Техник и другие основные




Формы интервью

Интервью также могут принимать форму коллективной дискуссии, в которой каждому из участников предостав­ляется возможность высказаться. Эта техника имеет свои особенности, поскольку информация, собранная на груп­повых собраниях, сильно зависит от взаимодействия меж­ду участниками. Опыт показывает, что при индивиду­альном или коллективном опрашивании мы получаем неодинаковые результаты. Таким образом, существуют разнообразные формы интервью, разработанные иссле­дователями и практиками сферы социальных наук. Мы рассмотрим два из них: метод триад по Келли и технику номинальных групп.

I. Групповое интервью

Групповые (коллективные) интервью обладают характер­ными особенностями, вследствие чего они используются только в определенных типах исследований; их подготов­ка и проведение также имеют свои особенности.

1. Характеристики коллективных интервью

Особенности этой техники, как достоинства, так и недо­статки, обусловлены феноменами группы. Как и для ин­дивидуальных интервью, существуют различные вариан-


ты, классифицирующиеся в зависимости от используе­мой степени направленности.

Динамика группы и особенности групповых интервью

Особенности данного типа интервью связаны с динами­кой группы. Эта динамика является равнодействующей положительных и отрицательных напряжений, которые наблюдаются, когда индивиды объединены в коллектив. Положительное напряжение возникает, когда некоторые личности выдвигают свои идеи, стараются объединить других и пытаются придать группе когерентность, беря на себя роль лидера. Негативные тенденции возникают, когда лидеры противостоят друг другу и отказываются от принятия коллективных норм, которые обычно появля­ются в группе. Динамика соответствует последователь­ному приспособлению, которое индивиды вынуждены осуществлять для противостояния этому напряжению. Когда этот процесс протекает удовлетворительно, он при­водит к более или менее стабильному равновесию, кото­рое смягчает противостояния и делает их терпимыми для различных членов группы. Дивергенции по-прежнему су­ществуют, но индивиды получают некоторое количество общих точек отсчета. Групповые интервью позволяют про­анализировать, каким образом мнения и поведение меня­ются в ходе взаимодействий индивидов. Они дают ценный инструмент для изучения влияния коллективных норм.

Преимущества и недостатки групповых интервью

Данная техника отличается не только тем, что позволяет изучать коллективные феномены, она также имеет про­тиворечивые характеристики, которые необходимо про-


42 Глава II. Использование групповых техник


I. Групповое интервью 43


 


анализировать, если мы хотим определить, опрашивать индивидов коллективно или по отдельности.

Коллективное интервью имеет важные преимущества и во многих аспектах облегчает проведение исследования:

• присутствие и воздействие других членов группы ока­зывает благотворное воздействие, поощряя людей вы­сказываться. Если интервью касается тягостных (груст­ных) тем (которые заставляют людей ощутить страх, одиночество: болезни, смерть и т. п.), присутствие дру­гих людей, обуреваемых аналогичными чувствами, ока­зывает успокаивающее воздействие, способствует вы­сказыванию. Позиция других людей, кроме того, сти­мулирует реакции индивидов;

• коллективные интервью позволяют получить инфор­мацию быстро и с наименьшими затратами. В ходе од­ного собрания длительностью 2-3 часа можно собрать высказывания десятка человек. Понадобилось бы, ра­зумеется, намного больше времени, если бы этих лиц опрашивали по отдельности.

Техника группового интервью обладает также недо­статками и некоторыми ограничениями:

• каждый из участников обладает лишь ограниченным временем для высказывания. Информация, которую он успевает сообщить, менее богата, чем в случае, если бы он был один на один с интервьюером;

• высказываясь публично, индивиды более склонны к конформности. Некоторые «прячутся» за доминиру­ющими высказываниями, чтобы «сохранить лицо» или избежать вопросов (обвинений) остальных;


 

• неуверенные в себе индивиды в группе говорят очень мало. У таких людей, когда они противостоят лидерам, защищающим противоположные убеждения, вступают в действие процессы торможения;

• большинство интервьюируемых опасаются упоминать в группе о том, что касается их личной жизни или ин­тимной сферы (гигиена тела и т. д.);

• для проведения групповых интервью необходимо до­статочно большое помещение, оборудованное всем не­обходимым для видеозаписи. В этом типе интервью использования магнитофона недостаточно; необходи­мо также фиксировать невербальную информацию, ко­торая позволит проанализировать функционирование динамики группы (позы, жесты, мимика и т. д.). Если это невозможно, прибегают к помощи наблюдателя, который располагается немного сзади, в таком месте, где он может видеть всех участников. Наблюдатель хранит молчание и только делает заметки. Перед на­чалом заседания интервьюер представляет его участ­никам, указывая на его функцию;

• анализ информации, полученной в ходе групповых ин­тервью, достаточно сложен. Если мы хотим полностью использовать собранный материал, то не можем огра­ничиться общим изучением высказываний в группе, необходимо также отдельно рассмотреть высказыва­ния каждого участника и выявить взаимодействия между высказываниями различных лиц. Анализ дис­курса должен быть дополнен изучением невербальной информации, собранной в ходе сеанса (эта информа­ция может быть расшифрована только специалиста­ми, обладающими психологическим образованием).


44 Глава II. Использование групповых техник


I. Групповое интервью 45


 


Направленность и ненаправленность в групповых интервью

В групповых интервью, как и в интервью индивидуальных, интервьюер (модератор) может придерживаться позиции большей или меньшей направленности. Ненаправленные техники используются в том случае, если проблематика исследования требует изучения всей совокупности кол­лективных феноменов.

Наиболее часто используется техника группового полунаправленного интервью (фокус-группы). В этом случае интервьюер обращается к руководству, в котором указаны темы, обязательные для обсуждения в группе. В интервью данного типа направленность не только ори­ентирует участников на темы, которые интересуют ру­ководителя исследования; она также предназначена для регулирования функционирования группы. Интервью­ер вмешивается, чтобы избежать излишне длинных ре­чей и блокировок, следит за тем, чтобы лидеры не ме­шали высказываться другим участникам, и делает так, чтобы слово переходило внутри группы от одного уча­стника к другому.

Некоторые варианты коллективных интервью основа­ны на направленном подходе: интервьюер не довольству­ется регулятивной ролью, он также дает инструкции уча­стникам.

В данном типе интервью на людей влияют только идеи других членов группы, а не их поведение. Эти техники позволяют изучить взаимодействие мнений участников, избегая негативных эффектов, проявляющихся в присут­ствии лидеров.


2. Подготовка и проведение групповых интервью

Как и в случае индивидуальных техник, необходимо вла­деть обстановкой, в которой происходит интервью. Боль­шинство принципов, изложенных в предыдущей главе, применяются и здесь. Тем не менее есть некоторые осо­бенности, которые касаются прежде всего человеческого контекста, в котором развиваются коллективные интер­вью. Основная трудность лежит в определении размера и состава групп.

Размер и состав группы

Группы должны быть небольшого размера, в среднем 10 человек (в большинстве случаев 6-12). Это дает двой­ное преимущество. Во-первых, необходимое число участ­ников для сбора достаточного количества данных. Во-вто­рых, невысокий риск возникновения блокировки (чтобы высказаться перед группой из 10 человек, не обязательно иметь опыт публичных выступлений). Когда интервью­ер хочет опросить большее количество лиц, организуют­ся параллельно несколько групп.

Состав групп определяется путем компромисса двух противоречий. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы группа не была слишком неоднородной. Если люди почувствуют, что их разделяют значительные со­циальные барьеры, они не станут свободно высказы­ваться и займутся формированием группировок. В то же время нужно избегать чрезмерной однородности: противо­речия и напряжение необходимы, чтобы задействовать динамику группы. Руководитель исследования обыч-


46 Глава II. Использование групповых техник


I. Групповое интервью 47


 


но пытается соблюсти оба условия, действуя следую­щим образом. Прежде всего выделяются факторы диф­ференциации, которые грозят породить блокировку. За­тем производится выделение критериев, которые позво­лят ввести в каждую группу плодотворную неоднородность. Эти критерии зачастую относятся к социодемографическо-му типу (возраст, пол, социопрофессиональная катего­рия и т. п.).

Пример. В одном из исследований рынка необходимо было опросить как потребителей, использующих продукт, так и тех, кто никогда его ие покупал. При этом руководители со­чли, что эти две категории лиц имеют очень разные пред­ставления о данной теме и что в случае одновременного опроса обеих категорий дискуссия была бы короткой, по­этому организовали две группы: одну — из лиц, потребляю­щих продукт, другую — из тех, кто никогда его не покупали. В группе потребляющих продукт представлены одновремен­но мужчины и женщины, а также основные возрастные ка­тегории. Состав второй группы определяется по тому же принципу.

Проведение фокус-групп

Интервьюер (модератор) начинает сеанс группового ин­тервью, представившись и сказав несколько слов о пользе исследования. Он напоминает правила собраний подоб­ного типа (свобода слова, необходимость дать слово каж­дому), просит участников кратко представиться. Зача­стую он предлагает им назвать только имя, поскольку это устанавливает непринужденную атмосферу и показыва­ет, что условие анонимности будет соблюдено. Затем ин­тервьюер зачитывает инструкцию, как это происходит и


в индивидуальных интервью, а потом дает слово членам группы.

В ходе коллективного интервью обычно выделяют три классических этапа (стереотипная речь, высказыва­ние-поиск и повторяющаяся речь). Данные интервью начинаются и заканчиваются особым образом. Начало коллективного интервью отмечено периодом, в котором индивиды держатся настороже и наблюдают за другими, чтобы понять, с кем они имеют дело. В конце коллектив­ного интервью интервьюер зачастую осуществляет де­тальный синтез: говорит о вкладе каждого, соблюдая раз­личия; он также выделяет пункты, явившиеся объектом консенсуса, чтобы удостовериться, что они действитель* но были таким образом восприняты (этому подведению итогов обычно предшествует несколько частичных обоб­щений, осуществляемых в ходе дискуссии). Кроме того, во время такого интервью наблюдается чередование пе­риодов оживления и спада активности — проявления уже упомянутой динамики группы.

Интервьюер ведет сеанс в соответствии с утвержден­ным руководством по проведению интервью. Этот доку­мент включает в себя иногда довольно длинный список тем и подпунктов, по которым руководитель исследова­ния хочет знать мнения участников. В коллективных ин­тервью интервьюер зачастую предлагает группе различ­ные темы обсуждения, соблюдая порядок, определенный заранее. Это позволяет избежать беспорядочного обмена мнениями. Однако интервьюер может проявить и неко­торую гибкость. Если участники хотят вернуться к ранее сказанному или проявляют желание обсудить тему, не обо-


48 Глава II. Использование групповых техник


II. Другие формы интервью, используемые в изучении рынка 49


 


значенную в руководстве интервью, но которая представ­ляется интересной для текущего исследования, интер­вьюер может позволить им это сделать. Иногда это по­зволяет получить интересные данные.

Когда члены группы спорят на тему, связанную с опро­сом, интервьюер принимает ненаправленную установку: он старается не влиять на содержание дискуссии. Нена­правленность, тем не менее, в данном типе интервью име­ет особую форму, поскольку участники испытывают дав­ление других членов группы, которые задают вопросы и обращаются к ним.

Хотя в инструкции сказано, что интервьюер не дол­жен принимать участие в дискуссии, он отнюдь не обре­чен на молчание. Он может, например, воспользоваться приемом реконцентрации, если чувствует, что группа ук­лонилась от темы. Он также может взять слово, чтобы по­мочь кому-либо развить свою мысль. Когда интервьюер обращается лично к участнику, он использует техники вмешательства, тождественные используемым в инди­видуальных интервью (повторение эхом, специальный вопрос и т. д.). Интервьюер может также вмешаться, что­бы управлять функционированием группы. В коллек­тивном полунаправленном интервью он должен гаран­тировать определенное равенство между участниками. Чтобы этого достичь, ему зачастую приходится предла­гать высказаться застенчивым участникам, задавая им вопросы (интервьюер прерывает лидера или человека, монополизировавшего право слова, напоминает, о чем шла речь, и задает вопрос человеку, которому не удается быть услышанным). В фокус-группах интервьюер также


должен делать все возможное, чтобы напряжение не пре­вратилось в блокировку. Для достижения этого резуль­тата он может предложить тем, кто замыкается на бес­плодном конфликте, расширить горизонт своего анализа, стараясь не сосредотачиваться на противоречиях; попро­сить тех, кто сохранил нейтралитет, выделить позитив­ные элементы и точки соприкосновения в противопо­ложных точках зрения.

II. Другие основные формы интервью, используемые в изучении рынка

Ниже нами будут рассмотрены два дополнительных при­ема, используемых в исследованиях. Метод триад Келли — частный случай индивидуального направленного интер­вью. Техника номинальных групп является формой кол­лективного направленного интервью.

1. Метод Келли

Американский психолог Келли разработал в 1950-е гг. методику, позволяющую выделять и анализировать мен­тальные структуры («конструкты»), определяющие способ восприятия одушевленных и неодушевленных объектов.

В методе Келли первый этап предназначен для иден­тификации «конструктов». Мы начинаем с объединения объектов, затем отдельно опрашиваем небольшое коли­чество лиц, действуя следующим образом: интервьюер выбирает случайным образом три объекта, представляет их опрашиваемому лицу и при этом просит указать, по­чему два из них кажутся ему похожими и что их отличает


» Глава I 11II. Использование групповых техник


II. Другие формы интервью, используемые в изучении рынка 51


 


Мгретьей^его. Ответ позволяет выделить «конструкт», ос-вЬанныЙий на противопоставлении двух элементов: «по­лоса коно!мструкта», который соответствует тому, что ка-Фся схсОХожим в двух объектах, оцениваемых как близ- Щ, и «^^противоположный полюс», который выражает »%чие тт третьего объекта. Затем человеку представля-WНовую °ю триаду. Процесс теоретически должен продол-%>ся, поНпока не будут рассмотрены все триады; на прак-1% он за&ваканчивается, когда опрашиваемый уже не в со­ваний Hi идентифицировать новые «конструкты». Когда ЩклненьЛны все участники, осуществляется синтез и выде­лится ксЗЖонструкты, которые часто упоминались.

Пример ер. Маркетинговое исследование проводится с целью ВыясниКнить, как покупатели спортивной одежды оценивают продук*»*кцию различных фирм. Точнее, опрос должен позво­лить вь*!эыделить критерии оценки, которые они используют; Метод 1*11 Келли употребляется для выделения этих критери­ев. В холоде опроса выделяются следующие основные «конст­рукты» Чл»:

1Цос коне экнетрукта Противоположный полюс

Ш спортс!%смена высокого уровня для любителя

РДпочтеИВ-ение отдается предпочтение отдается

ЙкционаАнальности комфорту

ПородиьДный материал простой материал

1%й цвет ^ет неброский цвет

когда гСа первый этап завершен, Келли рекомендует пере­вить ко Jto второму — сбору информации: участников про-(ЯоценитИить объекты при помощи предварительно выде-


ленных «конструктов». Анализируя полученные таким образом данные, можно затем выделить ассоциации меж­ду «конструктами» и выявить различные когнитивные структуры.

Когда мы готовим анкетный опрос, можно ограничить­ся первым этапом. В таком случае триады Келли исполь­зуются для того, чтобы идентифицировать основные кате­гории, структурирующие восприятие людей, которых мы желаем опросить при помощи анкет; действуя таким об­разом, мы избегаем навязывания чуждой им системы вос­приятия. Метод Келли достаточно сложен в использова­нии, но он позволяет провести систематическое изучение на ментальном уровне. Существуют более простые техни­ки: сравнение по парам (а не по триадам) и метод стерж­ня, в ходе которого опрашиваемых просят принять за ос­нову один из предметов и сравнить его со всеми остальны­ми (в этой методике все объекты, каждый в свою очередь, используются в качестве «стержня»).

2. Техника номинальных групп

Техника номинальных групп является методом, который позволяет выявить идеи или мнения людей по определен­ной теме. Она основана на направленной процедуре, по­зволяющей определить влияние, осуществляемое груп­пой на индивидов, избегая при этом феноменов лидер­ства и негативных эффектов, которые их сопровождают. Применение этой техники включает шесть этапов:

1) интервьюер просит каждого из членов группы молча подумать над определенной темой, делая заметки на бумаге;


52 Глава II. Использование групповых техник

2) интервьюер предлагает одному из участников сфор­мулировать идею, которая, по мнению последнего, является наиболее интересной. Интервьюер записы­вает эту идею на доске и затем наугад вызывает дру­гого человека и обращается к нему с той же просьбой. Он повторяет эту операцию, пока все идеи, отмечен­ные участниками, не будут записаны на доске. Участ­ники также знакомятся со всей совокупностью идей, которые появились в группе. Но идеи не имеют ав­торства, поскольку они представлены в произволь­ном порядке. Никто не может претендовать на лидер­ство, навязывая группе блок своих идей;

3) интервьюер проводит опрос участников, чтобы удо­стовериться, что все поняли одинаково зафиксирован­ные идеи. Он группирует идеи по принципу подобия. В ходе этого этапа участников просят объяснить, как они понимают различные идеи, но не критиковать их. Это позволяет избежать давления на участников воз­можными авторитетами;

4) участники должны письменно оценить важность каж­дой из идей, записанных на доске. Это представляет собой разновидность голосования по важности идей. Интервьюер собирает оценки, выставленные участ­никами, не сообщая их другим, затем высчитывает среднюю оценку, полученную каждой идеей, и ин­формирует об этом группу. Участники, таким образом, узнают, какой важностью они коллективно наделили каждую идею. Здесь действительно работает фено­мен группы: выставляя оценки, люди находятся под влиянием комментариев, которые были сформулиро-


II. Другие формы интервью, используемые в изуч ении рынка 53

ваны другими участниками, но на них не влияет их поведение, поскольку прием, использованный интер­вьюером, не допускает ни давления, ни убеждения;

5) интервьюер организует новую дискуссию, предлагая каждому указать, как тот понимает результаты голо­сования группы. Он предоставляет участникам огра­ниченное время для высказывания, чтобы помешать полемике и избежать утверждения лидеров;

6) наконец, интервьюер организует заключительное го­лосование по важности идей и анализирует ответы. Перед голосованием он напоминает, что участники свободны в выборе: сохранить или изменить преды­дущую оценку. Изучение результатов нового голосо­вания позволяет выделить, какие идеи были внуше­ны группой после столкновения точек зрения.


Глава III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: