Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение.
Цель официально-делового стиля – информация.
Форма реализации этого стиля – письменный монолог.
Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
В официально-деловом стиле часто используются:
- стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
- термины (правоспособность, юрисдикция);
- сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ);
- составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
- отглагольные существительные (регулирование, опровержение);
- краткие прилагательные типа должен, обязан;
- использование неопределенной формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку);
- причастные и деепричастные обороты;
- указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т.п.);
- прямой порядок слов в предложении;
- развернутые предложения.
Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.
Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.
Например: Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов.
|
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и предоставленные для опознавания заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации документы в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы …
(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ).
Публицистический стиль
Данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни.
Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.
Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог.
Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
|
В публицистическом стиле часто используются:
- торжественные слова (держава, святыня);
- прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий);
- фразеологизмы (стоять насмерть);
- эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат – «отступник», «изменник»);
- устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл;
- метафоры (нарост на теле государства);
- сравнения (деньги текут рекой);
- эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
- разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток);
- иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг);
- новые слова, т.е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг – «похищение людей с целью выкупа»);
- профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент);
- слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство);
- обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
- вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости):
- преимущественно простые предложения;
- номинативные предложения (особенно в заголовках);
- риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
- вопросительные и восклицательные предложения;
- неполные предложения;
- присоединительные конструкции.
Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
|
Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов …
(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)
Разговорный стиль
Этот стиль употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах.
Цель разговорного стиля – общение.
Форма реализации этого стиля – диалог.
Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств.
В разговорном стиле часто используются:
- глаголы (пошла, пришел, увидели);
- личные местоимения (я, он, ты …);
- частицы (же, вон, только);
- междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!);
- слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо);
- просторечные слова (облапошить, ляпнуть);
- слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец);
- метафоры (в голове – каша);
- повтор слов;
- обращения;
- вводные слова (наверно, кажется);
- замена словосочетаний одним словом (маршрутка – маршрутное такси);
- особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!);
- вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!);
- неосложненные простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения;
- неполные предложения (Мы в кино).
Например: Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:
- Ты Егупова полковника знаешь?
- Нет, не знаю.
- Ну как чай, не знать! Красивый такой, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом.
- Я его все-таки, Домна Платоновна, не знаю. Вы уж не мучьте, рассказывайте!
- Да, эту историю уж точно стоит рассказать. Как он только называется?.. есть тут землемер
… Кумовеев ни то Макавеев, в седьмой роте в Измайловском он жил.
- Бог с ним.
- Бог с ним? Нет, не бог с ним, а разве черт с ним, так это ему больше кстати.
- Да это я только о фамилии-то.
- Да, о фамилии – ну это пожалуй; фамилия ничего – фамилия простая, а что сам уж подлец, так самый первый в столице подлец. Пристал: «Жени меня, Домна Платоновна!»
(Н.С. Лесков. «Воительница»)
Художественный стиль
Данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества.
Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.
Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог.
Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств.
В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.).
Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.
Например: Пешеходов надо любить.
Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
(И.А. Ильф, Е.Н.Петров. «Золотой телёнок»)