Виртуальная реальность: Попытка типологизации.




 

Массовое распрост­ранение представлений о прецеденте виртуальной реаль­ности спровоцировано появлением мультимедийной тех­ники виртуальной реальности. Между тем элект­ронный виртуальный мир — лишь технологическое усовер­шенствование виртуальной реальности, уже открытой че­ловеком. И отдельные ее проявления вошли в жизнь чело­вечества задолго до появления компьютера. Карпицкий в работе «Онтология виртуальной ре­альности» пытается показать, что вирту­альность «...проникает в бытие наличествующих вещей, незаметно растекается по нашей обыденной действитель­ности, пропитывая ее собой». Автор, пытаясь показать виртуальную реальность, рассматривает её на примере зеркала, телефона, телевизора, сновидения, ли­тературной действительности и внутрикомпьютерной об­разной реальности.

Можно попытаться типологизировать продуцентов виртуальной реальности, взяв в качестве основания для типологизации фактор времени возникновения продуцента вирту­альной реальности. Тогда можно выделить три основные периода: доиндустриальный, индустриальный и новейшая эпоха.

 

Доиндустриальные продуценты виртуальной реальности.

 

Изобразительное искусство. Ос­новным критерием, определяющим рождение произведе­ния, является стремление воссоздать новую реальность, отказаться от реальности данной. Феномен подмены реальности репрезентируется в языке искусства. Искусство несет в себе то, что не может быть выражено посредством рационального дискурса, по­этому эстетический объект при транслировании на полот­но или в трехмерное пространство наделяется особом знаково-символическим содержание, подчиняясь социально и исторически обусловленным семантике и синтаксису.

Таким образом, язык искусства, осуществляя трансля­цию знаково-символьной системы, формирует виртуальное поле восприятия и в нем уже превращается в язык вирту­альности.

Легенда о зарождении искусства, изложенная Плини­ем Старшим, отображает важный аспект человеческой психологии в феномене подмены реальнос­ти: дочь гончара Бутада из Сикиона, желая сохранить па­мять о возлюбленном, с которым расстается, обрисовала его тень на стене, а Бутад залил внутреннее пространство кон­тура глиной. Так получился первый барельеф. Контур лю­бимого, сделанный неопытной рукой, — первая субститу­ция действительности. Нежелание смириться с расставани­ем, попытка оставить вещественную память побуждают со­здать изображение. Но что оно представляет собой? Это новая реальность: изображенный возлюбленный как альтер­натива уже сушествующему, но по объективным причинам не находящемуся рядом. Таким образом, искусство подменяет реальность, призывая художника творить, а зрителя воспринимать воссозданный новый мир.

Алкоголь и древние наркотики. Скорее всего человек открыл одурманивающие свойства конопли и мака случайно - при вдыхании дыма во время сжигания растения. Геродот писал об одном из племен побережья Каспийского моря: «Они садились вокруг дерева, бросали в раз­водимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином». Легенды о появлении алкогольных напитков, тоже утверждают что человек получил их случайно, лишь позже алкоголь стал приниматься намеренно для улуч­шения настроения (при употреблении в малых дозах) и для ухода от реальности (при употреблении в больших дозах). Подобного рода допинги нередко имеют целью (по­мимо ухода от реальности) достижение «умственного про­светления». Но не­зависимо от цели продуцирования подобной реальности природа ее будет виртуальной. Таким образом при принятии определенных средств продуцируется виртуальная реальность.

Религиозный экстаз. Религиозный экстаз, вызываемый для прямого общения с неземным миром, онтологически также имеет целью уход от реальности.

 

Продуценты виртуальной реальности эпохи индустриального общества.

 

Среди продуцентов виртуальной реальности, возник­ших в индустриальную эпоху, можно назвать фотографию, депривацию сна и др. Эти продуценты являются намерен­но усовершенствованными производными от продуцентов доиндустриальной эпохи: фотография — от изобразитель­ного искусства, а депривация сна и, например, психоде­лики — от ранних форм наркотиков и психологических средств воздействия на психику человека.

М. Хайдеггер, исследуя широкий круг проблем, име­ющий непосредственное отношение к философии техни­ки, писал о том, что техника способствует самореализации человечества. Техника у Хайдеггера — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и пред­ставлено в подлинном, неискаженном лике. Принцип об­наружения сокрытого проявляется и в таком аспекте науч­но-технического воздействия, как усовершенствование средств подмены реальности. Попытаемся показать это на примере истории возникновения указанных продуцентов виртуальной реальности.

Фотография. Тяга к человека к запечатлению реально была всегда, но это мог сделать лишь тот кто обладал талантом, что в свою очередь вело к стремлению полностью механизировать процесс рисовании - к копированию реальности посредством техники.

 

Электронная виртуальная реальность.

 

Мультмедиа как средства передачи информации (включая Интернет, мобильную связь и проч.), не меняя сущности информативной части, меняют форму ее пере­дачи. Язык электронного письма — это прежде всего изме­ненная форма стилистики изложения. Если набор текста осуществляется в режиме реального времени без редакти­рования, то естественным образом появляются опечатки, связанные с переключением раскладки клавиатуры на раз­ные языки или с непопаданием на нужную клавишу. Такие опечатки нередки, и в случае их частого появления они ста­новятся узнаваемы и закрепляются в обиходе электронного языка как общепринятые. Наиболее употребляемые среди них: З.Ы. или ЗЫ, а также лытдыбр (транскрибированное lytdybr) — написание «Р.S.» и слова «дневник» соответствен­но с непереключенной раскладкой клавиатуры23.

В электронном письме можно также заметить тенден­цию к аббревиатурам, транскрибированию и сокращению наиболее употребляемых слов и выражений (в русскоязыч­ном электронном письме происходит адаптация иностран­ных слов и выражений), приведем наиболее яркие приме­ры: E-tailer (розничный торговец в Интернете; произошло от «retaler» — розничный продавец). К ключевому слову добавлена приставка «е». Подобным же образом появились слова «е-mail» (электронная почта), «е-commerce» (ком­мерция в Интернете), «е-zine» (электронный вариант жур­нала или периодического издания)24; ИМХО (транскриби­рованная аббревиатура, акроним англ. «in my humble opinion» — по моему скромному мнению); СПАМ (транс­крибированная аббревиатура англ. «spiced ham» — ветчина со специями, т.е. сомнительная реклама, рассылаемая по электронной почте); ЖЖ (аббревиатура перевода англий­ского «live jurnal» — живой журнал, дневник); ФАК (транскрибированная аббревиатура английского «FAQ. — Frequntly asced questions» — наиболее часто задаваемые вопросы); трафик (транскрибированное английское «traffic» — транспорт, перевозка, т.е. объем информации, поступающей по сети); бла (транскрибированное англий­ское «blah» — чепуха); респект (транскрибированное анг­лийское «recpect» — уважение); смайл (транскрибирован­ное английское компьютерное «smiley» от «smile» — улы­баться) — значок, выражающий соответствующую эмо­цию; субж, или сабж (транскрибированное сокращение английского «subject» — тема сообщения) и т.п.

Это лишь немногие примеры компьютерного "новояза". Определенная часть из них уже приобрела официальный статус, остальные употребляются на уровне сленга. Но формирование подобных слов продолжается как в иност­ранных языках, так и в русском. И для неопытного пользо­вателя тексты с включениями подобных слов могут выгля­деть, как тексты на чужом языке. Таким образом, язык электронного общения очень быстро обновляется, насы­щаясь редуцированными, транскрибированными иностранными словами, что приводит к возникновению новой семиотической системы.

Новизна семиотической системы виртуальной реаль­ности выражается также в появлении новых элементов коммуникации. Интерактивность становится ключевым принципом электронного общения, и для ее осуществле­ния необходимы графические субституты, позволяющие краткую передачу эмоционального ряда. Такими субсти­тутами являются «смайлики» и другие графические изоб­ражения. Их знаковые выражения довольно просты и со­ответственно однозначны.

Некоторые из смайлов прошли эволюцию редуциро­вания, например: смайл улыбки: © =>:-) =>:) =>) или смайл грусти: © =>:-(=>:(=> (и др. Появление таких знаков и их трансформация в более краткий вариант имеет ту же структуру, что и иероглифическое письмо.

Иначе говоря, знаки электронного общения, так же как и иероглифы, обнаруживают некоторое подобие тому, что они обозначают, но рисуются ограниченно средства­ми клавиатуры и, также имея тенденцию к упрощению, пре­терпевают его за гораздо более быстрое время. Иероглифи­ческая структура смайлов — важный аспект формирования семантической структуры языка. Можно предположить, что законы развития обыденного языка электронной ре­альности будут претерпевать ту же эволюцию, что и иероглифическое письмо, которая приведет либо к пре­дельному упрощению, что уже наблюдается в смайловой структуре, либо к полной или частичной редукции этого языка, как это произошло с вьетнамской иероглификой.

Еще одной особенностью электронного письма явля­ется визуализация текста. Как писалось выше, электрон­ный текст допускает сопровождение визуальным рядом. Это не только вариации графического изображения тек­ста. В этом нет новизны, поскольку графика текста — явле­ние не новое: поэты и писатели в стремлении к эмоцио­нальному усилению своих произведений нередко прибе­гали к подобным приемам. Например, Аполлинер в сбор­нике «Калиграммы» располагал строки стихов определен­ным рисунком, М. Павич графически изложил свой роман «Хазарский словарь» в форме словаря и т.п.

Визуализация электронного текста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять же нуж­но указать на то, что по смыслу гиперссылка в тексте не нова, а гипертекст — это структура энциклопедии или же обык­новенная книга со ссылками на другие тексты. Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллю­зиями, примеры — тексты X. Борхеса, В. Пелевина и т.д.

Главной характерной чертой гипертекста, является отсутствие непрерыв­ности, прыжок — неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте. Иначе говоря, специфика языка электронной виртуальной реальности заключается в по­явлении иероглифических элементов, в возможности де­лать включения гиперссылок (и использовать их) в режи­ме реального времени, а также в общедоступности данно­го процесса. Сама же структура электронной виртуальной реальности, имея феноменологические корни в искусст­ве, в некоторой степени идентична ему.

Современные исследования по виртуалистике под­тверждают онтологическую идентичность в появлении виртуальной среды и в процессе творчества в искусстве. Эта идентичность обусловлена стремлением личности вырваться за рамки данности, а также стремлением быть если не творцом, то хотя бы сопричастным творчеству.

Искусство создает новую реальность, воображаемую, виртуальную. И для исследователя философии и социо­логии среды Интернет возможность такой апелляции служит подспорьем. Однако необходимо разделять признаки виртуальности искусства и виртуальности электронной. Разделение таких признаков поможет выделить феноме­нологическую структуру виртуальной реальности.

Современные исследователи виртуалистики находят­ся в таком же положении, в каком находились исследователи начала XX в. по отношению к фотографии, кинема­тографу и прочим новшествам, являвшимся на тот момент современной виртуальной реальностью. Однако выдвину­тые в «Манифесте виртуалистики» основные положения построены на постнеклассическом мировоззрении. В ма­нифесте говорится: «Виртуальная реальность, независимо от ее '"природы" (физическая, психологическая, соци­альная, биологическая, техническая и проч.), имеет сле­дующие свойства: порожденность, актуальность, автоном­ность, интерактивность.

Порожденность. Виртуальная реальность продуциру­ется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует ак­туально, только "здесь и теперь", только пока активна по­рождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуаль­ной реальности своя "природа").

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаи­модействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них».

Обращаясь к исследованиям первой половины XX в., направленным на артефакты виртуалистики, возникав­шие в то время, а именно к работам «Человек и машина» Н. Бердяева и «Произведение искусства в эпоху его тех­нической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, по­пытаемся выявить характеристики электронной виртуаль­ной реальности, основываясь на выводах, сделанных эти­ми учеными при социогуманитарном анализе продуциру­ющих новую реальность технических средств.

Воспроизводимость искусства заложено в саму его природу. То что создает человек, всегда может быть воссоздано другим человеком. И в наш век, с развитием техники это лишь усилилось. И если Леонардо да Винчи писал о том, что музыка проигрывает живописи, поскольку после испол­нения исчезает, а картины остаются на века, то сегодня человек может воспроизводить подлинное произведение сколько угодно раз, и даже делать в нем паузы, повторять, дослушать произведение позже. И это в некой степени обесценивает подлинник. Но ведь само искусство несет в себе цель репродукции окружающего мира. Следовательно, репро­дукция с помощью технических средств представляет со­бой вторичную подмену (первичная задается художником, создающим виртуальную реальность на полотне, вторич­ная — техническими средствами, создающими вторичную виртуальную реальность полотна).

И если согласиться с тезисом, что технические средства развиваются в соответствии с социально-экономическими запросами общества, то подмена подлинника репродукци­ей с помощью того или иного средства — следствие соци­ально-экономических вызовов эпохи. Целеполагание такой подмены не зависит от вида технических средств и онтоло­гически подмена реальности всегда идентична. Однако с изменением средств передачи подмены изменяются и не­которые ее характеристики. Так например вовлечение человека в мир литературного произведение и компьютерной игры ничем не различаются. Структура вовлечения в обоих примерах оди­накова. НО отличия всё таки обнаруживаются, в восприятии: Действительность раскрывающаяся в исскустве носит символический и отображает идейны мир, а техника же воссоздает действительность лишенную символики, в ней отображен мир непосредственно. В качестве примера можно рассмотреть театр и кинематограф. Интраполируя это сравнение на современные условия, подчеркнем, что, электронная виртуальная реальность представлена здесь и сейчас. И это, очевидно, основной крите­рий определения и отличия виртуальной реальности, со­здаваемой мультимедийными средствами, в сравнении с другими виртуальными реальностями. Реальность искус­ства символична, реальность мультимедиа знакова.

Еще одной характерной чертой электронной виртуаль­ной реальности, отличающей ее от искусства, является сила воздействия на человека. Обратимся вновь к примеру с кине­матографом. В кино актер обращается к большим массам людей, фильм одновременно показывается во многих странах, а не к маленьким, как актер театра, ограниченный лишь публикой в зале. Охватывая всё большее количество потребителей, мультимедиа выявляют новый социальный тип — массового пользователя, а также новое сообщество, форми­рующееся в необычной среде.

Итак, можно выявить следующие характеристики электронной виртуальной реальности: 1) это реальность, онтологически обоснованная стрем­лением человека создавать альтернативный мир, 2) она проявляется здесь и сейчас и преиму­щественно знаково, в отличие от виртуальной реальности искусства, 3) ее направленность гораздо шире по силе воздействия, 4) она радикально меняет пространственно-временной континуум.

Виртуалистика.

 

Подход, основанный на признании полионтичности реальности, получил название "виртуалистика". Относительно психики этот подход конкретизируется в теории психологических виртуальных реальностей.

Иногда виртуалистику понимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин "виртуалистика" по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя "предъявить" объект изучения. Но любая из наук, право на существование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а по крайней мере с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или иной реальности. Правда, вопросы о своем объекте подчас пытаются разрешить и признанные науки. Например, есть много вариантов ответа на этот вопрос в психологии: ассоциации, гештальты, деятельность, сознание, психика, субъект и т.д., поскольку каждая психологическая школа объявляет в качестве объекта всей психологии "свой" объект. Но это точно так же, как если бы механика и термодинамика спорили о том, что является "истинным" предметом физики.

Виртуалистика не является наукой. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностей разного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет. Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существование взаимодействий разного типа (сильного, слабого и т.д.).

Идея виртуальности разрабатывалась в философии – античной, восточной, византийской, схоластической - иногда в неявном виде, иногда в явном, как, например, в схоластике. Идея виртуальности стала активно использоваться в последнее десятилетие в современной философии, а также других сферах человеческой деятельности. Справедливости ради следует сказать, что прецеденты использования термина "виртуальный'' как специфического, несводимого к другим терминам можно найти и в более раннее время. Здесь Виртуалистика не рассматриваем случаи неспе­цифического употребления термина "виртуальный" - как синоним терминов "возмож­ный", "потенциальный".

Как специальный философский и научный термин "виртуальная реальность" (от лат. virtus - доблесть, добродетель, энергия, сила и от позднелат. realis - вещественный, действительный, существующий в действительности; греческий аналог virtus - arete) появился в 80-х гг. XX в., когда в постклассической науке понятие объекта иссле­дований было дополнено понятием реальности существования объектов, предпо­лагающей, что существует много типов разнородных объектов, принадлежащих одной и той же реальности, как, например, в физике субстанциальное вещество и энергетическое поле принадлежат одной и той же физической реальности. Но идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними: порожденности и интерактивности - объекты виртуаль­ного уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуют виртуальную реальность. Виртуальные объекты существуют только актуально, только здесь и сейчас, пока в порождающей реаль­ности происходят процессы порождения виртуальных объектов; с окончанием процесса порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают. О виртуальной реальности как реальности имеет смысл говорить еще и потому, что она подчиняется своим "законам природы", в ней свое время и свое пространство, несводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, т.е. "внутренняя природа" виртуальной реальности автономна. В виртуалистике, занимающейся виртуальными реальностями, порождающая реальность называется константной реальностью, поскольку относительно виртуальной реальности существует постоянно, а не ак­туально.

Как и в схоластике, в виртуалистике категория виртуальности вводится через противопоставление, с одной стороны, субстанциальности, а с другой - потенциаль­ности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время - не потенциально, а актуально.

Виртуальность и константность образуют категориальную оппозицию, т.е. виртуальность и константность являются философскими категориями, определяемыми относительно друг друга, аналогично такой категориальной оппозиции как форма - содержание. Как категориальная оппозиция виртуальный - константный не имеет определенной морфологической (субстанциальной) отнесенности - отношения между виртуальной и константной реальностями относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно неё константной реальностью, при атом константная реальность первого уровня может свернуться, став виртуальным объектом новой константной реальности.

Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности n-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философ­ской модели человек при атом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм: может положить существование лишь одной реаль­ности, считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъ­екты могут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерар­хический уровень и дуализм - монизм) можно реконструировать все западные типы философий.

Идея виртуальности предлагает принципиально новую для европейской культуры парадигму мышления, в которой ухватывается сложность устройства мира, в отличие от идеи ньютонианской простоты, на которой зиждется современная европейская культура.


Заключение.

 

И так, виртуальная реальность является одной из наиболее перспективных направлений для изучения современной философии, так как, моноонтичная парадигма мира, явно исчерпала себя на сегодняшней день, не только в философии, но и в других науках, как физика, психология, педагогика, и другие. В процессе исследования виртуальной реальности учеными, был разработан новый метод – виртуалистика, базирующийся на признание множественности реальностей - полионтичности. Этот метод, сложившаяся прежде всего на базе психологии, как научный подход имеет достаточно разработанную философскую парадигму, соответ­ствующие научные теоретические модели и схемы экспериментального исследования, а также оснований на научном подходе специфический вид практики - аретею. В частности, в аретеи, выявлены причины определенных ошибок летчика более пятидесяти лет ускользающих от психологического анализа и предложены конструктивные технические предложения по предупреждению ошибок такого рода, разработаны и внедрены в практику принципиально новые и весьма эффективные способы лечения алкоголизма, коррекции психического развития ребенка, лечения бронхиальной астмы.


Список используемой литературы.

 

1. https://www.virtualistika.ru

2. https://www.wikipedia.ru

3. Грязнова Е.В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия // Философские науки, 2005 г. №2, стр. 125,

4. Ищенко Е. Н. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник МГУ: научный журнал. Серия 7. Философия. – М: Изд. МГУ 1946, 2005 г., №2,

5. Николай Кузанский. Сочинение в двух томах. М., 1980. Т.2.

6. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, N 10, с. 152-164.

7. Филько В.И. Типология реальностей //Философские науки, 2005 г., №7, стр. 118.

8. Фома Аквинский. Сумма теологий // Онтология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: