К вопросу о необходимости государственной поддержки многодетной семьи




Многодетность и малодетность современных семей


Введение

 

Сегодня испытания семьи на прочность происходят под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит почти цивилизационный характер. С самого начала переходного периода, с 1991 года, в России наблюдается нестабильная ситуация в экономике, чем обусловлен незначительный рост заработной платы у большей части населения страны.

Доказано, что с рождением каждого последующего ребенка материальный уровень семьи значительно снижается. Соответственно в многодетных семьях материальные проблемы остро ощутимы, что обуславливает особое психологическое состояние детей из таких семей, для которых характерны неуверенность и уязвимость. Между тем очевидно, что для обеспечения качественного роста подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие условия жизнедеятельности, способные обеспечить достойный уровень образования и культуры, жилищные условия, полноценное питание, услуги здравоохранения, сферы услуг, возможности для организации досуга. Можно говорить о том, что в многодетных семьях есть проблемы с удовлетворением потребности в качестве жизни.


К вопросу о необходимости государственной поддержки многодетной семьи

 

Государственная система социальной защиты в России включает пенсии, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и льготы в приобретении жилья. В целях повышения эффективности поддержки многодетных семей, оказания действенной помощи наиболее нуждающимся категориям семей разработаны механизмы адресного предоставления помощи.

С переходом от преимущественно бесплатного предоставления различным категориям граждан жилья, медицинского обслуживания, образования в бывшем СССР к коммерциализации этих услуг происходят соответствующие изменения в экономическом содержании социальной защиты семей. Поэтому сегодня, на этапе становления рыночной экономики, семьям необходима поддержка, ориентированная не только на помощь в приобретении продуктов питания, одежды, обуви, но и лекарственных, гигиенических средств, платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях, в оздоровительных лагерях и т.д.

Значительная помощь требуется многодетным семьям в улучшении их жилищных условий, а также в оплате за жилье и жилищно-коммунальные услуги при резком повышении тарифов на них. В то же время следует отметить, что важнейшее место в комплексе мер по социальной помощи многодетным семьям должны занимать те, которые способствуют адаптации семей к новой экономической ситуации, повышению их социальной и экономической активности, активизации собственных сил, интеллектуального потенциала родителей и детей. Здесь речь идет о помощи со стороны государства и общества многодетной семье в получении образования, повышения квалификации, оптимального трудоустройства и карьерного роста. Также необходима помощь в трудоустройстве несовершеннолетних, изъявляющих желание и способных работать. Многодетная мать не должна быть обречена на рутинный домашний труд. Современная техника и развитая сфера услуг способны освободить женщину от львиной доли бытовых проблем. Правда такое «раскрепощение» доступно не всем и тем более не многодетным матерям.

В систему поддержки многодетных семей важно включать такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода. Она должна иметь достаточно значимый удельный вес в определении располагаемого денежного дохода семей.

Проблема дефицита бюджетных средств может быть разрешена посредством введения двухступенчатой системы пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий, целесообразно было бы ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей. Оптимальной представляется следующая модель распределения пособий: для семей с 3 детьми (на семью в целом) в размере 1,0 прожиточного минимума (минимальный вариант) до 1,25 части прожиточного минимума (максимальный); для семей с 4 и более детьми: минимальный вариант размера пособия – 1,25 прожиточного минимума; максимальный – 1,5 прожиточного минимума. Величина пособия матери по уходу за ребенком до 1,5 лет должна быть увеличена до размеров: минимальный вариант размера пособия – 1,0 прожиточного минимума; максимальный – 1,25 прожиточного минимума. Кроме того, целесообразно создать механизм замены этого пособия на натуральные выдачи или иные формы помощи (например, скидки на посещение дополнительных образовательных учреждений, спортивных секций и т.п.), особенно для неблагополучных семей (например, при девиантном поведении одного из родителей, что нередко имеет место).

Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который не может не меняться под влиянием внешних социально-экономических и внутренних социально-психологических процессов. Задача государства и общества – стимулировать не простое (физическое), а качественное (духовно-нравственное) воспроизводство населения.

У многодетной семьи есть колоссальный ресурс, невостребованный в полной мере современным обществом. Только в такой семье есть детский коллектив, способный обеспечивать процесс социализации на ином качественном уровне. В годы застоя произошла своего рода подмена: детский коллектив функционировал в яслях, детском саду, школе. Но семейный детский коллектив – это иное. Опыт традиционной многодетной семьи свидетельствует о неоценимой роли именно семейного детского коллектива в процессе формирования родительских и супружеских навыков человека. Таким образом, первоочередная задача государства и общества – поддержка именно многодетной семьи, содействие повышению ее статуса и престижа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: