Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.




(1)Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Всё было залито светом... (3)Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. (5)Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. (7)Лица у них были полные и круглые,... волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. (8)Это бы ли почтенные чиновники в городе. (9)Увы! толстые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (10)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и ненадёжно. (11)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. (12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. (13)У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. (15)А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. (16)Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым. (Н.В. Гоголь)

А28. Есть ли в данном фрагменте из поэмы «Мёртвые души» фразы, где Гоголь даёт читателю понять, что не считает чиновников честными исполнителями закона?

1) Нет.

2) Есть: 6

3) Есть: 7, 8 и 11

4) Есть: 9 и 13

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в предложениях 2-7?

1) повествование

2) рассуждение

3) описание

4) рассуждение и повествование

А30. Какое сочетание представляет собой устаревший фразеологический оборот?

1) зажмурить глаза (предложение 1)

2) посматривать по сторонам (предложение 6)

3) наружный блеск (предложение 12)

4) спускать на курьерских (предложение 15)

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1. Из предложений 5 -6 выпишите слова, которые образованы приставочным способом.

В2. Из предложений 7-10 выпишите все подчинительные союзы.

В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИ Е.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 10-16 найдите сложные предложения, в которых одна из частейодносоставное безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1-8 найдите предложения с вводной конструкцией (словом, сочетанием или предложением). Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 3-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2-7 найдите такое, в котором указательное местоимение служит средством связи с предыдущим предложением.

В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите цифры в той же последовательности в бланк ответов справа от номера задания В8.

«Композиционную основу этого отрывка составляет _____ (предложения 4—15), отсюда обилие таких союзов, как однак о, зато, же, а и ____ (надёжноненадёжно, легкокрепко, толстыетонкие, прямыекосвенные).

Создавая сатирические образы, Гоголь блестяще использует разнообразные изобразительные приёмы и средствалексические: ____ (воздушно, благовидный, славный и др.), _____ (Фраки мелькали и носились, выбритые овалы лиц), метафору (место затрещит и угнётся), и синтаксические: ____ (предложения 3, 4), экспрессивные конструкции предложения (...уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно)...»

Список терминов:

1) эпитеты

2) градация

3) антонимы

4) игра слов (обыгрывание значений омонимов, многозначных слов)

5) метонимия

6) противопоставление

7)сравнение

8) анафора

9) период

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: