Основы профессии «тьютор»




Тьютор коррекционной школы

учебное пособие для начинающихтьюторов

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

Тьютор коррекционной школы

учебное пособие для начинающихтьюторов

 

 

КРАСНОЯРСК 2013

УДК

ББК

Авторский коллектив:

Пилипчевская Н.В., Петропавловская Н.В. – Введение. Раздел 1. Приложения к разделу 1.

 

Тьютор коррекционной школы: учебное пособие для начинающихтьюторов / Под общ. редакцией Н.В. Пилипчевской. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. - с.

 

 

© Авторский коллектив, 2013

© КГПУ им.В.П. Астафьева, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….

Раздел I Тьюторство в коррекционных образовательных учреждениях

1.1. Основы профессии «тьютор» …………………………………………….

1.2. Специфика профессиональной деятельности тьютора в специальной коррекционной школе ………………………………………………………..

1.3. Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный

учебный план обучающихся …………………………………………..

1.4. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения …

1.5. Документация тьютора ………………………………………………….

1.6. Краткая ресурсная карта для начинающего тьютора …………………

Раздел II ……………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………

Приложение 1. Пример должностной инструкции для тьютора в коррекционных образовательных учреждениях ……………………………..

Приложение 2. Пример индивидуальной образовательной программы ……

Приложение 3. Глоссарий ……………………………………………………..

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.

Российская система образования, реагируя на вызовы современного общества, уже сегодня создаёт условия, в которых у школьника, студента, воспитанника появится возможность не только получить знания в различных областях, но и выстроить собственный индивидуальный путь получения этих знаний, научиться выбирать. Поэтому современная школа – это не только учителя различных предметов, но и ряд других специалистов, работающих с образом будущего, личным интересом и потенциалом ребёнка.

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации.

С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и координации всех участников образовательной среды.

Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей деятельности. Поэтому в данном издании мы представили для начинающих тьюторов наработанную информацию, которая поможет познакомиться с профессий, сориентироваться в документации тьютора, а также подобрать различные ресурсы для дальнейшего профессионального роста.

Раздел I. Тьюторство в коррекционных образовательных учреждениях

Основы профессии «тьютор»

Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [2].

Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность».

Тьютор (англ. tutor, от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – педагог-наставник в английских паблик-скулз, старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа опытных преподавателей этих школ; в учебное время они вели преподавание предметов по своей специальности, после уроков занимались воспитательной работой с 5-10 или 15 учащимися, которые прикреплялись к каждому из них [4].

В зарубежной педагогике давно действует система Counseling-Guidance (система школьных советников – тьюторов и консультантов-руководителей, как для групп, классов, так и для отдельных детей) [6].

Похожих взглядов на понятие «тьютор» придерживаются современные исследователи Л.В. Бендова, Е.С. Комраков, С.А. Щенников, определяя тьютора как преподавателя-консультанта – «специалиста в области организации образования и самообразования» [3].

По мнению Т.М. Ковалевой, тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. А.А. Попов отмечает, что тьютор одновременно выполняет три функции: организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима); фасилитатора (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов); коуча (организация консультирования будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ). Отметим, что тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Основные задачи тьютора – выявить и «продвинуть» интерес обучающегося (тьюторанта), создать ту избыточную среду, где бы появились дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.

Определяя тьютора к типу профессии «человек-человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка [1].

Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на понятиях «тьюторское сопровождение» и «тьюторская деятельность». Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М. Ковалёвой, мы считаем, что в основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности [2].

Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи выделяют: информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП; развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта; содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью

успешной реализации ИОП; тьюторскую навигации и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; организацию рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Учитывая цель и функции тьюторского сопровождения, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [2].

Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют девять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары, Владивосток, Новосибирск, Архангельск, Пермь), которые проводят курсы повышения квалификации. Получить магистерскую подготовку по соответствующему направлению можно в Московском педагогическом государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

 

Список основной литературы.

1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.- 88с.

2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246

3. Основы тьюторской деятельности в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 591.

4. Педагогическая энциклопедия / гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров [и др.], т. 4, М., «Советская энциклопедия», 1968. (Энциклопедии. Словари. Справочники). Т. 4 Сн-Я.- 912 с.

5. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Научная редактор серии Н.Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010 – 145 с.

6. Университетское образование в Великобритании. – М., 1979 – 78 с.

 

Список рекомендованной литературы.

1. Гордон Эдвард, Гордон Элайн. Столетия тьюторства. Ижевск, 2008.

2. Зыбарева Н.Н. «О создании положения об организации тьюторского сопровождения в специальной коррекционной школе VII вида».

3. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009г / Науч. ред. Т.М. Ковалёва; Отв. ред. А.А. Тёров, О.Ю.Жилина. – М.: АПКиППРО, 2009.- с.105-114

4. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.

5. Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы». – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – с. 5-14. – ISBN 978-5-7042-2157-9.

6. Сборник: «Материалы Третьей международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности».- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011.- с.84-89

7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования: Материалы V Международной научно-практической конференции и XVII Межрегиональной научно-практической тьюторской конференции 6-7 ноября 2012 года / Науч.ред. Т.М. Ковалёва, отв.ред. Н.В. Лебедева. – М: МПГУ; АПКиППРО, 2012. – 180с.

8. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: стандарт тьюторского сопровождения». Материалы IV Международной научно-практичнской конференции с 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М.Ковалёва, С.Ю.Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО,2011.-248с.

9. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск, 2005.

10. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Перемены. 2009. № 3. С.28-36.

11. Щедровицкий П.Г., Ковалёва Т.М., Рыбалкина Н.В., Блинов Г.Н., Попов А.А., Максимов В.В., Зоткин А.О., Сырямкина Е.Г. Тьюторство: идеи и идеология: Материалы 1-й Межрегиональной тьюторской конференции. Томск, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: