ПОЛОЖЕНИЕ
О приведении в готовность гражданской обороны
В Российской Федерации и выполнении первоочередных
мероприятий по гражданской обороне
1. Настоящее Положение устанавливает порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по приведению их в готовность к выполнению мероприятий по гражданской обороне, а также выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне.
2. При принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют следующие мероприятия:
а) постановка задач по повышению готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны);
б) уточнение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), формализованных документов по гражданской обороне и основных показателей гражданской обороны;
в) уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области гражданской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне;
г) уточнение состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;
д) проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны;
е) уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
ж) уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
з) анализ готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к ведению гражданской обороны, представление в установленном порядке докладов о подготовке к выполнению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
3. Мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны включаются в планы мероприятий, выполняемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
4. При введении в действие Президентом Российской Федерации плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводятся мероприятия по гражданской обороне в соответствии с имеющимися полномочиями в области гражданской обороны с учетом очередности, установленной типовыми перечнями первоочередных мероприятий по гражданской обороне, согласно приложению.
5. Мероприятия по гражданской обороне, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, проводятся в общем комплексе мероприятий по переводу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени по степеням готовности, установленным Президентом Российской Федерации. При этом мероприятия по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей проводятся при введении соответственно степеней готовности "Повышенная", "Военная опасность" и "Полная" для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6. В соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации, порядком, установленном Правительством Российской Федерации, и планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) осуществляются:
а) частичная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих первоочередной эвакуации, из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, - в срок не более 5 суток;
б) общая эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.
7. Общая эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы начинается не позднее чем через 4 часа после принятия Президентом Российской Федерации соответствующего решения и заканчивается в сроки, не превышающие с момента начала общей эвакуации:
12 часов - для городов с населением до 500 тыс. человек;
20 часов - для городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек.
Для городов с населением свыше 1 млн. человек и населенных пунктов, в которых проведение общей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в указанные сроки невозможно, срок общей эвакуации устанавливается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
8. Группировка сил гражданской обороны, предназначенная для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, создается в безопасных районах не позднее чем через 6 часов после окончания общей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
9. По отдельным решениям Правительства Российской Федерации и в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) осуществляются:
а) вывод с территорий городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - города, отнесенные к группам по гражданской обороне), сил гражданской обороны для создания группировки сил в целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения - в срок не более 12 часов;
б) сработка (выпуск воды) крупных водохранилищ.
10. Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, а также мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения (планах гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
11. По решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителей органов местного самоуправления и организаций могут проводиться в пределах установленных для них в области гражданской обороны полномочий другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности гражданской обороны.
12. Обеспечивающие производственный процесс работники работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, с момента начала общей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей остаются на рабочих местах и подлежат рассредоточению (вывозу) после прибытия из загородной зоны работников очередных работающих смен этих организаций.
13. Не подлежит эвакуации из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, необходимый для обслуживания нетранспортабельных больных медицинский персонал учреждений, предусмотренных к развертыванию в безопасных районах.
14. При проведении общей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, вывозятся и укрываются от возможного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд гражданской обороны.
14. Прием сигналов оповещения о введении в действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о выполнении мероприятий по гражданской обороне осуществляется соответствующими дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, продолжающих деятельность в военное время.
15. Начальник регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информирует командующего войсками военного округа, в границах которого находится этот региональный центр, о получении сигналов оповещения о введении в действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о начале частичной или общей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Для служебного пользования,
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о приведении
в готовность гражданской обороны
в Российской Федерации и
выполнении первоочередных
мероприятий по гражданской обороне