ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Брянский филиал

Кафедра конституционного и муниципального права

Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция

 

 

Щербакова Марина Петровна

КОНЦЕПЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

 

Научный руководитель:

канд.ист.наук, доцент кафедры Нестерова Н.В.______________

(подпись)

 

Допускается к защите

«___»_____________201__г.

зав. кафедрой, канд.юрид. наук, профессор Ковшуро Ю.Д.

Брянск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

1.1 Понятие конституционного права на объединение

1.2 Юридические особенности конституционного права на объединение

1.3 Ограничение конституционного права на объединения

2 ФОРМЫРЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

2.1 Общественные объединения

2.2 Религиозные объединения

2.3 Некоммерческие организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что важной категорией конституционных прав для демократического правового государства являются права, обеспечивающие гражданам легитимную возможность принимать участие в публично-политической жизни своего государства. Одним их таких прав является конституционное право граждан на объединение. Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепляет практическую значимость права на объединение для обеспечения условий свободного развития человека, формирования гражданского общества в соответствии с конституционными принципами идеологического и политического плюрализма, равенства общественных объединений перед законом.

Приоритетом государственного развития современной России является построение гражданского общества и демократического правового государства. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации предлагается «вектор развития народовластия в стране, соответствующий общепризнанным международным стандартам, и пути повышения его качественного уровня за счет функциональной эффективности общественных структур в системе гражданского общества, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан»[1].

Основой государственной политики, равно как и основным требованием для интеграции России в мировое сообщество, является обеспечение реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Общество становится гражданским, когда в нем признается ценность гражданина, личности, а государство создает условия и выступает гарантом развития прав и свобод человека и гражданина. Для России формирование новой государственности и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия государства и различных объединений, которые пройдя через серьезные трудности периода глубоких реформ в различных сферах общественной жизни, сформировались в качестве новых структур гражданского общества и политической системы российского общества. По данным, содержащимся на сайте Минюста России, в Российской Федерации на 31 мая 2013 года зарегистрировано и действуют 221151


[2] некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм. Однако несмотря на активизацию создания и деятельности объединений различных организационно-правовых форм, многие вопросы остаются либо неурегулированными, либо не дающих возможности их практического воплощения. Актуальность изучения темы данной дипломной работы возрастает также в связи с активизацией деятельности организаций различных религиозных конфессий, появлением экстремистских объединений, целью создания которых возможно и будет объединение общих интересов для решения общих задач, однако данная деятельность будет идти явно с нарушением как действующего законодательства, так и с посягательством на законные права и свободы человека и гражданина.

Объектом дипломной работы является круг общественных отношений, связанных с реализацией гражданами права на объединение. Это целый ряд отношений, касающийся образования, вступления в уже действующие объединения в разрезе их отдельных организационно- правовых форм (общественные объединения, религиозные объединения, некоммерческие организации), свободного выхода из них, а также общественные отношения, касающиеся ограничения прав граждан на объединение.

Предметом дипломной работы является исследование правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования конституционного права на объединение.

Цель дипломной работы – всестороннее изучение права граждан на объединение в контексте его организационно-правовых форм, а также определение возможности ограничения данного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

¾ определить сущность конституционного права на объединение;

¾ выделить юридические особенности конституционного права на объединение;

¾ проанализировать имеющиеся классификации различных форм объединений;

¾ определить возможность ограничения конституционного права на объединение;

¾ определить понятие форм реализации права на объединение;

¾ проанализировать особенности таких организационно-правовых форм реализации права на объединение как общественное объединение, религиозное объединение, некоммерческие организации.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых – И.В. Погодина, Н.В. Черединой, А.С. Остапенко, В.А. Мельникова, А.А. Агафоновой, А.А. Чуряева, С.А. Васильева. Значительный вклад в разработку отдельных аспектов внесли Т.Д. Карлин, Л.И. Булгакова, Н.А. Любутов, Г. С. Брусалинская, Е.Н. Хазова, Д.А. Алимов. Также используются статьи периодических журналов и электронные ресурсы.

Нормативную базу дипломной работы составили, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О политических партиях, а также законы субъектов Российской Федерации: Закон Брянской области № 41-З «О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Брянской области» от 11 июля 2003 года, Закон Смоленской области № 25-З «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе изучения данной темы, развивают и дополняют аспекты правового регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права на объединение с точки зрения многообразия организационно-правовых форм реализации данного права. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований по изучаемой теме и для обоснования практических мер по совершенствованию правового регулирования реализации права на объединение, будь то вступление в уже существующие объединения, либо создание новых объединений различных организационно – правовых форм.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы:

¾ в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы реализации права на объединение в различных организационно – правовых формах;

¾ при реализации органами государственной власти, министерствами полномочий, связанных как с активным осуществлением гражданами права на объединение, так и с приостановлением, ограничением данного права.

¾ в процессе преподавания специального курса «Правовое регулирование деятельности общественных и религиозных объединений» и ряда тем учебных дисциплин «Конституционное право», «Административное право».

Методологическую основу исследования составляют различные методы…

По итогам проведенного исследования на защиту выносим следующие положения: ПОЛОЖЕНИЯ ЗАПИСЫВАЮТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВАМИ ВЫПОЛНЕНО 50% РАБОТЫ

Во-первых, необходимо законодательное определение возможности реализации правотворческой инициативы общественными объединениями путем «включения» в ст.17 ФЗ «Об общественных объединениях шестого пункта следующего содержания: «общественные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, численностью не менее 50 участников, имеют право участия в правотворческом процессе путем разработки проектов и программ, включающих в себя как обоснование объективной потребности по принятию, изменению либо отмене юридических норм, так и предложения по воплощению нормы права исходя из задач и функций своего устава».

Во-вторых, целесообразно устранить оценочные понятия, такие как «неоднократные», «грубые» нарушения «систематическое осуществление деятельности…» из ФЗ «Об общественных объединениях» путем законодательного закрепления дефиниций данных правовых категорий в примечании к ст.44 в V Главе вышеуказанного закона.

В-третьих, необходимо признать ошибочным необходимость закрепления на законодательном уровне понятия «традиционные религии», поскольку это с неизбежностью ведет к подмене режима нормативно-правового регулирования государственно-конфессионных отношений режимом договорного регулирования.

Структура дипломной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465.

7. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.

8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации.15.01.1996. № 3. Ст. 145.

9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031.

10. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.1995. № 33. Ст. 3340.

11. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995. № 27. Ст. 2503.

12. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.01.1996. № 3. Ст. 148.

13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.

14. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.07.2000. № 31. Ст. 3292.

15. Закон Смоленской области от 10.06.2003 № 25-з «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области» // Смоленская газета. № 29. 24.07.2003.

16. Закон Брянской области от 11.07.2003 № 41-З «О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Брянской области» // Брянская неделя. 17.07.2003.

 

Специальная литература

17. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. 4-е изд. М., 2012. 272 с.

18. Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. Под общ. ред. И.Ю. Юргенса. М., 2009. 136 с.

19. Дзюбан В.В. История и культура казачества Брянского региона и сопредельных территорий: монграфия / В.В. Дзюбан, Я.Ю. Трифанков, С.А.Кисилев, Ю.Т. Трифанков. Брянск: Изд-во БГТУ, 2012. 235 с.

20. Любутов Н.А. Конституционное право граждан на объединение: правовая природа и механизм реализации.: Автореф. дис. … доктора юрид. наук: 12.00.02 / Н.А. Любутов. Самарский государственный университет. М., 2011. 238 с.

21. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 528 с.

22. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, и др. Монография — М., 2009. 232 с.

23. Щеголева Н.А. Конституционно – правовые основы ограничений прав и свобод граждан в Российской Федерации. Монография / Под общей редакцией к.ю.н., доцента Бырлэдяну В.И. – Орел: Изд.ОРАГС, 2009. 168 с.

Публикации в периодической печати

24. Агафонова А.А. Общие подходы к правовому регулированию института религиозных объединений России в свете опыта зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 22 - 29.

25. Агафонова А.А. Бюджетное финансирование деятельности религиозных объединений: сравнительно-правовое исследование // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 3-6.

26. Брежнев О.В. Институт судебного контроля за законностью в деятельности общественных объединений в России: проблемы и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 8 - 13.

27. Васильев С.А. Основные формы взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 11 - 13.

28. Губин М.Ю. Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 71 - 78.

29. Денисов С.А. Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ // Вестник гражданского права. 2012. № 4. С. 66 - 74.

30. Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 13 - 14.

31. Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 6. С. 28 - 35.

32. Лысенко В.В. Гражданское общество и неправительственные организации: внутригосударственный и международно-правовой статус // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 16 - 22.

33. Махник Д.И. Конституционно-правовые средства противодействия экстремизму при реализации гражданами права на объединение в политические партии // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 117 - 123.

34. Мельников В.А. Общественные объединения как субъекты административно-правового механизма ограничения прав граждан. Миф или реальность? // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 26 - 29.

35. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 61 - 98.

36. Остапенко А.С. Общественные объединения в контексте «демократии участия»: диалог гражданского общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 8. С. 3 - 5.

37. Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 3 - 5.

38. Пчелинцев А.В. Право на свободу совести и вероисповедания в социальных концепциях религиозных объединений России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 9 - 14.

39. Рожкова Л.П., Лаптева Е.В., Гориленко Т.В. Российское казачество: происхождение, история, правовой статус // История государства и права. 2012. № 2. С. 2 - 7.

40. Со А.А. Конституционно-правовой режим равенства религиозных объединений перед законом: современные проблемы и пути решения // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 27 - 29.

41. Сойфер Т.В. Некоммерческое юридическое лицо как форма реализации конституционного права на объединение // Законодательство и экономика. 2012. 3 2. С. 18 - 29.

42. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 13 - 60.

43. Чуряев А.В. Некоторые вопросы теории и практики принудительной ликвидации общественных объединений // Юрист. 2011. № 6. С. 16 - 22.

44. Шабалина С.С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 14 - 16.

Электронные ресурсы

45. Доклад Булгаковой Л.И. «Гарантии защиты конституционного права на объединение» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusoir.ru/2008. php?action=view&id=261 (дата обращения: 22.02.2013).

46. Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (постатейный) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2013).

47. Принудительная ликвидация юридических лиц: Научно-практическое пособие / Баранова А.Н., Гусева Т.А., Чуряев А.В. [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.02.2013).

48. Козырин А.Н. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. № 1-2. С. 36 - 57.

49. Козырин А.Н. Контроль и надзор за деятельностью религиозных организаций: комментарий ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 1. С. 53 - 61.

50. Информационный портал Министерства юстиции Российской федерации. О деятельности некоммерческих организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 21.02.2013).

51. Заключение д.ю.н. И.В. Понкина по проекту ФЗ «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями» [Электронный ресурс]. URL: https://moral-law.ru/index.php?p=post&id=6 (дата обращения: 21.04.2013).

52. Священнослужители о церковном налоге. [Электронный ресурс]. URL: https://regions.ru/news/2383232/ (дата обращения: 24.04.2013).

53. Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2012 N ГКПИ11-2084 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.04.2013).

54. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации (Законопроект N 47538-6/2)» [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения:13.04.2013)

55. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012. [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2013).

56. Шахов М. Правовые Основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravoslavie.ru/put/60935.htm (дата обращения: 21.04.2013).

57. Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Российской академией наук [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=6687&cf=(дата обращения: 24.03.2013).

58. Михаил Тульский Церкви не хватает добровольных пожертвований верующих. [Электронный ресурс]. URL: https://religion.ng.ru/facts/2001-03-28/1_tax.html (дата обращения: 24.04.2013).

59. Геннадий Букаев высказался против идеи введения в России «церковного налога». [Электронный ресурс]. URL:https://www.pravoslavie.ru/news/ 010319/19.htm (дата обращения: 24.04.2013).


[1] Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. С. 3.

[2] Информационный портал Министерства юстиции Российской федерации. О деятельности некоммерческих организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 31.05.2013).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: