На данном этапе разработчик опросных документов располагает двумя ориентирами: проблематикой исследования и статистической обработкой, которую будет необходимо произвести для достижения цели исследования.
К': • х
ж I. Определение необходимой информации 55
В'
1. Проблематика исследования и необходимая информация
Список необходимых сведений разрабатывается после анализа проблематики опроса и соответствующих вопросов исследования.
Подготовка работы начинается с определения общей проблематики опроса. Выделение объекта и целей исследования производится путем диалога между заказчиком, которому необходимо разрешить управленческую проблему, и руководителем исследования, который будет вести опрос. После определения проблематики решения обозначается проблематика исследования (Evrard et al., 2000). Строго проанализировав тщательно выделенный феномен, руководитель исследования должен добавить сведения, которые позволят менеджеру выработать решение и начать действовать.
Пример. Установив, что продажи находятся в фазе стагнации, в то время как общий спрос растет, менеджер по продажам компании X решает осуществить исследование. Опираясь на собственный опыт, он думает, что проблема вызвана слишком большим числом наименований продукта на рынке и конкуренцией между фирмами. Проблематика решения заключается в данном случае в том, чтобы определить новый стиль марки этого предприятия, отличный от других кардинальным образом. Проблематика исследования, соответственно, имеет целью изучение позиционирования торговых марок. Исследование должно показать, как потребители оценивают марки по отношению друг к другу; позволить определить наиболее выгодное позиционирование, принятие которого позволит данному предприятию успешно продавать продукцию.
56 Глава III. Подготовка анкетного опроса
I. Определение требуемой информации 57
Когда проблематика определена, необходимо, чтобы руководитель исследования придерживался этих рамок. Это позволяет избежать распыления. Неплодотворными опросами зачастую являются те, которые, пытаясь исследовать новые факты, затрагивают несколько различных тем, предлагая вопросы по всем направлениям.
С каждой проблематикой связаны особые цели исследования. Можно выделить различные приоритеты: исследование нового пространства (выделение основных аспектов некоторого феномена и определение элементов, которые могут помочь его пониманию), описание (детальное определение всех вариантов феномена с измерением их частоты и анализом сочетания различных изучаемых параметров) или объяснение (проверка, осуществляет ли тот или иной фактор ожидаемое влияние на изучаемый феномен).
Когда объект и цели исследования ясно определены, следует их проанализировать, чтобы уточнить вопросы исследования. Это требует размышлений на основании теоретической литературы, поскольку программные вопросы всегда объединяются концептами. Полевое исследование также важно на этой стадии разработки: осуществление предварительного анализа, основанного на наблюдении и интервью, помогает сформулировать существенные вопросы, поскольку служит источником сведений о поле опыта опрашиваемой популяции. Программные вопросы не предназначены для представления опрашиваемым; они помогают руководителю исследования структурировать свою работу и подготовить редакцию опросных документов.
Когда исследование имеет целью объяснить некоторые аспекты изучаемого феномена, программные вопросы принимают форму гипотез. Гипотезы — это предварительные утверждения, устанавливающие связь между двумя параметрами, которые могут явиться объектом эмпирической проверки.
Когда исследование предполагает изучение новых фактов, программные вопросы формулируются менее четко. Тем не менее важно, чтобы руководитель исследования тщательно определил, что он хочет описать и какие результаты получить от этого описания. Также стоит разработать предварительные наметки для дальнейшей работы. Действуя таким образом, руководитель исследования пытается заранее понять, каких заключений он может ожидать, и определить, что может помочь в их анализе. Пытаясь предвидеть вопросы, с которыми он рискует столкнуться при разборе данных исследования, он зачастую может выяснить, что ему необходимо собрать те или иные дополнительные сведения, которые он первоначально не предполагал собирать.
Анализ программных вопросов позволяет составить список сведений, которые необходимо собрать. Эту работу достаточно просто выполнить в той части, которая относится к поведению.
Операция становится более сложной, когда используемый в формулировке программного вопроса концепт соответствует ненаблюдаемой реальности. В этом случае необходимо определить один или более измеряемых показателей, отражающих этот концепт; это всегда требует размышления. В подготовке исследования необходимо
58 Глава III. Подготовка анкетного опроса
I. Определение требуемой информации 59
внимательно отнестись к тому факту, что использование некоторого концепта может потребовать сбора многочисленных сведений, которые будут сведены вместе во время обработки данных, чтобы создать синтетический показатель.
Пример. Представим себе, что мы хотим изучить опыт, полученный потребителями в использовании конкретного оборудования. В таком случае мы должны задаться вопросом: «Будет ли достаточно узнать, на протяжении какого времени индивиды используют оборудование данного типа? Не лучше ли использовать другой подход, в котором мы попытаемся определить знания, полученные потребителями?»
Когда составлен список необходимой информации, нужно подвергнуть его критическому анализу. Прежде всего, нужно проверить, является ли этот список полным, убедиться, что все программные вопросы были учтены. Также необходимо проверить, не содержитли список бесполезных элементов. Какую-либо информацию стоит собирать только в том случае, если ее полезность определенно установлена. Руководитель исследования должен суметь указать, в чем эта информация будет способствовать разрешению программного вопроса и как это поможет ответить на вопросы, предшествовавшие заказу исследования.
Кроме того, важно проверить, что необходимая информация была определена с надлежащей строгостью. Должна быть установлена желаемая степень точности. Также стоит выбрать природу кодировки, определив, должны ли мы регистрировать количество (например, возраст индивида в годах) или качество (социальный статус человека, возрастная группа).
Перед организацией сбора данных руководитель исследования должен убедиться, что природа сведений, которые он готовится собрать, соответствует целям исследования. Следует четко различать поведение (то, что люди делают), психическое состояние (то, что они думают или чувствуют) и сигнальную карточку индивидов (кем они являются — их социодемографические характеристики). Эти категории не должны смешиваться. Когда мы пытаемся идентифицировать поведение, необходимо просить опрашиваемых указать, что они делают, а не как они представляют себе свои действия (то есть необходимо спрашивать «Пьете ли вы пиво во время каждого приема пищи?», а не «Являетесь ли вы большим любителем пива?»). Нужно также установить четкое разграничение между изучаемым феноменом и объясняющими факторами, которые позволяют понять их функционирование.
Наконец, не нужно забывать о характеристиках изучаемой аудитории. Обладают ли опрашиваемые лица искомой информацией? В тех условиях, в которых они будут опрошены, будут ли они расположены сообщать эту информацию? Смогут ли они сообщить все требуемые детали?
2. Статистическая обработка и колировка данных
Статистическая обработка полученных данных является вторым важным ориентиром. Прежде чем составлять вопросы, необходимо определить способ обработки. Новички зачастую пренебрегают этой операцией, считают ее помехой. Но она является крайне важной, поскольку
60 Глава III. Подготовка анкетного опроса
позволяет избежать некоторых ошибок в концепции. Разрабатывая план статистической обработки перед составлением опросных документов, руководитель исследования может удостовериться, что данные, полученные в ходе опроса, будут представлены в адекватной форме и помогут ему осуществить тот анализ, который ему потребуется.
Выбирая статистические приемы, которые предполагается использовать, и рассматривая природу сведений, источником которых они явятся (классификация, проверка гипотезы и т. д.), руководитель исследования может убедиться, что будет располагать достаточными средствами для достижения целей исследования. И если окажется, что невозможно определить подходящий статистический метод для того, чтобы ответить на вопрос исследования, руководитель исследования, возможно, заметит, что этот вопрос сформулирован неточно и не позволяет осуществить эмпирическую проверку.
Наконец, устанавливая взаимосвязь между данными, которые он готовится собрать, и предполагаемыми методами статистической обработки, руководитель исследования, возможно, увидит, что предполагавшаяся кодировка не подходит. Использование статистических методов накладывает некоторые ограничения в этом отношении. Одно из них, элементарное, связано с тем фактом, что некоторые статистические приемы, такие как факторный анализ, требуют, чтобы обрабатываемые данные имели общую природу (качественную или количественную). Необходимо предвидеть ограничения такого рода, чтобы не оказаться в затруднении уже во время обработки. Очень досадно, например, нуждаться в информации количествен-
________________ II. Определение способа сбора информации 61
ного характера (возраст, в годах), но располагать лишь качественной переменной (возрастная группа, к которой принадлежит индивид).
II. Определение способа сбора информации
Подготовка сбора информации основывается на двух операциях: определение выборки опрашиваемых и выбор способа представления опросника. Первая операция относится к статистике и не изучается в данной книге; существует много специализированных учебников, посвященных методам выборки (Dussaix, Grosbras, 1993). Вторая операция тесно связана с решениями, которые определяют методологию исследования.
Составление опросника заключается в том, чтобы четко сформулировать вопросы, адресованные конкретной популяции. Данным этапом не стоит пренебрегать, поскольку качество полученной информации во многом зависит от того, каким образом были представлены вопросы и насколько тщательно была подготовлена эта операция.
Есть много способов представить опросник. Основное различие заключается в том, предусматривает ли техника опроса какое-либо вмешательство интервьюера или нет. Когда люди отвечают на вопросы и их при этом не опрашивает интервьюер, опросник называется самозаполняемым.
Выбор способа заполнения осуществляется с учетом преимуществ и недостатков различных способов сбора
62 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 63
данных, бюджета исследования, искомой информации (количество вопросов, сложность затрагиваемых тем), характеристик изучаемой популяции (место жительства, доступность) и используемой методики составления выборки. Когда обращение к иному, специфическому, способу заполнения анкет представляется необходимым по практическим соображениям, содержание опросных документов должно быть к нему адаптировано.
Сравнивая результаты различных исследований, необходимо принимать во внимание использованный способ заполнения. Невозможно получить абсолютно одинаковые результаты при заполнении с помощью интервьюера и при использовании самозаполняемой анкеты с той же серией вопросов. Ситуация, в которой оказываются опрашиваемые, и воздействие, которое они ощущают, в этих двух случаях неодинаковы. Поэтому важно детально проанализировать характеристики различных способов сбора данных.
1. Обращение к помощи интервьюера
Когда мы обращаемся к интервьюерам, их компетенция и социологический профиль играют очень важную роль. Для получения достоверных данных необходимо обратиться к тщательно обученному персоналу. Хорошие интервьюеры способны контролировать себя: они могут оставаться нейтральными, не создавая при этом впечатления равнодушия или неодобрения; ровно ведут себя со всеми опрашиваемыми. Они также умеют выявить непонимание и ошибки. Раппорт работы интервьюера играет очень важную роль, поскольку поведение разных интер-
вьюеров должно быть однородным. Перед заполнением опросных документов интервьюерам предлагается изучить инструкции.
Необходимо выбирать интервьюеров, которые будут культурно и социально близкими к опрашиваемой популяции. Это помогает избежать блокировок и позволяет интервьюерам лучше понимать реакции людей, к которым они обращаются.
Различные техники сбора информации, при которых предполагается обращение к интервьюерам, обладают общими характеристиками. Основными вариантами этой формулы является опрос при непосредственном общении и сбор данных по телефону. Каждый из этих приемов обладает некоторыми особенностями.
Преимущества и недостатки техник, предполагающих участие интервьюера
Достоинствами этих техник являются следующие:
• опрашиваемые побуждаются к ответу, поскольку вопрос задан устно человеком, который ждет ответа;
• если респонденты испытывают затруднения, интервьюер может помочь им, перечитав вопрос или подчеркнув ключевые слова;
• интервьюер в необходимой степени контролирует беседу: он может отказаться регистрировать ошибочные ответы и попросить, чтобы они были исправлены, указывая опрашиваемому лицу, что, например, им были выбраны два варианта ответа, в то время как необходимо было дать один. Когда анкетный опрос проводится
64 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 65
интервьюером, опрашиваемые лица получают вопросы в том порядке, в котором автор опросника решил их представить. Это позволяет контролировать взаимодействия между вопросами, разумно структурировав опросник.
Но обращение к интервьюеру имеет и недостатки:
• это дорогостоящая процедура. Она гораздо дороже, чем техники, основывающиеся на рассылке опросных документов по почте или Интернету;
• если вопросы зачитываются интервьюером, опрашиваемые иногда затрудняются в понимании вопросов и запоминании вариантов ответа;
• интервьюер может повлиять на ответы, если он продемонстрирует свои реакции, проявит высокомерие или, напротив, будет слишком фамильярен. В подобном случае собранная информация наверняка будет содержать искажения. Опытные интервьюеры стараются избегать этих деформаций, но в данных исследованиях всегда остается некоторая неоднородность, происходящая от различных реакций, которые личность интервьюеров и их социальное положение вызывают у опрашиваемых лиц. В целом, когда опросник заполняется интервьюером, опрашиваемые ощущают большую потребность дать социально поощряемые ответы.
Заполнение в личном присутствии
Этот тип заполнения имеет много специфических преимуществ:
• у опрашиваемого есть мощный стимул: он — в центре
внимания другого лица; эта ситуация побуждает его
сконцентрироваться, действительно серьезно выполняя работу, которой от него ждут. Заполнение в личном присутствии является формой сбора информации, которая больше всего приближается к естественному диалогу между двумя людьми. Это облегчает использование открытых вопросов, опрашиваемому предлагают излагать свои соображения свободно, не давая ему вариантов ответов;
• невербальные знаки, позволяющие интервьюеру уло
вить непонимание, которое требует вмешательства с его
стороны. Когда интервьюер замечает признаки устало
сти, он может снизить темп и привлечь внимание опра
шиваемого лица, изменив позу или тон голоса;
• широкие возможности контроля для интервьюера,
. а именно: он может проверить, что человек, который
готовится отвечать, — именно тот, кто должен быть опрошен (отец семейства, а не старший ребенок, например). Он также может проследить за тем, чтобы человек отвечал сам, без вмешательства окружающих;
• использование материала, облегчающего заполнение
опросника. Когда опрашиваемое лицо может испыты
вать трудности с запоминанием вариантов ответа, ин
тервьюер может помочь ему, выдав карточку, на ко-
I торой будут отмечены эти варианты. Подобные карточки также полезны, когда вопросы включают в себя шкалу: визуализация ступеней, разделенных одинаковым интервалом, действительно помогает опрашиваемому лицу определиться. Когда опросник заполняется в личном присутствии, возможно, кроме того, выдавать опрашиваемым карточки с изображением предметов,
66 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 67
а затем просить распределить их в зависимости от некоторых критериев. Классификация — это сложная операция; опрашиваемые лица испытывают меньше сложностей с ее выполнением, когда они обладают материальной опорой. Существование возможности показать предмет также позволяет расширить поле действия; • место, где заполняется опросник, может быть выбрано в зависимости от характеристик исследования. Обращение к помощи интервьюера позволяет заполнять опросные документы там, где изучаемая популяция сконцентрирована вследствие определенной деятельности (опрос на выходе из супермаркетов для анализа состава покупательской корзины, опрос в поезде с целью оценить удовлетворенность работой клиентов железной дороги и т. д.). Интервьюеры могут также работать на улице, что является необходимым, когда выборка должны осуществляться «на месте», обращаясь к прохожим в очень посещаемом месте. Наконец, опросник может заполняться в личном присутствии дома у опрашиваемых лиц. Когда интервьюер заранее назначает встречу с человеком и если выбранный момент благоприятен, этот последний вариант позволяет цспользовать длинные опросные документы со сложными вопросами. Опрашиваемое лицо в.этот момент располагает временем; кроме того, человек в этом случае склонен сделать некоторое усилие, поскольку находится в комфортном окружении.
Заполнение опросных документов в личном присутствии имеет два недостатка:
;, • основной недостаток связан с необходимостью перемещаться для встреч с опрашиваемыми лицами. Это приводит к значительным расходам. Используя этот метод, сложно опрашивать географически рассеянную
I |
популяцию; • именно данная техника заключает в себе наибольший риск «работы на публику». Внимание интервьюера побуждает «держать марку».
Заполнение опросника по телефону
Данный способ заполнения имеет следующие достоинства:
|£ позволяет опрашивать географически рассеянную популяцию. Кроме того, телефон является эффективным средством для контакта с людьми, с которыми сложно встретиться: с профессионалами, которых желательно опросить при исполнении ими своих обязанностей, | или с теми, кто поздно возвращается домой и редко;, посещает общественные места, где организуются опро-1; сы «на месте». Поскольку на сегодняшний день про-:; цент оборудованных телефонами жилищ очень высок, |; этот инструмент является удобным средством для ре-I; ализации опросов, обращенных к широкой публике. | Существует программное обеспечение, управляющее | звонками и помогающее интервьюерам, представляя |> им вопросы на экране (система CATI, Computer Assis- | ted Telephone Interviewing);
m, быстрое получение результатов. Поскольку интервью-I ерам не нужно перемещаться, они могут опросить мно-| гих людей в ограниченное время. Им не надо ждать |; возврата опросников, как это происходит в случае
68 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 69
рассылки по почте. Компьютерная обработка производится быстро, поскольку интервьюеры записывают ответы сразу после того, как их получают;
• умеренная стоимость. В телефонных опросах расходы выше, чем при почтовых опросах (необходимо обращаться к помощи интервьюеров, платить за телефонную связь и т. д.), но они ниже, чем в случае заполнения опросника в личном присутствии опрашиваемого, поскольку не нужно перемещаться;
• риск «работы на публику» достаточно низок. При затрагивании деликатных вопросов дистанция, устанавливаемая телефоном между интервьюером и опрашиваемым лицом, может помочь последнему свободно высказаться, создавая ощущение большей анонимности. У телефонных опросов есть и свои недостатки:
• опросный лист должен быть относительно коротким. Заполнение анкеты не должно занимать более 20 минут. Телефонный звонок без предупреждения зачастую воспринимается как вторжение. Интервьюер обращается к человеку, который отрывается от своих занятий; он мешает человеку и не может попросить его уделить ему много времени;
• автор анкеты должен соблюдать ограничения в формулировке вопросов. При телефонном опросе опрашиваемые устают быстрее. Вследствие этого необходимо избегать всего, что может быть воспринято как повторение и рискует навести скуку (а именно не рекомендуется использовать длинные серии вопросов, используя одни и те же варианты ответов). Также необходимо избегать сложных вопросов, которые
требуют серьезного размышления. Наконец, не нужно составлять слишком длинный список вариантов ответов, поскольку опрашиваемым не удается их запомнить;
• невозможно использовать наглядные материалы. Поскольку опрашиваемые не могут визуализировать шкалу, невозможно использовать шкалы, в которых нет семантической опоры;
• поскольку интервьюер не видит опрашиваемого и всех его реакций, ему не всегда удается стимулировать его и помогать ему;
• интервьюер может осуществлять лишь ограниченный контроль. Ему иногда сложно удостовериться в личности отвечающего, и он не может помешать окружающим оказывать влияние на опрашиваемого.
2. Самозаполняемые анкеты
Существует несколько разновидностей самозаполняемых анкет. Некоторые техники используют традиционные способы, такие как отправка анкет по почте, другие обращаются к электронным технологиям. Это достаточно разнородный ансамбль, но все эти разнообразные техники обладают, тем не менее, общими признаками.
Достоинства и недостатки самозаполняемых анкет
Самозаполняемые анкеты не лишены достоинств: •
• основное преимущество — они позволяют опросить наибольшее число людей с наименьшими затратами;
• риск «работы на публику» в данном случае наиболее низкий. Если опрашиваемое лицо уверено в гарантии
70 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 71
своей анонимности, это позволяет собрать относительно конфиденциальную информацию. О своем маргинальном поведении легче сообщить, поставив крестик в клеточку, чем в разговоре с интервьюером;
• когда опросный лист отправляется по почте или через
Интернет, опрашиваемые лица имеют возможность
воспользоваться наглядным материалом. Это облегча
ет использование некоторых шкал и позволяет пока
зывать схемы.
Обращение к самозаполняемым анкетам, тем не менее, обладает и некоторыми недостатками:
• общий процент ответов обычно довольно низкий. Вежливость побуждает ответить интервьюеру, который обращается к опрашиваемому лично, но анкету, которую нужно заполнить самостоятельно, легко выбросить или отложить после начала чтения;
• полученные ответы обычно неполные. Отвечая самостоятельно на вопросы, люди часто пренебрегают вопросами смущающими или неинтересными;
• значительная часть собранной информации непригод
на к применению. Это является следствием того фак
та, что никто не побуждает опрашиваемых отвечать
старательно, соблюдая инструкцию. Необходимо при
ложить много усилий при составлении анкет, рассыла
емых по обыкновенной или электронной почте, по
скольку опрашиваемые лица руководствуются только
расположением вопросов на странице и объяснениями,
которые сопровождают вопросы. При составлении са
мозаполняемых анкет, предназначенных для широкой
публики, желательно установить ограничения: небольшое количество вопросов-фильтров, отсылающих к другим вопросам, поскольку они являются источником ошибок; небольшое количество вопросов, в которых необходимо выбирать установленное число вариантов из большого списка, поскольку некоторые не соблюдают это условие;
• совершенно невозможно узнать, является ли ответив-
U шее лицо именно тем, кого мы желали опросить.
Почтовая рассылка
Этот вид заполнения имеет особые преимущества: опрашиваемое лицо обладает значительным временем на раздумья, оно может собрать некоторую информацию, прежде чем ответить, и заполнить формуляр в несколько приемов.
Но эта характеристика интересна только для сложных анкет, используемых в некоторых исследованиях, Например в опросах, касающихся бюджета домашнего хозяйства.
Почтовые опросы также имеют недостатки:
: • невозможно предвидеть порядок, в котором опрашиваемые дают ответы. Некоторые будут читать вопросы один за другим, как если бы их опрашивал интервьюер, но другие будут читать их блоками или просмотрят сначала всю анкету перед заполнением;
• сбор ответов очень долог; требуется несколько недель.
Для того чтобы сократить этот срок и увеличить про
цент ответов, организаторы исследования обычно пре
дусматривают организацию двух последовательных
72 Глава III. Подготовка анкетного опроса
II. Определение способа сбора информации 73
рассылок, чтобы подтолкнуть опаздывающих и нерешительных (последнее письмо часто сопровождается новым экземпляром опросника); • необходимо обладать базой адресов. Ее сложнее получить, чем набор телефонных номеров.
Распространение анкет при помощи компьютера
Существует несколько приемов, из которых развиваются в первую очередь связанные с Интернетом.
Электронное оборудование иногда используется для заполнения анкет на ярмарках или выставках. Опрашиваемый читает на экране вопросы, которые проходят в предопределенном порядке. Он отвечает, используя прикосновение к экрану. Это позволяет заполнять простые опросники, быстро получая результат.
Интернет также предоставляет эффективное средство для распространения опросников (либо по электронной почте, либо путем размещения на сайте). Этот прием стоит крайне дешево; он позволяет быстро обратиться к большому числу людей. Сегодня процент домашних компьютеров с подключением к Интернету еще слишком мал, чтобы можно было использовать этот прием в опросах, обращенных к широкой публике. Тем не менее у данных техник опроса большое будущее; они обладают интересными характеристиками.
Преимущества и недостатки рассылки по электронной почте схожи с теми, которые мы наблюдаем в случае почтовых опросов. Однако существует несколько особенностей, связанных с использованием информационных технологий. Гиперссылки позволяют вставлять
в опросник многочисленные объяснения, не перегружая основной текст анкеты; когда опросник передается электронным путем, можно также использовать сложные зрительные опоры (фото, анимация, трехмерное изображение и т. п.).
Размещение анкеты на веб-сайте является новым приемом проведения опросов. При использовании этого приема данные становятся доступными сразу после ответа опрашиваемого лица. К преимуществам мультимедиа и гиперссылки добавляются другие. Использование информационных технологий позволяет контролировать порядок презентации вопросов и вариантов ответа. Также возможно использовать различные виды контроля (например, отказ принимать несколько вариантов ответа, когда это не разрешено). Эти инструменты иногда используются с целью обязать опрашиваемого ответить на все вопросы (анкеты с недостающими данными не могут быть приняты); однако это может привести к получению «вымученных» ответов, то есть опрашиваемый будет вынужден высказаться, даже если ему уже нечего сказать.
Есть два способа представления анкет, выложенных -на сайт. Первый вариант (единственный, который можно считать достаточно строгим) заключается в рассылке определенной популяции электронного письма, которое предлагает им зайти на веб-сайт, на котором находится анкета. Необходимо при этом, чтобы подобное письмо Создавало сильную мотивацию, поскольку лица, к которым мы обращаемся, должны совершить усилие для ознакомления с анкетой. Эта техника позволяет контролировать состав выборки. Тем не менее существует опасность,
74 Глава III. Подготовка анкетного опроса
III. Выбор используемого типа вопросов 75
что эффективность подобного способа сбора информации будет снижаться по мере того, как использование Интернета станет все более привычным.
Второй вариант не дает гарантий в плане выборки, но позволяет получить доступ к целевой аудитории, которую сложно определить. Его суть — постараться сделать так, чтобы пользователи Интернета выходили на анкету в ходе своей навигации по сети. Тот факт, что они спонтанно вышли на веб-страничку, с которой связана анкета, в целом означает, что тема опроса их интересует и они принадлежат к целевой аудитории.
III. Выбор используемого типа вопросов
Перед тем как составить вопрос, необходимо определить его формат. Существует три типа вопросов: открытые, закрытые и смешанные. Каждому из вариантов присущи ограничения, являющиеся одновременно характерными достоинствами и недостатками. Знакомство с этими элементами позволяет понять, в каком контексте эти разнообразные форматы вопросов могут быть использованы.
1. Открытые вопросы
При использовании открытого вопроса мы формулируем его без предоставления вариантов ответа. Опрашиваемое лицо может сказать то, что хочет; ему не дается на этот счет никаких указаний.
Пример. Какие надежды вы возлагаете на пять ближайших лет?
Характерные ограничения открытых вопросов
формулировка открытых вопросов не требует широких знаний: нет необходимости знать заранее, что именно люди могут сказать, поскольку им не предлагается вариантов ответа. Достаточно направить опрашиваемого к теме, существенной для целей исследования, оставив ему всю свободу высказывания.
Когда мы используем этот тип вопросов, основные ограничения заключаются в сборе и обработке ответов.
Сложности, связанные со сбором данных, зависят от способа заполнения. Когда мы имеем дело с самозаполняемыми анкетами, процент ответов на открытые вопросы обычно не является высоким. Опрашиваемых зачастую отталкивает усилие, необходимое для составления нескольких фраз. Многие из них ощущают блокировку, поскольку им кажется, что они дают некоторое обязательство, высказываясь в письменной форме, оставляя запись от руки.
Когда анкета заполняется интервьюером, процент ответов выше. Но запись ответов усложняется, когда интервьюер не располагает возможностью использовать магнитофон. В случае исследований, проводимых на улице, он должен довольствоваться записями, при этом стараясь точно воспроизводить используемые опрашиваемыми лицами слова. В этом типе исследований он не может позволить опрашиваемым говорить слишком долго и быстро. Он должен попросить их ответить, ограничившись несколькими фразами, и иногда вынужден просить опрашиваемых повторить сказанное. Эти трудности вполне преодолимы, но они накладывают определенные ограниче-
76 Глава III. Подготовка анкетного опроса
III. Выбор используемого типа вопросов 77
ния на сбор ответов. Открытые вопросы, включенные в анкету, не позволяют собирать столь же богатый материал, как при интервью.
Ограничения, возникающие в ходе обработки открытых вопросов, связаны с громоздкостью обычных процедур. Основные методы, позволяющие использовать эти данные: посткодирование и анализ содержимого лексического типа (лексикометрия).
Посткодирование является широкой практикой. Процедура основывается на классификации: исследователь прочитывает всю совокупность ответов на открытые вопросы, выделяет ответы, представляющиеся ему близкими, и определяет категории, позволяющие их сгруппировать. Список категорий должен отвечать двум требованиям: необходимо, чтобы все ответы могли быть классифицированы и чтобы список был синтетическим (приблизительно 5-10 категорий). Этот список разрабатывается шаг за шагом, с последовательной коррекцией. Когда работающий над анализом располагает удовлетворительным списком категорий, он перечитывает совокупность ответов и причисляет каждый из них к одной из категорий, используя кодировку. Результат приближается к тому, который получается с использованием закрытого вопроса; вопрос в некотором роде закрывается a posteriori. Этот прием обладает и недостатками: он не полностью надежен, поскольку в работе по кодификации дает себя знать субъективность анализирующего, а также эта работа ведет к потере информации (исчезновение сведений, связанных с употребленными словами и синтаксисом, обеднение содержания и изъятие редких ответов). Но посткодирование
также обладает важным достоинством: оно дает синтетические результаты, легкие в употреблении, которые предстают в той же форме, что и данные, полученные при помощи закрытых вопросов. Это позволяет связать ответы, собранные при помощи этих двух типов вопросов. Посткодирование позволяет воспользоваться преимуществами закрытых вопросов и при этом не навязывает опрашиваемым никакой шкалы. Это кажется привлекательным, но данный прием не может часто применяться, поскольку представляет собой очень громоздкую операцию. Кроме того, как мы увидим далее, собранные при помощи открытых вопросов ответы иногда бывают очень разнородными; работа по классификации становится сложной, результаты несовершенными.
Лексикометрия основывается на подсчете частоты ис-ользуемых респондентами слов (Lebart, Salem, 1994). Для спользования этого метода необходимо, чтобы интер-ьюер тщательно записывал все слова, используемые прашиваемыми. Лексикометрия используется все чаще и чаще, поскольку некоторые распространенные компьютерные программы, такие как Sphinx, сегодня включают в себя модуль лексического анализа. Существуют также программы, специализирующиеся на данном типе обработки, а именно Spad-T. Использование компьютера позволяет быстро проводить обработку; он дает богатые указания касательно словаря, используемого опрашиваемыми, и относительно ассоциативных связей, присутствующих в их ответах. Тем не менее подобный анализ очень специфичен: он не дает столь синтетичных результатов, как посткодирование, основанное на изучении
78 Глава III. Подготовка анкетного опроса
III. Выбор используемого типа вопросов 79
общего значения ответов. Хотя посткодирование и является упрощающим, зачастую оно неизбежный спо