(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно ещё теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания, умения и интуиции, врождённой талантливости.
(3)Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтическим чувством — восхищался Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета — одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой — «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.
(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствии с определёнными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаём его замечать. (10)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе — самый её строй информативен и всё время должен ощущаться как неавтоматический.
|
(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго — тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. (15)А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (1б)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (18)Новаторство — не всегда в изобретении нового. (19)Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.
(20)Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст — мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внутреннюю структуру. (Ю. Лотпман)
А28. Какой абзац построен по схеме: тезис — примеры, подтверждающие его?
1) второй (предложения 3-5)
2) третий (предложения 6-11)
3) четвёртый (предложения 12-19)
4) пятый (предложения 20-23)
|
А29. Определите стиль и тип речи.
1) художественный стиль; рассуждение с элементами описания
2) научный стиль; рассуждение
3) художественный стиль; повествование
4) официально-деловой; описание
А30. Какое слово в данном тексте выражает отрицательную оценку называемого явления?
1) вторичный (предложение 7)
2) тривиальный (предложение 13)
3) привычная (предложение 15)
4) неожиданны (предложение 12)
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2. Из предложений 5-8 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 18-19 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. В первом-втором абзацах найдите предложение, в котором одно из подлежащих выражено указательным местоимением. Напишите номер этого предложения.
В5. В каких предложениях текста тире выделяет обособленное приложение? Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 3-11 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное со значением степени и следствия. Напишите номера этих предложений.
В7. Какое из предложений 12-19 связано с предыдущим с помощью лексического и синтаксического повтора?
|
В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Автор излагает довольно сложные литературоведческие положения, в построении которых ведущую роль играет ____ (например, предложения 1, 3, 4, 5, 10-11), а иногда __ (предложения 12, 17).
Использование таких синтаксических конструкций, как ____ (предложения 1, 2, 15, 20, 21), __ (предложения 8, 12), в этом тексте обусловлено прежде всего стремлением к точности выражений.»
Список терминов:
1) метафора
2) парадокс
3) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов
4) антитеза
5) гипербола
6) сравнительные обороты
7) ряды однородных членов
8) уточняющие члены предложения
9) литота
Часть З
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 8
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) повторим
2) позвонишь
3) принудить
4) пролила
А2. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?
1) Как предполагают учёные, в центре Урана есть твёрдое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.
2) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТОМ характере.
3) Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.
4) Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.
А3 В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образованная форма слова)?
1) На прошлой неделе погода была гораздо лучше.
2) Станция метро находится в стах метрах от нашего дома.
3) Вы смотрели фильм «Десять негритят»?
4) У левой кроссовки нет шнурка.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наблюдая экзотическую природу,
1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.
2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.
3) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.
4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.
А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) Одним из самых известных путешественников, писавших об открытии Нового Света до Колумба, был норвежец Тур Хейердал.
2) По приезде в Дерпт новый губернатор дал бал.
3) Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.
4) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрались у Карташевых: сам Карташев, Корнев, Шацкий и их приятели.