«Республиканский музыкальный колледж»
Сценарий концертной программы
«Радости Пасхи»
По фольклорно этнографическим материалам
Алнашского района Удмуртской Республики
Выполнила: студентка 4 курса
отделения хорового
народного пения
Байкова А.А.
Проверил: преподаватель
Бегишев М.И.
Ижевск, 2020 г.
Песенный репертуар
1) «Пасхальный тропарь» - главный напев и торжественное песнопение праздника Пасхи. Исполняется троекратно в течении всей службы. Народный вариант тропаря Смоленской области.
2) «По травонюшкедевонюшка гуляла» (хороводная) - исполняли на весенне-летние праздники. Записано от Пермяковой Людмилы Кузьмовны 1939 года рождения уроженки д. ЛазуреноБольше-Сосновского района Пермского края, и от Первяковой Валентины Григорьевны 1943 года рождения уроженки д. СтаропольскМожгинского района.
3) «Мак маковистый» (игровая –хороводная) – исполняли на весеннее – летние праздники.
4) «При далине» (хороводная) – исполняли на весеннее – летние праздники. Записано от Цыплёнковой Зои Ивановны 1932 г.р. уроженки д. Русский ВишурАлнашского района.
5) «Девица по лугу гуляла» (скорая хороводная) - исполняли на весеннее – летние праздники. Записано от Загуменовой Нины Ефимовны1929 г.р. уроженки починка Рождественский Алнашского района.
6) «Частушки» - Записано отКаратаевой Евгении Анофрьевны 1929 г.р. уроженки д. Русский ВожойЗавьяловского района и от Загуменовой Нины Ефимовны1929 г.р. уроженки починка Рождественский Алнашского района.
Тема: Традиция празднования Пасхи русских деревень южной территории Алнашского района.
Сверхзадача: Что было, видели деды; что будет, увидят внуки.
Обоснование выбора темы:
Когда я собирала песенный материал у бабушек, они мне рассказывали, как они отмечали тот или иной праздник, обряд. Одним из них был праздник Пасха. Меня привлекли мелкие детали этого праздника, которые оказались очень значимыми в этот день.
В силу каких-либо обстоятельств, Пасха на сегодняшний день празднуется совсем иначе. Этот праздник приобрёл другой характер. Сегодня на Пасху не наряжаются уже как прежде. А раньше обязательно к этому празднику шили новые сарафаны красного цвета! Надевали светлые, белые платочки! «Обязательно наряжались, мама всегда одевала платье ситцевое, тятя любил очень рубашки красные, бордовые косоворотки. Одевались красиво, не в рабочем. Именно из сундука доставали. А на голове светлый ситцевый платок, на все такие праздники», - рассказывала Первякова Валентина Григорьевна1943 года рождения из села Асановский совхоз техникум Алнашского района.
Что касается обрядовой, праздничной пищи, сегодня мы печём различные куличи, готовим творожные Пасхи, красим яйца краской. А раньше к этому дню подходили серьёзнее, к празднику начинали готовиться уж с самого понедельника, стряпали шаньги, пироги. «В основном были блюда - это пироги. У нас на Пасху дк стряпали рыбные пироги, с черёмухой, малиной, с калиной, картофельные шаньги, клубничные шаньги. Яйца. Куличи раньше не пекли, творожники, пасхи- тоже не пекли » - рассказывала Пермякова Людмила Кузьмовна 1939 года рождения жительница села Асановский совхоз техникум Алнашского района.
Красить яйца начинали в субботу с вечера, красили в основном яичной шелухой, да различными травами. Воспоминаниям Первяковой Валентины Григорьевны 1943 года рождения из села Асановский совхоз техникум Алнашского района: «С вечера яйца красили и утром уже «Девчонки, смотрите-ко скворушки нам яйца крашенные принесли», всегда конечно стряпня, яйца и пироги, что могли всё стряпали, так вот Пасху встречали».
С Пасхи начинали качаться на качелях!Первякова Валентина Григорьевна вспомиает: «Столбы высокушие, врытые, здоровые такие, перекладина, там сто-то нажелезо крепятся вот эти, слеги были деревянные, и доска деревянные. Двое встают, можешь и один качаться. Вот двое встают и раскачивают только так, скрип, качели летят, даже иногда наравне с перекладиной долетают. Взрослые парни раскачивали».«На качель человек 5-6 садятся, а двое парней здоровых качают, ууу…летаешь, крик, визг. Качались днём, вечером уже никто не качался. В основном с утра, около обеда вся качка идёт»– вспоминала Пермякова Людмила Кузьмовна.
Загуменова Нина Ефимовна 1929 года рождения из починка Рождественский Алнашского района рассказывала, что качаясь на качелях, парни спрашивали: «Решето или сито? Если сито - значит сыто, решето – ещё качают».
Казимаслова Клара Николаевна уроженка села Никольское Алнашскогораойна, 1938 г.р. рассказывала: «И качели, ох-хо….доска то большая, несколько усадимся, только держись, это расскачаемся, да ещё платья к Пасхе новые сасьют,ооо… у кого сильнее раздуется.У нас клуб был между 2-х улиц, одна улица называется Большая, другая Заречка, позднее ее стали называть Кубой, потому что были там одни певуньи. Как запоем и говорят: «О, Куба уже, все, заиграла». Мы там вот такие жили! Собирались с гармошкой, балалайкой, у кого чё есть, даже заслонку приносили и рубен. Клуб посредине на горе, у нас возлюбленное место, площадка большая, танцы там и все пляски, песни. Танцы в основном коробочка, Светит месяц, Краковяк и вальс у нас был обязательно. Ох, кружимся только так. Домой пойдём, парни уж обязательно стараются проводить».
А сегодня?..Сегодня мне грустно, что нет уже той радости, что была раньше. Теперь вернуться туда можно лишь по воспоминаниям наших дорогих бабушек и дедушек, которые всё еще стараются нам передать все знания той настоящей жизни, которая была раньше.
Мне захотелось с вами поделиться той радостью Пасхи, которая присутствовала раньше, которая вдохновила меня. Попробую собрать все эти радости Пасхи и показать важность и насыщенность этого праздника. Донести то, что мы потеряли в настоящее время. Чтоб молодёжь понимала, насколько важно сохранять и не терять то, что передавалось нам поколениями.