Монополия: понятие, сущность, виды




Микроэкономика

 

 

Контрольная работа

Тема: «Естественная монополии и способы их регулирования в современной экономике»

 

 

Выполнил: Бадыганов А.М.

Группа: ИДС-51-16

Проверила: к.э.н. доц.

Валиева Л.Ш

 

 

Алматы, 2016 г

Содержание

 

Введение

1. Естественная монополия

1.1 Монополия: понятие, сущность, виды

1.2 Естественные монополии

2. Способы регулирования естественных монополий

2.1 Регулирующие органы

2.2 Методы и формы регулирования естественных монополий

Заключение

Список источников и использованной литературы

 

Введение

В этом материяле имеются предстовления о том что, одним из определяющих показателей, характеризующих структурные особенности рынков, является количество функционизирующих фирм на определенном рынке. На совершенно конкурентном рынке действует большое количество продавцов и покупателей товара, и поэтому в отдельности ни один из них не может повлиять на рыночную цену товара.Так как цена товара определяется в результате взаимосогласованных действий рыночного спроса и предложения. Из за чего покупатели и продавцы на совершенно конкурентном рынке цену товара воспринимают как неизменную и находящуюся вне их контроля.

Так же рассматривается рыночная ситуация, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет похожих заменителей. Такой рынок называем монополией, а эта фирма монополистом.

Монополист, используя свое исключиетльное положение, цену товара устанавливает на более высоком уровне по сравнению с конкурентной фирмой и предлагает товар в меньшем количестве, чем конкурентная фирма. Продавцы обладают монопольной властью, если они могут оказывать влияние на рыночную цену своего товара, изменяя объемы его выпуска.

В зависимоти от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают три вида монополий: закрытая монополия, открытая монополия и естественная монополия.

Проблема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой. Это связано, прежде всего, с тем, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

 

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Монополия: понятие, сущность, виды

На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.

Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Рынок, на котором правит монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих стандартные товары для продажи.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

- такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей;

- исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц;

- крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

В экономической теории различают следующие виды монополий:

1. Чистая монополия – ситуация с единственным продавцом товара, не

имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке некоторые услуги могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей;

2. Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции с

помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав;

3. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние

общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба;

4. Открытая монополия - единственным поставщиком какого-либо,

обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции;

5. Простая монополия – фирма-монополист продает свою продукцию по

одной цене всем потребителям.

 

Естественные монополии

Рассмотрим подробнее такой вид монополии как естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек. Товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые естественной монополией, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Примером естественной монополии может служить водоснабжение и газоснабжение, услуги местной телефонной компании.

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет практического смысла и даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки:

1) фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

3) естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность фирмы-монополиста построена по сетевому принципу. Иными словами, головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.

Естественные монополии встречаются в двух вариантах:

1. Природная монополия. Она образуется посредством барьеров, создаваемых самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собственность участок земли, на котором это месторождение расположено.

2. Технико-экономические монополии. Они появляются под воздействием каких-либо технических или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции. Например, просто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопровождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственно важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Таким образом, естественная монополия — это самый оптимальный вид монопольной структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением. Однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: