Этапы анализа художественного текста.
1. Тема – основное жизненное явление изображенное в тексте.
Идея – отношение автора к происходящему явлению. К идеям можно обратиться и в конце анализа художественного текста.
Проблематика – второстепенный круг вопросов, затронутых в произведении. Типы тем: исторически конкретная тема, "вечная" тема.
Конфликт. Типы конфликтов: внешний, внутренний.
Художественные детали.
Деталь как микрообраз и как составная часть художественного образа. Детали внешние и психологические. Детали – символы.
Функции художественной детали:
Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение, портрет – впечатление, психологический портрет. Символизация и индивидуализация портретной характеристики.
Пейзаж. Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж.
Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи. Символизация и индивидуализация вещных деталей.
Композиция.
Внесюжетные элементы художественного текста (авторские отступления, философские рассуждения, рассуждения о красоте природы, рассуждения о любви, исторические рассуждения.)
Композиция системы художественных образов. Композиция художественной речи. Композиция художественной детали. Композиция художественного времени. Композиция художественного пространства.
Опорные точки композиции.
Типы композиции художественного текста.
|
1. линейная (Тургенев "Отцы и дети")
2. параллельная (Толстой "Война и мир")
3. кольцевая (Гоголь "Мёртвые души")
4. рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека")
5. тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи.
6. монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.
Сюжет.
Жизненная основа сюжета.
Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка.
Типы развязок: полная, неполная.
1. Пролог – часть произведения, в которой герой изображен задолго до развития сюжета; часть произведения, в которой рассказывается то, о чём пойдет речь в художественном произведении.
2. Эпилог – заключительная часть произведения после развязки.
3. Экспозиция – дается в начале произведения, в неё входят все эпизоды до развязки (Грибоедов "Горе от ума", все эпизоды до появления Чацкого).
4. Апофеоз – заключительная часть произведения, в которой прославляется герой (Лермонтов "Песнь о купце Калашникове").
5. Фабула – это композиция сюжета или последовательность событий в произведении (Лермонтов "Герой нашего времени" – нарушение хронологии события).
6. Коллизия – важные социальные противоречия.
7. Интрига – противоречия по частным личным вопросам.
Художественная речь и её анализ.
Речь как способ создания характера: диалоги, монологи, повествования и их соотношения в художественном произведении.
Иносказательность художественной речи: тропы и их разновидности.
|
Выразительные средства: устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова.
Тропы:
1. Сравнение – троп, основанный на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие сходные особенности.
2. Метафора – скрытое сравнение.
3. Олицетворение – разновидность метафоры, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы.
4. Метонимия – троп, основанный на замене подменного названия предмета или явления другим неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом предмете или явлении. (Класс шумит, зал аплодировал)
5. Синекдоха – разновидность метонимии, в которой целое заменяют частью, множественное единство (По улице шли серые шлемы…).
6. Эпитет – поэтическое определение. Виды эпитетов: 1) живописный, 2)эмоциональный, 3)оксюморон (Когда определение противоречит определяемому слову. Например: живой труп, страшно красивый), постоянные в фольклоре (серый волк, красная девица).
7. Ирония – насмешливое название предмета или насмешливое обращение к ч. - л. или к. – л.
8. Сарказм – злая ирония.
9. Гипербола – преувеличение.
10. Литота – преуменьшение.
11. Перифраз – это троп, когда одно понятие заменяется несколькими словами(уйти под гробовые своды - умереть).
12. Эвфемизм - использование в тексте более нормативной литературной лексики, которая заменяет более грубую ненормативную ругань.
Поэтический синтаксис(синтаксические фигуры).
1. Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении(когда определение стоит после определяемого слова)
|
2. Анаколуф – нарушение согласования слов в предложении, часто используются для передачи иностранной речи.
3. Анафора – употребление одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в начале стихотворных слов или предложений, идущих друг за другом в художественном тексте.
4. Эпифора – использование одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в конце стихотворных слов или предложений.
5. Стык – когда стихотворная срока или предложение заканчивается одним и тем же словосочетанием, словом, а другая начинается с этого же словосочетания или слова
6. Бессоюзное – придаёт художественной речи динамику.
7. Многосоюзие – многократное использование одних и тех же союзов, придаёт художественной речи плавность, медлительность, используется для торможения художественного действия.
8. Эллипсис – намеренный пропуск слова, которое легко восстановить в тексте (он взял, а дальше никого).
9. Градация – употребление слов, особый их порядок, когда их признаки либо увеличиваются, либо уменьшаются.
10. Параллелизм – когда друг за другом идут одни и те же конструкции(молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт).
11. Хиазм – обращённый (обратный) параллелизм (АВ – В,А,). (Нас было четыре сестры – четыре сестры нас было).
12. Умолчание – фигура, которая помогает читателю самому догадаться о том, что не договаривает автор
13. Риторика – риторический вопрос (вопрос в форме утверждения, не требующий ответа), риторическое обращение (Украина! Мать родная…), риторическое восклицание (одно слово выделяется в тексте – восклицательной интонацией).
14. Антитеза – фигура, основанная на резком противопоставлении, строится с помощью антонимов ("Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи…" А.С.Пушкин).
Поэтическая фонетика.
1. Аллитерация – намеренное употребление в тексте одних и тех же согласных звуков.
2. Ассонанс – намеренное употребление в тексте одних и тех же гласных звуков.
3. Звукоподражание – подражание звукам природы.