Специфика профессиональной деятельности тьютора в специальной коррекционной школе.




 

Прежде чем приступить к анализу сущности профессиональной деятельности тьютора и динамики становления образа профессии тьютор, уточним несколько исходных, принятых в психолого-педагогических исследованиях понятий.

Во-первых, мы рассматриваем тьюторскую деятельность как совместную деятельность тьютора и тьюторанта, направленную на понимание последними возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства образовательного учреждения для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы. Тьютор выполняет функцию соразработчика образовательных проектов и программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещает позицию наставника и проектировщика [1]. По нашему мнению, тьюторская деятельность должна быть направлена на максимальное расширение образовательной среды, освоение которой позволит каждому студенту использовать ее ресурсы для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы.

Во-вторых, осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве. Т.М. Ковалева выделяет три основных вектора в работе тьютора: социальный вектор – анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор – изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор – выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов [3]. Следовательно, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направлениях: социальном, предметном и антропологическом, что позволит каждому обучающемуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать потенциал открытого образования для построения собственной программы.

Любая деятельность, в том числе и тьюторская, осуществляется в силу объективной необходимости, исходящей от потребностей человека и общества.

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Мы опираемся на работы группы исследователей, возглавляемых профессором Т.М. Ковалевой [2]. По их мнению, популярность и востребованность профессии «тьютор» способствуют четыре фактора: заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства, заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества, заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося, заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. Каждый из перечисленных факторов имеет для нас важное значение, но особое внимание в данном параграфе нам хотелось бы уделить четвертому фактору, т.к. именно он позволит нам раскрыть принципиальные отличая профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий. А так же понять, в чем состоит ее сущность.

Профессия «тьютор», принципиально отличается от профессии, позиции учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения мы взяли именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».

Учитель-предметник отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения, освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки предмето-центрированной педагогики. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету. Учитель-предметник несет ответственность за обучение.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика с целью учета педагогами в практической деятельности психологических особенностей обучающихся. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера и на нивелирование по возможности общественно неодобряемых черт характера. Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя – классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании, как правило, прежде всего, работает с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, они являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Тьютор, согласно принципу индивидуализации, призван работать с подопечным, опираясь на его внутренний потенциал, стремиться к тому, чтобы научить человека выбирать, быть более самостоятельным. Но, определяя для себя основные задачи сопровождения ребёнка, тьютору, в первую очередь, необходимо учесть особенности ребёнка (в том числе, особенности интеллектуального развития, особенности здоровья и возраста). В условиях коррекционной школы деятельность тьютора приобретает своеобразный оттенок, отличный от того, что существует в сопровождении старшеклассников, студентов, специалистов. Например, в работе с детьми с сильным нарушением интеллекта (никогда не встречала такой формулировки!!!) становится невозможным организация рефлексии, совместная постановка целей, работа с познавательным интересом. Поэтому здесь в большей степени акцент смещается на работу с родителями, педагогами и другими специалистами, совместно с которыми происходит постоянное соотнесение достижений конкретного ребёнка с его имеющимся интересами, выработка основных задач и механизмов – составляющих ИОП.

Работа с ребёнком может разворачиваться в режиме индивидуальных тьюторских часов, групповых тьюториалов, когда происходит анализ особенностей поведения, выявление ресурсов, интересов ребёнка. Также в условиях коррекционной школы тьютору важно периодически или регулярно (в зависимости от особенностей ребёнка) сопровождать ребёнка в ходе его учебной деятельности на уроке или другом занятии, Именно здесь, наблюдая за ребёнком, его реакцией на предложенные задания учителя, тьютор может подсказать оптимальный способ выполнения задания с учётом его особенностей, помочь ученику собрать все свои ресурсы и направить на усвоение материала.

Основными направлениями работы с родителями могут стать: установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы; оказание родителям эмоциональной поддержки; содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы. Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов [4].

Таким образом, среди ключевых направлений работы тьютора, можно отметить работу по созданию и реализации ИОП ребёнка, создание насыщенной образовательной среды и включение в неё подопечных, регулярную работу с родителями и другими специалистами. Также тьютор при необходимости оказывает обучающемуся помощь в самообслуживании. Но важно понимать, что тьютор – это не воспитатель, не нянечка, не учитель. У тьютора есть своя деятельность, которая имеет свои задачи, границы, но которая напрямую связана с умением осуществлять взаимодействие с другими специалистами. – Этот кусок, на мой взгляд, не подходит к данному разделу, т.к. в нем не говорится о специфике. Или его нужно подать в начале с оговоркой примерно так: Рассмотрим общие положение деятельности тьютора, а затем представим их в свете применения к его деятельности в рамках СКШ.

Ниже представлены некоторые должностные обязанности тьютора коррекционной школы, которые, в зависимости от специфики учреждения, могут корректироваться, дополняться, расширяться. В приложении 1. Представлена примерная должностная инструкция тьютора.

                 
       
 
       
 
     
       
 
 
 
 

 

 

 

 


Список основной литературы

1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. 2011. № 4.

2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246с.

3. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сб. ст. М., 2008.

4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование», Москва 2013.

 

Список рекомендованной литературы

1. http://www.edu-open.ru/ - Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий //Автореф.дис. на соиск. уч. степ. д-ра пед. Наук. – Тюмень, 2006. – 42с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2007. – С. 256.

4. Зыбарева Н.Н. «О создании положения об организации тьюторского сопровождения в специальной коррекционной школе VII вида» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: стандарт тьюторского сопровождения». Материалы IV Международной научно-практичнской конференции с 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М.Ковалёва, С.Ю.Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО,2011.-248с.

5. Карпенкова И.В., Кузьмина Е.В. «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях»

6. Куляпин А.С., Шихова Т.Я. Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2011. – 265с.

7. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении // Инклюзивное образование. Вып. 3. М.: Центр «Школьная книга», 2010

8. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 224 с.

9. Преображенская Л.О. «Тьютор при обучении детей с синдромом дауна» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: стандарт тьюторского сопровождения». Материалы IV Международной научно-практичнской конференции с 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М.Ковалёва, С.Ю.Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО,2011.-248с.

10. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование. Вып. 2. М.: Центр «Школьная книга», 2010.

11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005;

12. Чернецова Н.Л., Веденеева Т.Е. Реализация индивидуальных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями в НОУ СОШ «Интеграция» // Третья международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности (Москва, 10-11 ноября 2010). – СПб.: Издательство «Прометей» МПГУ , 2011 .– С. 158-160.

...





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.