 1961 годах под руководством архитекторов И.Г. Капцюга и Е.Н. Петровой. На Кировском заводе Санкт-Петербурга заново отливали недостающие части колонн и антаблемента. Уникальность Московских триумфальных ворот для архитектуры Петербурга состоит в том, что этот памятник русской боевой славы целиком сооружен из металла. Сегодня Московские ворота не теряются в суетливой застройке современного города, обращая внимание на свою завершенность и гармоничность архитектурной формы. Они, как и прежде, украшают один из центральных проспектов Санкт-Петербурга.

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году "посадским человеком" Обуховым, по фамилии которого он и был назван. Это название не было официальным, но всеми использовалось. Деревянный Обуховский мост имел в середине щель шириной в 70 сантиметров. Она была необходима для прохода по Фонтанке мачтовых судов. Днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена и официально названа Саарским мостом (по дороге на Саарскую мызу - Царское Село). Новое наименовение моста впоследствии так и не прижилось.

В 1785 году здесь был построен каменный трёхпролётный мост с деревянным центральным разводным пролётом. Новый Обуховский мост стал одним из семи типовых каменных с башнями мостов через Фонтанку. В 1865 году деревянный разводной пролёт здесь был заменён на постоянный каменный свод, башни с разводными механизмами разобраны за ненадобностью.

В 1740-х годах территорию к западу от трассы отдали под слободы Измайловского полка. Тогда здесь возникли улицы-линии вдоль которых располагались полковые казармы, их называли "Ротами". Главная дорога этой слободы - Измайловский проспект идущий параллельно Московскому.

В 1744 году вышел сенатский указ о "столблении" Царскосельской дороги. Старые деревянные столбы заменили новыми. На Средней Рогатке был поставлен столб с изображением трёх вытянутых рук, указывающих направление трёх дорог: на Санкт-Петербург, На Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе этот столб получил название "Три руки". Среднерогатовский путевой дворец из-за ветхости был разобран, на его месте построили новый, тоже деревянный. Однако через десять лет построили путевой дом по проекту Ф. Б. Растрелли. Его разобрали при строительстве Монумента героическим защитникам Ленинграда.

В 1785 году деревянный Обуховский мост перестроили, на его месте появился типовой трёхпролётный разводной каменный мост с башнями. В 1787 году на Царскосельской дороге стали заменять деревянные столбы "мраморными верстовыми пирамидами", выполненными по рисунку А. Ринальди. Первая пирамида с солнечными часами была поставлена за Фонтанкой (напротив дома №17 по Московскому проспекту).

На правом берегу Фонтанки западнее дороги находилась усадьба Юсуповых. На левом берегу - усадьба почт-директора Ашева. В 1790-е годы эта усадьба куплена казной и поделена между Академией наук и Российской Академией. Южнее Ашевской усадьбы была усадьба Воронцовых (на месте нынешнего здания Артиллерийского училища) с дворцом, который в 1795 году также приобрела казна для создания Военно-сиротского дома, ранее помещавшегося в Гатчине. В 1774 году в семи верстах от Петербурга по левую сторону от дороги начали строить новый путевой дворец, называвшийся в начале Кикерикексинским (от финск. - лягушачье болото). С 1780 года дворец стал называться Чесменским. По левой стороне дороги у Лиговского канала в конце XVIII века находился егерский двор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: