Поэтический синтаксис(синтаксические фигуры).




Этапы анализа художественного текста.

1. Тема – основное жизненное явление изображенное в тексте.

 

Идея – отношение автора к происходящему явлению. К идеям можно обратиться и в конце анализа художественного текста.

 

Проблематика – второстепенный круг вопросов, затронутых в произведении. Типы тем: исторически конкретная тема, "вечная" тема.

 

Конфликт. Типы конфликтов: внешний, внутренний.

 

Художественные детали.

Деталь как микрообраз и как составная часть художественного образа. Детали внешние и психологические. Детали – символы.

 

Функции художественной детали:

 

Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение, портрет – впечатление, психологический портрет. Символизация и индивидуализация портретной характеристики.

 

Пейзаж. Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж.

 

Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи. Символизация и индивидуализация вещных деталей.

 

Композиция.

Внесюжетные элементы художественного текста (авторские отступления, философские рассуждения, рассуждения о красоте природы, рассуждения о любви, исторические рассуждения.)

 

Композиция системы художественных образов. Композиция художественной речи. Композиция художественной детали. Композиция художественного времени. Композиция художественного пространства.

 

Опорные точки композиции.

Типы композиции художественного текста.

 

1. линейная (Тургенев "Отцы и дети")

2. параллельная (Толстой "Война и мир")

3. кольцевая (Гоголь "Мёртвые души")

4. рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека")

5. тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи.

6. монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.

 

Сюжет.

 

Жизненная основа сюжета.

Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

Типы развязок: полная, неполная.

1. Пролог – часть произведения, в которой герой изображен задолго до развития сюжета; часть произведения, в которой рассказывается то, о чём пойдет речь в художественном произведении.

2. Эпилог – заключительная часть произведения после развязки.

3. Экспозиция – дается в начале произведения, в неё входят все эпизоды до развязки (Грибоедов "Горе от ума", все эпизоды до появления Чацкого).

4. Апофеоз – заключительная часть произведения, в которой прославляется герой (Лермонтов "Песнь о купце Калашникове").

5. Фабула – это композиция сюжета или последовательность событий в произведении (Лермонтов "Герой нашего времени" – нарушение хронологии события).

6. Коллизия – важные социальные противоречия.

7. Интрига – противоречия по частным личным вопросам.

 

Художественная речь и её анализ.

Речь как способ создания характера: диалоги, монологи, повествования и их соотношения в художественном произведении.

Иносказательность художественной речи: тропы и их разновидности.

Выразительные средства: устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова.

 

Тропы:

1. Сравнение – троп, основанный на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие сходные особенности.

2. Метафора – скрытое сравнение.

3. Олицетворение – разновидность метафоры, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы.

4. Метонимия – троп, основанный на замене подменного названия предмета или явления другим неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом предмете или явлении. (Класс шумит, зал аплодировал)

5. Синекдоха – разновидность метонимии, в которой целое заменяют частью, множественное единство (По улице шли серые шлемы…).

6. Эпитет – поэтическое определение. Виды эпитетов: 1) живописный, 2)эмоциональный, 3)оксюморон (Когда определение противоречит определяемому слову. Например: живой труп, страшно красивый), постоянные в фольклоре (серый волк, красная девица).

7. Ирония – насмешливое название предмета или насмешливое обращение к ч. - л. или к. – л.

8. Сарказм – злая ирония.

9. Гипербола – преувеличение.

10. Литота – преуменьшение.

11. Перифраз – это троп, когда одно понятие заменяется несколькими словами(уйти под гробовые своды - умереть).

12. Эвфемизм - использование в тексте более нормативной литературной лексики, которая заменяет более грубую ненормативную ругань.

 

Поэтический синтаксис(синтаксические фигуры).

1. Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении(когда определение стоит после определяемого слова)

2. Анаколуф – нарушение согласования слов в предложении, часто используются для передачи иностранной речи.

3. Анафора – употребление одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в начале стихотворных слов или предложений, идущих друг за другом в художественном тексте.

4. Эпифора – использование одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в конце стихотворных слов или предложений.

5. Стык – когда стихотворная срока или предложение заканчивается одним и тем же словосочетанием, словом, а другая начинается с этого же словосочетания или слова

6. Бессоюзное – придаёт художественной речи динамику.

7. Многосоюзие – многократное использование одних и тех же союзов, придаёт художественной речи плавность, медлительность, используется для торможения художественного действия.

8. Эллипсис – намеренный пропуск слова, которое легко восстановить в тексте (он взял, а дальше никого).

9. Градация – употребление слов, особый их порядок, когда их признаки либо увеличиваются, либо уменьшаются.

10. Параллелизм – когда друг за другом идут одни и те же конструкции(молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт).

11. Хиазм – обращённый (обратный) параллелизм (АВ – В,А,). (Нас было четыре сестры – четыре сестры нас было).

12. Умолчание – фигура, которая помогает читателю самому догадаться о том, что не договаривает автор

13. Риторика – риторический вопрос (вопрос в форме утверждения, не требующий ответа), риторическое обращение (Украина! Мать родная…), риторическое восклицание (одно слово выделяется в тексте – восклицательной интонацией).

14. Антитеза – фигура, основанная на резком противопоставлении, строится с помощью антонимов ("Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи…" А.С.Пушкин).

 

Поэтическая фонетика.

1. Аллитерация – намеренное употребление в тексте одних и тех же согласных звуков.

2. Ассонанс – намеренное употребление в тексте одних и тех же гласных звуков.

3. Звукоподражание – подражание звукам природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: