Учебно-методическое пособие




Е.А.Войтик

СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Учебно-методическое пособие

Четвертый информационный жанр, широко применяемый в спортивных материалах фактически во всех СМИ – интервью. Он, как и предыдущие жанры, имеет свои особенности. Из всех существующих разновидностей интервью, в спортивной информации наиболее часто используются:

· информационное интервью, где предметом обсуждения являются разные спортивные темы: в частности, планы на предстоящий спортивный сезон или мнение о прошедшем соревнование, создание образа спортсмена и т.д., но без аналитической оценки ситуации или деятельности спортивной личности.

· портретное интервью, раскрытие деятельности спортивной личности.

· экспертное интервью, интервью со специалистом в области спорта

· проблемное интервью, где в ходе беседы вскрываются негативные или проблемные стороны спорта (об его уходе из команды);

· блиц-интервью (короткое интервью), состоящее из двух-пяти вопросов.

· пресс-конференция, один из видов массового интервью с большим числом интервьюеров. Он часто используется пресс-службами спортивных клубов (федераций) для встречи журналистов с руководителями, тренерами или спортсменами

 

 

КИМ МН ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Термин «интервью» происходит от англ., interview, т.е. беседа. При всей, казалось бы, привычности данного метода, необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение.

По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

Есть различия в технике проведения беседы. Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. (ЗДЕСЬ АНЯ С ВОПРОСАМИИ)

В н еформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д. С.А. Белановский о назначении этих двух видов интервью пишет: «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей»[16].

 

Интервью различают и по степени интенсивности:

короткие (от 10 до 30 минут),

средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященных предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования, наконец, разворачивается работа с фокус-группой по установленной программе.

 

,

разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, психологический климат, самоанализ и анализ опыта

 

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, интервью можно разделить на следующие виды:

1. Протокольное интервью. Проводится с целью получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. В качестве интервьюируемого выступает, соответственно, официальное лицо высокого ранга.

2. Информационное интервью. Цель - получение определенных сведений. Данный тип интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

3. Интервью-портрет - особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного о

4. Дискуссия ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимых вопросов.

5. Интервью-анкета используется для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников. Чаще всего это серия интервью, в которых разным участникам задается один и тот же вопрос. Оно проводится, как правило, вне студии.

Г.В. Кузнецов кроме классических видов интервью выделяет ещё один вид – «вокс-поп». «Есть уличные типа «вокс–поп» («глас народа – глас божий», у нас их называют «интервью–анкета»). Среди перечисленных видов интервью, В.Г. Кузнецов выделяет также подвиды. Например, информационное интервью он делит на «интервью–факт» и «интервью–мнение ».

Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос–ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью–знакомства. Однако, на наш взгляд, вышеперечисленные классификации в значительной степени устарели - в связи с тем, что телевидение развивается стремительными темпами. Поэтому возникла необходимость создать новую классификацию, куда стоит включить интервью-обращение, которое используется в сюжетах политических или о чрезвычайных происшествиях, где интервьюируемый обращается к населению, а также интервью-расследование, где интервьюер и интервьюируемый совместно ищут выход из сложившейся ситуации, проводят анализ действий и выявляют виновника событий. Кроме того, возможно ввести классификацию видов интервью по задаче журналиста: оправдательное, обвинительное, информирующее, развлекательное и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: