Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 40 минут. Частота занятий -1 раз в неделю.
|
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, APT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП: Диагностический
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
|
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих: Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4 ЭТАП: Прогностический.
|
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо- зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
· развитие познавательной активности учащихся,
· формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
· формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
· формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
· психологическая коррекция поведения ребёнка
· социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ учащихся
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Содержание коррекционных занятий по теме:
"Как научиться учиться"
для учащихся 10 - 14 лет специальной /коррекционной/ школы VIII вида
Общая структура занятий остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:
1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.
3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия". Правильное выполнение дыхательных упражнений.
(Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте". - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г. - 474 с.)
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого - пси-холога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.
Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: "вдох - задержка - выдох - задержка". Вначале, каждый из них может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Психолог
должен вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.
Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:
1. Вдох:
распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;
приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2. Пауза.
3. Выдох:
- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;
- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4. Пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя - не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3-5раз.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
Тема: "Времена года. Осень"
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".
Глазами нарисовать круг: 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"
Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать - плавно, избегая толчков.
Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом
должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо - влево, вперед - назад, по кругу.
Упражнение 3. "Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно".
Инструкция: Возьми в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Какрандаш от листа отрывать нельзя.
Упражнение 4. "Составь предложение из букв".
В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.
Правильный ответ: "У Сашки в кармашке шишки да шашки."
Упражнение 5. "Что осенью бывает"
Играющие сидят в кругу. Каждый участник должен вспомнить признак Осени. Высказываются игроки по очереди. Остальные могут принять участие в обсуждении: правильное это высказывание или нет.
Упражнение 5. "Соедини точки и назови животное".
Упражнение 6. "Собери картинку из частей и составь рассказ".
Каждому учащемуся предлагается разрезанная на части картинка на тему "Осень". Учащиеся собирают картинку из частей и составляют рассказ.
Рассказывать можно по кругу, по одному предложению, добавляя рассказ предыдущего участника (Это облегчённый вариант).
Упражнение. "Реши кроссворд"
Задания:
1. Расшифруй слова, спрятанные в кроссворде.
2. Используя цветовую гамму, найди ключевое слово. Правильный ответ (Птенец)
3. Найди листок, которого нет у девочки в гербарии и нарисуй его. Правильный ответ:
Правильные ответы на кроссворд:
по горизонтали: по вертикали:
1 - велосипед 5 - скамейка 2 - ведёрко 7 – лопатка 3 - бабушка 10 – птица 4 - мяч
13 – фонарь 6 - книга 8 - берет 9 - помпон 11 - дерево 12 - колесо 14 - бант
15 - сумка
Упражнение "Найди лишнее".
Вариант 1. На предложенной картинке необходимо найти то, что не подходит к остальным и указать причину.
Вариант 2. Из предложенных слов необходимо убрать лишнее. Грибы.
Сыроежка, моховик, малина, боровик. Рыжик, повилика, поганка, земляника. Груздь, масленок, шампиньон, опенок.
Подберезовик, глухарь, подосиновик, пескарь.
Лисичка, волнушка, смородина, петрушка.
Заключение. Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
Тема: "Времена года. Зима"
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".
Глазами нарисовать квадрат: 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"
Учащийся, сидя на стуле(руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: "Вдох (4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)". Упражнение выполняется 5-8 раз.
Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями о колени. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.
Упражнение 3. "Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно".
Инструкция: Возьми в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Какрандаш от листа отрывать нельзя.
Упражнение 4. "Скажи наоборот. Закончи предложения". Летом дни жаркие, а зимой - … (Холодные)
Летом небо светлое, а зимой - … (Тёмное)
Летом день длинный, а зимой - … (Короткий) Летом солнце яркое, а зимой - … (Тусклое)
Весной лёд на реке тонкий, а зимой - … (Толстый) Снег мягкий, а лёд - … (Жёсткий) Одни сосульки длинные, а другие - … (Короткие)
Упражнение 5. "Стоп-игра".
Дети находятся на своих местах в зале. По команде взрослого (например, один хлопок) они начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Игра "Перстенек".
Это старая игра, но она всегда пользовалась успехом у подростков.
На крепкую тесьму или ленту надевают кольцо-"перстенек" и связывают ее концы небольшим, но крепким узелком, свободно проходящим через кольцо.
Играющие берутся за ленту руками, образуют круг, поют песню, сопровождая ее беспрерывными движениями рук так, чтобы водящий не мог догадаться, у кого под руками перстенек.
Песни можно придумать какие угодно. Лет сто назад пели такую песенку: Перстенек, перстенек,
Ты не близок, не далек, Кто упустит перстенек,
Тот водить пойдет в кружок.
Водящий внимательно следит за руками играющих, а те в свою очередь иногда поднимают руку, чтобы показать перстенек, но в тот момент, когда водящий подбегает, стараются незаметно передвинуть его вправо или влево. По требованию водящего играющие поднимают руку. Если водящий ошибается, он продолжает водить. Кто не сумел спрятать перстенек, становится на место водящего.
Упражнение 6. "Что не дорисовал художник. Подумай и дорисуй".
Упражнение 7. "Назови одним словом" Вариант "Зима"
Серебристый, холодный, гладкий… (Лёд) Глубокий, мягкий, снежный… (Сугроб)
Колючая, нарядная, зелёная… (Елка) Лютая, холодная, снежная… (Зима)
Острые, наточенные, металлические… (Коньки) Деревянные, металлические, зимние… (Санки) Маленькая, пушистая, летящая… (Снежинка) Большой, свирепый, спящий… (Медведь) Снежная, быстрая, заметающая… (Метель) Деревянные, пластиковые, быстрые… (Лыжи) Упражнение 8. "Собери картинку из частей".
Картинка разрезана на части. Учащиеся должны собрать и составить рассказ по картинке.
Упражнение 9. "Расставь картинки по порядку и составь рассказ".
Заключение. Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
Тема "Растения"
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".
Глазами нарисовать цветок: 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"
Ребенок, сидя (руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания.
Произносите вслух только слова "Вдох", "Держим", "Выдох", "Держим", а счет прохлопывайте: "Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка) выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка)". Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно! Упражнение 3. "Обведи по контуру не отрывая руку от листа бумаги".
Игра "Пятнашки (ой-ой-ой)"
Все играющие стоят по кругу и каждому, включая ведущего, присваивается порядковый номер (порядковый номер не меняется на протяжении всей игры!).
Ведущий выходит в центр круга. Называет два номера, например 3 и 15. Участники, чьи номера он назвал, выбегают, встречаются в центре круга, стучат себя по коленкам, кричат "ой-ой- ой" и стараются занять место партнера.
Тем временем ведущий занимает одно из свободных мест. Участник, которому не хватило места, становится ведущим.
Эта игра обычно проходит весело и задорно и значительно поднимает настроение участникам группы.
Игра "Фокус".
По команде "Начали!" каждый мысленно "уходит" внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд психолог подает команды: "Правая кисть", "Мочка левого уха" и т.д. Задача ребенка - сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.
Упражнение "Графический диктант".
1 клетка вверх; | 1 клетка вправо; | 1 клетка вверх; | 1 клетка вправо; |
1 клетка вверх; | 1 клетка вправо; | ||
1 клетка вниз; | 1 клетка вправо; | 1 клетка вниз; | 1 клетка вправо; |
1 клетка вниз; | 1 клетка влево; | 1 клетка вниз; | 1 клетка влево; |
1 клетка вниз; | 2 клетки вправо; | ||
1 клетка вниз; | 1 клетка влево; | 1 клетка вниз; | 1 клетка влево; |
1 клетка вниз; | 1 клетка влево; | ||
1 клетка вверх; | 1 клетка влево; | 1 клетка вверх; | 1 клетка влево; |
1 клетка вверх; | 2 клетка вправо; | 1 клетка вверх; | |
1 клетка влево; | 1 клетка вверх; | 1 клетка влево; |
Упражнение "Найди деревья".
Из перечисленных ниже слов необходимо оставить названия деревьев, остальные - вычеркнуть. ЛЕС, СОСНА, ЕЛЬ, ПАРК, ДУБ, БЕРЁЗА,
АЛЛЕЯ, ДОРОГА, ЯСЕНЬ, ОСИНА, ВЕТКА, СТВОЛ,
КЛЁН, ПАЛЬМА, ЛИСТЬЯ, БАОБАБ, ТОПОЛЬ, КУСТ, ЛИСТВЕННИЦА, БРЕВНО, ЛИПА, ПОДОСИНОВИК.
Упражнение "Дорисуй вторую половинку картинки"
Упражнение "Внимательно"
Участники выполняют различные действия, движения, но только те, которые ведущий показывает со словом "внимательно". Например: "Слушайте внимательно, поднимите правую руку" - участники выполняют. Л если он говорит: "Я прошу вас подпрыгнуть", - то это действие выполнять совсем не надо.
Ведущий сначала говорит достаточно медленно, иногда акцентируя внимание на слове "внимательно", для того чтобы участники погрузились в процесс, а потом начинает постепенно увеличивать темп и путать участников, постепенно усложняя игру, для того чтобы участникам пришлось затрачивать больше усилий на выполнение задания.
Упражнение "Назови одним словом" Вариант. В лесу
Крепкий, шляпочный, съедобный... (гриб)
Высокое, раскидистое, лиственное... (дерево) Длинноухий, трусливый, косой... (заяц)
Маленький, серый, колючий... (еж) Звонкий, прозрачный, журчащий... (ручей) Яркое, палящее, лучистое... (солнце)
Проплывающее, белое, высокое... (облако) Густая, зеленая, шелковистая... (трава) Болтливая, белобокая, шумная... (сорока) Душистая, ароматная, сладкая... (ягода)
Косолапый, бурый, неуклюжий... (медведь)
"Расставь картинки по порядку и составь рассказ".
Заключение. Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
для учащихся 10 - 14 лет специальной /коррекционной/ школы VIII вида Тема "Занятия людей".
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".
Глазами нарисовать восьмёрку: 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"
Ребенок, сидя (руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов "Вдох", "Держим", "Выдох", вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!
Упражнение "Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно".
Упражнение 3. "Шифровка"
Для того, чтобы узнать что нарисовано на кратинке, нужно выполнить задание. Для этого необходимо использовать ключ к шифровке.
КЛЮЧ:
Задание:
Графический диктант "Кораблик".
1 клетка вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 3 клетка вправо;
1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо;
1 клетка вниз; 1 клетка влево; 1 клетка вниз; 1 клетка влево;
1 клетка вниз; 7 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка влево;
1 клетка вверх; 1 клетка влево;
Упражнение "Репка - капуста"
Репка изображается открытой ладонью вниз (так как репка растет вниз), капуста - открытой ладонью вверх (так как капуста растет над землей).
Ведущий называет: "репка" или "капуста", изображая их (иногда путая играющих). Задача участников - показывать то, что называет ведущий.
Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.
Игра "КАК ЛЮДИ"
Цель: развитие воображения. Форма проведения: групповая.
Ход игры: Люди и животные умеют ходить, есть, бегать, сидеть и т. д. Но и про неодушевленные предметы говорят - часы ходят, свитер сидит. Предложите детям перечислить, какие еще неодушевленные предметы могут ходить, могут говорить (издавать звуки), могут пить (наполняться жидкостью), бывают теплыми или холодными.
Упражнение "Расставь картинки по порядку и составь рассказ"
Упражнение "НАЙДИ ОБЩЕЕ СЛОВО"
Вариант "На кухне"Вскипевший, остывающий, электрический... (Чайник)
Глубокая, металлическая, пустая... (Кастрюля) Острый, металлический, наточенный... (Нож) Большой, вместительный, дребезжащий... (Холодильник)
Маленькая, фарфоровая, расписная... (Ваза)Стеклянный, граненый, прозрачный... (Стакан) Блестящий, пузатый, тульский... (Самовар)Серебряная, маленькая, чайная... (Ложка)
Деревянная, расписная, разделочная... (Доска)
Большая, четырехконфорочная, газовая... (Плита)Искусный, опрятный, талантливый... (Повар) Упражнение "ШИФРОВКА"
Используя предложенный ключ, надо расшифровать шифровку, в которой зашифрована пословица о труде.
Упражнение "СЧЁТЫ"
Ведущий называет разные числа, сразу и одновременно должны встать именно столько человек, какое число прозвучало. Задание выполняется молча.
Участники не имеют права диктовать друг другу стратегию выполнения задания. Тактика вырабатывается в процессе упражнения.
В начале упражнения лучше называть числа поменьше, от 1 до 5, а затем, постоянно усложняя задание, можно назвать число, равное количеству участников в группе, включая ведущего.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
o На что вы ориентировались, выполняя задание?
o Что помогало и что мешало справляться с поставленной задачей?
o Какой была ваша тактика и как она сформировалась? Упражнение "ПРОЙДИ ПО ЛАБИРИНТУ"
Прежде, чем идти по лабиринту, необходимо соединить точки по порядку и записать полученные слова. Из выделенных букв надо составить слово и станет известно, за кем охотится охотник.
Упражнение "ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ КУВШИНА"
Упражнение "НАЙДИ ПАРУ"
Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.
Упражнение "ДОРИСУЙ КАРТИНКИ".
Необходимо дорисовать картинки, назвать предметы, изображённые на них и сказать, кто с ними работает.
Заключение. Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
для учащихся 10 - 14 лет специальной /коррекционной/ школы VIII вида Тема "Животные".
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".
Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"
Ребенок, сидя (руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов "Вдох", "Держим", "Выдох", вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!Упражнение "Обведи по контуру не отрывая руку от листа бумаги". Контур какого животного вы видите?
Упражнение "РИТМ ХЛОПКАМИ" Участники делятся на пары.
Каждая пара, по очереди, отбивает ритм (например, "Спартак"). Известный ритм футбольных болельщиков "Спартак - чемпион!", когда хлопком в ладоши отмечается каждый слог в знакомом всем ритме. Одному человеку хлопать 2 раза подряд нельзя, пропускать хлопок нельзя, если один участник сбивается, начинают все сначала. Это упражнение позволяет не только сконцентрировать внимание, но и настроить участников группы на взаимодействие, они стараются прислушаться друг к другу, вчувствоваться друг в друга, что бывает просто необходимо перед серьезным занятием
Упражнение "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ".
Ребенок задает любую пантомимическую модель (позу, движения). Задача остальных - повторить. Тот, кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, задающего просят самого повторить. Если у него не получается, он выбывает из игры.
Упражнение "СОЕДИНИ ТОЧКИ". Кто изображён на картинке?
Упражнение "ЛАБИРИНТ".
Игра "РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ"
Участники сидят в кругу, ведущий просит их положить на колени кулачки. По очереди подходит к каждому, кладет руку на кулак и говорит: "Рыбы (или птицы, или звери)?" Участник называет представителя этого класса. На обдумывание дается 3 секунды (ведущий считает вслух до трех). Если участник называет правильно, то ведущий переходит к следующему, если нет, то участник опускает один кулачок. Игра идет до выявления одного или нескольких победителей.
Упражнение "НАЙДИ ОТЛИЧИЯ"
Упражнение "РАССТАВЬ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКЕ"
Упражнение "КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПРЯТАНЫВ КАРТИНКЕ"
Упражнение "ДОРИСУЙ И НАЗОВИ ЖИВОТНЫХ"
ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ
Цель: развитие воображения Форма проведения: групповая. Материал: лист бумаги, краски.
Ход игры: До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Заключение. Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
Тема "Школа".
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.
Упражнение "Профилактика нарушения зрения".
Глазами нарисовать лабиринт, начиная с маленького и заканчивая самым большим квадратом. Затем наоборот - начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким квадратом.
Упражнение "Дыхательное упражнение"
Ребенок, сидя на стуле или лёжа (ноги и руки расслаблены, руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов "Вдох", "Держим", "Выдох", вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно. Упражнение "ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ СЛОВО"
Вариант "В школе"
Важный, главный, ответственный... (директор) Веселый, громкий, заливистый... (звонок)
Интересный, познавательный, воспитывающий… (урок) Активный, старательный, любознательный… (ученик) Мудрый, справедливый, строгий... (учитель)
Веселая, большая, шумная... (перемена)
Бумажный, обязательный, классный... (журнал)
Важное, запланированное, родительское... (собрание) Отличная, удовлетворительная, заслуженная... (отметка) Светлый, уютный, просторный... (класс)
Двухместная, удобная, школьная... (парта) Упражнение "РАСШИФРУЙ ПОСЛОВИЦУ"
Используя имеющийся ключ, надо расшифровать известную пословицу и сказать о чём она.