Задания к практическим занятиям




Императорский культ эпохи принципата и его отражение в художественной культуре. Римские архитектурные шедевры – Колизей и Пантеон. Эпоха домината и характерные признаки кризиса античного искусства и культуры в целом (огрубление нравов, низкий уровень грамотности, пессимизм). Возникновение и распространение христианства. Образ мессии в первых жизнеописаниях Иисуса Христа. Начало эпохи Средних веков. Фундаментальное значение античного художественного наследия в последующем развитии человечества.

 

Основные понятия раздела

Абака, акведук, акрополь, амфора, антаблемент, анфилада, арка, кркада, арете, арфа, архитрав,атриум, база, базилика, булевтерий, волюта, гемма, герма, гидрия, гинекей, гиматий, гименей, гимнасия, гипорхема, гнома, демократия, диатриба, дифирамб, калокагатия, каннелюры, канон, капитель, кариатида, карниз, катарсис, килик, кифара, квадрига, котурны, кора, курос, легион, мегарон, мелос, мелика, метопа, наос, ордер, пайдея, палестра, пеан, периптер, пилоны, пилястры, пинакотека, портал, портик, пропилеи, ротонда, скена, симпосиум, стилобат, стереобат, тога, тогата, толос, триглиф, форум, френос, фриз, фронтон, фуст, хитон, хорег, храм в антах, цела, энкомий, эпиталамий, энтазис, эркер, эхин.

Задания к практическим занятиям

Семинар 1. Античная мифология.

I.Читать мифы Древней Греции или Древнего Рима; найти и распределить их сюжеты согласно следующему плану:

1. Представление о происхождении мира и богов.

1.1. Структурировать греческую / римскую космогонию в виде схемы.

1.2. Эсхатологические сюжеты античной мифологии.

2. Античная теогония.

2.1. Составить генеалогическое древо греческого / римского пантеона богов.

2.2. Олимпийские боги, их функции в греческой культуре.

2.3. Поэма «Теогония» Гесиода как источник сведений о греческой мифологии.

3. Антропогонические мифы.

4. Культурные герои Древней Греции / Рима.

4.1. Прометей и символическое содержание архетипа огня в культуре.

4.2. Олимпийские боги как культурные герои.

5. Этиологические сюжеты (привести в качестве примера 2-3 мифа).

6. Античные герои в мифах и их подвиги.

II. Подготовиться к контрольной работе по античной мифологии (см. задания в разделе Самостоятельная работа).

Семинар 2. Гомеровский эпос.

I. Познакомиться с историей создания гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Вспомнить особенности эпоса как жанра литературы.

1. Время создания поэм, история изучения текстов.

2. «Гомеровский вопрос» в литературоведении.

II. Читать эпическую поэму «Илиада» и работать с текстом по следующим вопросам:

1. Фабульно-композиционная основа поэмы.

2. Троянская война: миф и история.

3. Греческое «арете» и герои поэмы: текстовая характеристика лагеря ахейцев и троянцев.

4. Мифологический мир эпоса: два лагеря богов в поэме.

5. Искусства и ремесла в тексте эпоса.

6. Художественно-эстетические особенности языка Гомера.

Семинар 3. Древнегреческая лирика.

I. Истоки древнегреческой поэтической традиции.

1. Синкретизм поэзии и музыки в греческой культуре. Аэды и рапсоды.

2. Жанры греческой лирики гомеровского периода.

II. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие лирики архаического периода.

Задания:

· познакомиться с биографиями и творчеством выдающихся греческих поэтов;

· найти и привести по 2-3 стихотворных примера каждого жанра согласно предложенному плану;

· проанализировать выбранные тексты с опорой на жанровую традицию.

1. Декламационная лирика как отражение полисной морали.

1.1. Античная элегия и ямб.

1.2. Творчество Тиртея, Солона, Архилоха.

2. Мелическая лирика: эмоционально-личностное начало в античной культуре.

2.1. Понятие мелики.

2.2. Жанр эпиталамы.

2.3. Творчество Сафо, Алкея, Анакреонта.

3. Хоровая поэзия и предпосылки возникновения греческого театра.

3.1. Жанр дифирамба.

3.2. Творчество Пиндара.

Семинар 4. Древнегреческий театр.

I. Читать и анализировать одну трагедию и одну комедию (на выбор) из предложенного ниже плана.

1. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный».

1.1. История жизни и общий обзор творчества Эсхила.

1.2. Используя фрагменты из трагедии, расскажите миф о Прометее.

1.3. Выделите авторскую оценку образа Прометея и дайте ваш собственный комментарий главному герою.

1.4. Образы богов (Зевс, Гефес, Гермес, океаниды) и их участие в судьбе Прометея.

1.5. Расскажите о судьбе Прометея после того, как он был низвергнут в тартар (т.е., после финала трагедии), используя тексты мифов (например, Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М., 1988).

2. Трагедия Софокла «Антигона».

2.1. История жизни и общий обзор творчества Софокла.

2.2. Сюжет трагедии, ее композиция и идея текста.

2.3. Ваш комментарий авторской трактовки образа главной героини.

2.4. Образы Креонта, Гелиона, Исмены.

3. Трагедия Евридипа «Медея».

3.1. История жизни и общий обзор творчества Еврипида.

3.2. Сюжет трагедии «Медея».

3.3. Используя текстовые фрагменты, воссоздайте образы Медеи и Ясона.

3.4. Попробуйте обозначить идею трагедии, дать оценку произведения с точки зрения полисной морали и античной семьи, обосновать позицию автора, дать вашу собственную оценку.

4. Комедии Аристофана.

4.1. История жизни комедиографа и общий обзор творчества.

4.2. Прочитайте одну из комедий Аристофана («Всадники», «Мир», «Облака», др.); выделите в тексте композиционные элементы, сформулируйте идею, дайте оценку образов главных героев.

II. Дополнительные индивидуальные задания (Эсхил “Прометей прикованный”).

1. Сделайте конспект главы ”Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея” из книги А.Ф. Лосева Проблема символа и реалистическое искусство (М., 1976) и подготовьте выступление на его основе.

2. Подготьвьте доклад на тему “Образ Прометея в европейской литературе и искусстве”.

 

Семинар 5. Искусство Древней Греции Классического периода.

I. Искусство периода Высокой Классики.

1. Личность Перикла, его заслуга в развитии Афинского государства и греческого искусства.

2. Архитектурный ансамбль Афинского акрополя (Пропилеи, Парфенон, храм Ники Аптерос, Эрехтейон).

3. Открытия в скульптуре Высокой Классики.

3.1. Храмовая скульптура Фидия («Афина-Дева», «Зевс Олимпийский»).

3.2. Мирон и решение проблемы движения в скульптуре («Дискобол», «Афина и Марсий»).

3.3. «Канон» Поликлета («Дорифор»).

II. Особенности искусства периода Поздней Классики.

1. Мировоззренческие основы художественной культуры Поздней Классики.

1.1. Киники и Диоген.

1.2. Платон и его Академия.

1.3. Аристотель и его Ликей.

2. Архитектурные шедевры Пифея.

2.1. Галикарнасский мавзолей.

2.2. Храм Артемиды в Эфесе.

3. Афинская школа пластики.

3.1. Скопас (“Менада”, “Амазономахия”).

3.2. Пракситель (“Отдыхающий сатир”, “Аполлон”, “Афродита Книдская”).

3.3. Леохар (“Аполлон Бельведерский”).

Семинар 6. Литература и искусство эллинистической Греции.

1. Литература Греции эпохи эллинизма.

1.1. “Новоаттическая комедия” Менандра.

1.2. Возникновение жанра романа: Лонг “Дафнис и Хлоя”.

2. Зодчий Сострад из Книда: Фаросский маяк.

3. Пергамская школа скульптуры.

3.1. “Ника Самофракийская”.

3.2. Шедевры скульптуры Агесандра (“Венера Милосская”, “Лаокоон”).

3.3. Харес из Линда (статуя бога Гелиоса – Родосский Колосс).

 

Семинар 7. Литература Древнего Рима.

I. Подготовить выступление по одному из разделов древнеримской литературы (по выбору студента) с использованием прочитанных литературных текстов.

1. Ораторское искусство и историческая проза.

1.1. Марк Туллий Цицерон как оратор и писатель.

1.2. Значение римских исторических сочинений Полибия.

1.3. Риторы «Века Августа» Квинтиллиан, Аристид.

2. Древнеримский театр.

2.1. Творчество римского трагика Ливия Андроника.

2.2. Гней Невий: паллиата и тогата – комедии из римской жизни.

2.3. Ателланы Тита Макция Плавта и Публия Теренция.

3. Поэтическое искусство Древнего Рима.

3.1. «Высокая» поэзия неотериков: Гай Валерий Катулл.

3.3. Поэты императорского Рима: Вергилий, Гораций, Овидий, Ювенал.

4. Римская сатира.

 

Семинар 8. Искусство Древнего Рима.

1. Улицы и площади Республиканского Рима.

1.1. Аркады, акведуки, триумфальные арки.

1.2. Римский Форум (базилика Цезаря, храм Весты и др.).

2. Архитектура Рима «золотого» века.

2.1. Император Нерон и архитектура Римской империи.

2.2. Веспасиан и амфитеатр Колизей.

2.3. Аполлодор и Форум Трояна.

2.4. Император Адриан и римский Пантеон на Марсовом поле.

2.5. Римские термы.

3. Скульптура Древнего Рима.

3.1. Монументальная скульптура Рима.

3.2. Римский скульптурный портрет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: