и методические рекомендации




Министерство образования и науки

Луганской народной республики

Обособленное подразделение

«СТАХАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ПЦК психолого-педагогических дисциплин

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК психолого-педагогических дисциплин

_____________ Андреева О.Н.

 

30.08.2021 г.

 

 

Программа практики

и методические рекомендации

 

Вид практики: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

По направлению подготовки 37.03.01 Психология

ОКУ бакалавриат

Форма обучения очная

Курс III группа 301

г. Стаханов


 

Лист согласования программы практики

 

Программа практики и методические рекомендации «Производственная: психодиагностическая» для бакалавриата очной обучения по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

 

30.08.2021 г. – 36 с.

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель ПЦК психолого-педагогических дисциплин ОП «Стахановский педагогический колледж ЛГПУ» Андреева О.Н.

 

Программа практики утверждена на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин 30.08.2021 г., протокол № 1

 

 

Председатель ПЦК

психолого-педагогических дисциплин _____________ О.Н. Андреева

 

Одобрена на заседании учебно-методической комиссии ОП «Стахановский педагогический колледж ЛГПУ» 30.08.2021 г., протокол № 1

 

Председатель

учебно-методической комиссии ______________ А.Н. Христенко

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

___________ Янко Е.В.

30.08.2021 г.

 

 

© Андреева О.Н., 2021 год

ОП «Стахановский педагогический колледж ЛГПУ», 2021 год

 

 

ОТЧЕТ по практике

«Психологическая диагностика на тему:

Психодиагностика тревожности у детей младшего школьного возраста»

Выполнил(ла) студент(ка): Ахтырская Ольга Николаевна

 

Содержание:

Введение.

Содержание практики.

1 Анализ психодиагностического занятия.

2 Изложение запроса на проведение психодиагностического обследования.

3 Данные психодиагностического обследования.

4 Программа психодиагностики.

5 Оценка эффективности психодиагностической программы.

6 Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение Актуальность проблемы. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность - как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Тревожность возникает в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, в процессе его деятельности и общении. Иначе говоря, это явление скорее социальное, нежели биологическое. Отсюда, все проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Существуют две основные формы тревожности: открытая и скрытая.

Определенную роль играет навязывание ребенку чуждых ему интересов, высоко ценимых родителями (например, занятия музыкой, спортом и т.д.), частые упреки в отсутствии результатов, вызывающие чувство вины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, не уютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми: чувство неуверенности в себе по отношению к окружающей среде, внутренний конфликт, страх школы, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, семейные конфликты и т.д. Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для данного человека состоянию.

В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления.

В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу.

Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или возрастной задачи развития. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством.

Проблемы школьной тревожности и путей ее психодиагностической коррекции раскрыты в исследованиях: А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д. Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи.

В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз. Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению диагностически-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми. Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность исследования, проведенного в ходе учебно-производственной практики.

Место прохождения практики: МБОУ СОШ №8 Ростовской области, Мясниковского р-на, с. Большие Салы, ул. Оганяна д.7.

Форма психодиагностического занятия: групповая.

Объект коррекции: 40 учащихся первого класса средней общеобразовательной школы в возрасте 7-8 лет.

Предмет коррекции: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7-8 лет).

Цель практики: получение практических навыков проведения психодиагностической работы с детьми младшего школьного возраста по проблеме диагностической психокоррекции тревожности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, если своевременно проводить диагностику и последующую коррекцию тревожности учащихся начальных классов, то есть возможность повышения показателей качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Задачи практики:

1. Ознакомление с психодиагностической работой\ практического психолога с детьми повышенной и пониженной тревожности.

2. Получение запроса на проведение психодиагностической работы. Осуществление психодиагностического обследования детей для определения направления психодиагностической работы.

3. Выбор и обоснование объекта и предмета психодиагностической работы. Составление программы психодиагностики тревожности у детей младшего школьного возраста.

4. Проведение психодиагностических занятий по программе групповой диагностики тревожности, включающей 15 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

5. Оценка (анализ) результата психодиагностической работы проективных и статистическими методами.

6. Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогам и родителям по психодиагностической коррекции тревожности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования и сформулированные выводы могут использоваться при разработке программ психодиагностики тревожности детей ладшего школьного возраста. Так же материалы работы могут быть использованы при подготовке лекций по курсу «Детская психология», «Психология развития», «Дошкольная педагогика», «Педагогика начального образования».

 

1. Содержание практики

1. Анализ психодиагностического занятия

Тема занятия: «Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками».

Цель занятия: профилактика и преодоление нарушений в

коммуникативной сфере, снижение тревожности.

Задачи занятия:

· отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

· развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;

· снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

· создание положительного эмоционального настроя в группе;

· обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Оборудование:

· иллюстративный материал;

· мягкие игрушки;

· магнитофон, аудиозаписи;

· музыкальные инструменты;

· костюмы, головные уборы для игр;

· художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;

· фломастеры, цветные карандаши, бумага и др.

Таблица 1. Ход занятия

Вид деятельности   Время, затраченное на работу Методы и приемы, используемые психологом   Виды помощи, оказываемые ребенку на занятии   Используемые способы поощрения  
Игровая деятельность   10 минут Игровая психокоррекция   Психологическая, педагогическая, социальная,   1. Похвала педагога (похвалакомпенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение). 2. Похвала группы.  
  5 минут Дыхательная гимнастика      
Познавательная деятельность     10 минут Психодиагностика коррекции библиоматериала    
  10 мин Психодиагностика художественного материала    
  10 минут Музыкотерапия    
Физическая деятельность   5 минут Мимические упражнения    
  10 минут Телесно-ориентированная психодиагностическая психогимнастика    

 

Параметры наблюдения:

познавательная активность и поведение детей на занятии:

· заинтересованность работой (желание или нежелание работать,

· причины);

· состояние внимания детей при выполнении задания, длительность сосредоточенности на задании, причины отвлекаемости;

· двигательная возбудимость (пассивность) при работе;

· стремление осмыслить и усвоить материал;

· умение применять полученные знания;

способы выполнения задания:

· на основе использования практической интеллектуальной деятельности;

· степень самостоятельности при выполнении задания;

· обращения за помощью, умение (неумение) ее принять и использовать.

Протоколы индивидуальных наблюдений за детьми в ходе психологической работы представлены в Приложении 1.

Общегрупповые результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психодиагностическом занятии, представлены в сводной таблице 2.

 

 

Таблица 2. Результаты наблюдения за познавательной активностью и

Инициалы Эмоционально-личностная сфера Работоспособность Познавательная сфера  
         
  Андрей С. 11,5 баллов 9,5 баллов 11,5 баллов
  Аня К. 13 баллов 10 баллов 12 баллов
  Богдан Г. 11,5 баллов 7 баллов 9,5 баллов
  Вероника Б. 9,5 баллов 10 баллов 10 баллов
  Вася М. 12,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
  Вика А. 12 баллов 8 баллов 8 баллов
  Гуля Д. 10 баллов 8 баллов 9,5 баллов
  Гриша Р. 11 баллов 5,5 баллов 11 баллов
  Даша С. 9,5 баллов 6,5 баллов 9,5 баллов
  Денис А. 11 баллов 11 баллов 12 баллов
  Жанна М. 10,5 баллов 8 баллов 11,5 баллов
  Женя С. 7,5 баллов 8,5 баллов 11,5 баллов
  Игорь К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
  Ирина Л. 13 баллов 7 баллов 12 баллов
  Катя М. 11 баллов 7,5 баллов 9 баллов
  Лена В. 12,5 баллов 6,5 баллов 12,5 баллов
  Максим Р. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
  Марина Т. 12 баллов 7 баллов 11 баллов
  Маша Д. 10 баллов 6 баллов 10 баллов
  Никита П. 11 баллов 6 баллов 10 баллов
  Олег Р. 9,5 баллов 5,5 баллов 9,5 баллов
  Оксана К. 10,5 баллов 8,5 баллов 12 баллов
  Олеся С. 10 баллов 7 баллов 11 баллов
  Оля Д. 11,5 баллов 7 баллов 11,5 баллов
  Павел К. 12, 5 баллов 8,5 баллов 12 баллов
  Саша Р. 10 баллов 7,5 баллов 11 баллов
  Света У. 13 баллов 9 баллов 9 баллов
  София М. 11,5 баллов 8 баллов 13 баллов
  Степан Л. 12 баллов 10 баллов 10,5 баллов
  Соня В. 11 баллов 9,5 баллов 12 баллов
  Тимур Р. 9 баллов 7 баллов 10 баллов
  Тимофей Л. 13 баллов 9 баллов 12,5 баллов
  Таня К. 10,5 баллов 10,5 баллов 9,5 баллов
  Федор Н. 12 баллов 7,5 баллов 8 баллов
  Эдик В. 11 баллов 11 баллов 10 баллов
  Эмма Г. 10 баллов 8 баллов 8,5 баллов
  Эльвира М. 12 баллов 10 баллов 11,5 баллов
  Ян Х. 11,5 баллов 7 баллов 10 баллов
  Яна К. 13 баллов 8,5 баллов 12 баллов
  Средний суммарный балл для группы 11,4 8,3 10,6

поведением детей на психодиагностическом занятии.

 

 

Таким образом, среднегрупповые показатели развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также уровень работоспособности детей недостаточно высокие, хотя находятся в пределах нормативных значений.

Деятельность психолога: На занятии психолог чередовал различные виды деятельности (игровую, познавательную и физическую), что способствовало снижению утомляемости и сохранению внимания детей. Повышенный интерес детей к занятию обеспечивался также сочетанию различных приемов и методов психодиагностики, в частности таких как: игровая психокоррекция, библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, мимические упражнения и телесно-ориентированная психодиагностика. Психолог легко устанавливал и поддерживал контакт со всеми детьми, присутствовавшими на занятии. Все дети были вовлечены в занятие, никто не сидел без дела. Психолог до конца занятия удерживал внимание практически всех детей, за исключением тех, чье внимание снизилось в виду индивидуальных психических особенностей. Для общения с детьми психологом был выбран доброжелательный, легкий и непринужденный стиль общения, располагающий к сотрудничеству детей и взрослого. При допущении кем-то из детей ошибок, психолог тактично указывал ребенку на них, при этом предоставляя возможность ребенку самостоятельно либо с помощью взрослого исправить ошибку. При этом психолог не использовал на занятии критику, а только различные формы поощрения (похвала-компенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение).

Итоги занятия: По итогу занятия был сделан вывод, что все задания, используемые на занятии, были направлены на достижение поставленной цели - профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере, в частности психодиагностики и коррекции тревожности. Занятие было достаточно эффективным. В ходе занятия при помощи правильно подобранных заданий психологом были отработаны коммуникативные навыки детей, а также формировались навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В результате проведенного занятия наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом; существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность; дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния; наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу; улучшение в управлением своим телом. Таким образом, можно говорить об эффективности занятию по психодиагностики тревожности младших школьников.

2. Изложение запроса на проведение психодиагностического обследования Психодиагностическое исследование проводилось на основе запроса психолога Государственной бюджетной общеобразовательной СОШ №8. Форма запроса: формальная беседа.

3. Данные психодиагностического обследования:

На первом этапе учебно-производственной практики было проведено психодиагностическое исследование с помощью следующих методик:

Тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Методика позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

«Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.. Методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова Цель: выявление основных страхов у детей (ситуаций, вызывающих у них повышенную тревожность и неблагоприятных эмоциональных ситуаций). В результате проведенного обследования было выявлено, что на уровень тревожности младшего школьника оказывает значительное влияние его эмоциональное состояние. У большинства обследованных детей младшего школьного возраста 21 человек (52,5%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети имеют большее количество страхов, отрицательных переживаний, чем другие дети. Соответственно, эти нуждаются в психологической коррекции с целью снижения уровня тревожности. В результате проведенного исследования среди обследованных детей выделилась группа школьников с повышенным количеством страхов (более 12) - 18 человек (45% от общего числа обследованных детей). Именно эти дети нуждаются, в первую очередь, в психодиагностики, а уже после психокоррекционной помощи. 40% обследованных детей (16 чел.) имеют высокий уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. У 3 человек (17,5%) обнаружен низкий уровень тревожности. Были выявлены пятеро школьников с высоким уровнем тревожности - Алина А., Гуля Д., Саша Р., Таня К., Эмма Г. Для всех этих детей характерны сочетание высокого уровня тревожности с высоким уровнем выраженности неблагоприятных эмоциональных состояний и превышающим возрастную норму количеством страхов. Также были выявлены три с чрезмерно низким уровнем тревожности - Гриша Р., Маша Д. и Павел К. Слишком низкая тревожность нехарактерна для детей данной возрастной группы, поэтому в процессе психологической работы следует уделить этим детям особое внимание. Поэтому в процессе практики была разработана и реализована психодиагностическая программа для детей «группы риска».

4 Программа психокоррекции Предмет коррекции: коммуникативная и эмоционально-личностная сфера, как основа формирования и проявления тревожности детей. Объект коррекции: дети младшего школьного возраста (8 чел., имеющие не соответствующие возрастной норме показатели тревожности по результатам диагностики - выше нормы и ниже нормы).

Цель коррекционной и развивающей работы: коррекция и профилактика тревожности детей младшего школьного возраста. Стратегия и тактика проведения психодиагностической и развивающей работы: групповые занятия с привлечением психолога.

В качестве форм и методов психодиагностической коррекции будут применяться:

· игровая терапия,

· арт-терапия,

· сказкотерапия,

· психогимнастика,

· музыкотерапия.

· Психодиагностическое занятие будет проводиться 2 раза в неделю. В конце каждого месяца будет проводиться оценка эффективности занятий посредством проведения открытого занятия для родителей с применением контрольных заданий для самостоятельного выполнения. Необходимый материал и оборудование:

· иллюстративный материал;

· магнитофон, аудиозаписи;

· костюмы, головные уборы для игр;

· художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;

· фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.

Структура программы: программа будет включать 15 занятий по девяти темам, объединенных в три раздела (табл. 3). Таблица 3. Содержание психодиагностической программы по коррекции агрессивного поведения детей среднего школьного возраста.

Раздел Тема Кол-во занятий Кол-во часов
I. «Давайте познакомимся» Цель: подготовка детей к общению и формирование коммуникативных навыков. 1. «Хоровод животных» Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения Задачи: - развитие восприятия, памяти и речи; - активизация и расширение словарного запаса; - совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; - развитие мелкой моторики.    
  2. «Хоровод сказочных героев» Цель: развитие выразительности движений, раскованности и групповой сплоченности Задачи: - воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу; - развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности; - развитие общей и мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.    
  3. «Осенние облака» Цель: обучение составлению рассказов с опорой на схемы Задачи: - активизация в речи детей нежных, ласковых слов; - развитие речи, активизация и расширение словарного запаса, - совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; - обучение детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.    
  Всего на раздел    
II. «Учимся общаться» Цель: развитие связной речи, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи 1. «Моя любимая игрушка» Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления Задачи: - развитие умения слушать друг друга; - обучение описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни; - тренировка моторики; - развитие связной речи; - расширение словарного запаса; - развитие воображения, выразительности движения, - снятие мышечного напряжения.    
  2. «Осенний натюрморт» Цель: развитие восприятия и памяти Задачи: - обучение выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе; - обучение составлению рассказов с опорой на схемы, - развитие речи, активизация и расширение словарного запаса; - упражнение в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами; - развитие вариативности мышления.    
  3. «Сказка Деда Мороза» Цель: обучение детей составлению сказочных импровизаций и историй на заданную тему Задачи: - обучение детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; - обучение детей составлять рассказы с опорой на схемы; - развитие речи, активизирование и расширение словарного запаса, - совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; - развитие образного мышления и мелкой моторики.    
  4. «Пирамида любви» Цель: Развитие коммуникативных способностей Задачи: - воспитание уважения, заботливого отношения к миру и людям; - развитие воображения и мимических движений; - развитие внимания и памяти; - развитие мышления и речи, - активизация и расширение словарного запаса.    
  Всего на раздел    
III. «Мы - волшебники» Цель: развитие творческих и мимико-жестикуляционных способностей 1. «Волшебные превращения» Цель: развитие пластики, мимики и жестов Задачи: - развитие умения перевоплощаться в предметы, животных; - обучение придумывать следствия невероятных событий, - развитие умения классифицировать; - развитие мелкой моторики    
  2. «Подарок другу» Цель: развитие творческих способностей Задачи: - развитие умения невербально описывать предметы; - обучение находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление; - развитие творческих способностей в конструктивной деятельности    
  Всего на раздел    
IV. «Сюрприз для родителей». Цель: оценить динамику развития эмоциональноличностной и познавательной сферы, а также связной речи и коммуникативных способностей. Оценка эффективности    
  Всего на программу    

 

Как видно из таблицы 3, психодиагностическая программа по снижению и профилактике тревожности детей младшего школьного возраста включала 15 занятий объединенных в 4 тематических блока. Частота занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час. 1.5 Оценка эффективности психодиагностической программы. С целью оценки эффективности программы был проведен анализ эффективности групповых психодиагностических занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, попавших по результатам первичной диагностики в «группу риска». Этап контрольного исследования предполагал проверку эффективности проводимой с детьми психодиагностической программы. Оценка эффективности программы включала анализ динамики показателей тревожности и страхов у младших школьников по результатам констатирующего и контрольного исследования. Во время контрольного эксперимента применялся тот же комплекс методик, что и на этапе констатирующего исследования. В результате контрольного исследования эмоционального состояния по методике «Дом, дерево, человек» и количественной оценки теста были получены данные по симптомокомплексам, выраженным у каждого ребенка, участвовавшего в психодиагностической коррекционной программе (табл. 4).

Таблица 4. Результаты контрольной диагностики по методике «Дом- Дерево-Человек».

 

  Выраженность симптомокомплексов
  №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Алина А. (B) (C) (B) (B) (H) (H) (C) (C) (H) (H) (C) (C) (B) (C) (H) (H)
Гуля Д. (B) (C) (B) (C) (H) (H) (H) (H) (H) (H) (H) (H) (C) (C) (C) (H)
Гриша Р. (H) (H) (H) (C) (C) (H) (H) (H) (C) (H) (C) (C) (B) (C) (H) (H)
Маша Д. (H) (C) (H) (H) (C) (C) (H) (H) (H) (H) (H) (H) (C) (C) (H) (H)
Павел К. (H) (H) (H) (C) (B) (C) (H) (H) (B) (B) (H) (H) (C) (C) (H) (H)
Саша Р. (B) (C) (B) (C) (C) (C) (H) (H) (H) (H) (C) (C) (H) (H) (C) (H)
Таня К. (B) (B) (B) (B) (H) (H) (H) (H) (B) (C) (H) (H) (C) (H) (H) (H)
Эмма Г. (B) (C) (B) (C) (H) (H) (H) (H) (H) (H) (C) (C) (B) (C) (H) (H)
 

* Симптомокомплексы:

1) незащищенность,

2) тревожность,

3) недоверие к себе,

4) чувство неполноценности,

5) враждебность,

6) конфликтность (фрустрация),

7) трудности общения,

8) депрессивность.

** Уровни выражености симптомокомплексов:

(В) - высокий уровень выраженности симптомокомплекса,

(С) - средний уровень выраженности симптомокомплекса,

(Н) - низкий уровень выраженности симптомокомплекса.

Как видно из таблицы 4, в результате реализации программы психологической коррекции значительно улучшилось эмоциональное состояние младших школьников по всем симптомокомплексам. Что касается тревожности, то практически для всех детей средний уровень тревожности.

Только у двоих детей (Алина А., Таня К.) уровень тревожности превышает норму. Анализ результатов контрольного исследования тревожности с помощью методики «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, участвовавших в психокоррекционной программе, снизился (табл. 5).

Таблица 5. Результаты контрольной диагностики по методике «Детский тест тревожности»

Испытуемый Первичная диагностика Контрольная диагностика
    % Уровень % Уровень
  Алина А. 57,1 высокий 42,8 средний
  Гуля Д. 64,2 высокий 35,7 средний
  Гриша Р. 14,3 низкий 28,6 Средний
  Маша Д. 7,1 низкий 14,3 низкий
  Павел К. 7,1 низкий 21,4 средний
  Саша Р. 64,3 высокий 42,8 средний
  Таня К. 64,3 высокий 57,1 высокий
  Эмма Г. 57,1 высокий 35,7 средний

Как видно из рисунка 1, после психологической коррекции практически у всех детей «группы риска» улучшились исследуемые показатели (средний уровень тревожности). Отклонения от нормативного уровня тревожности выявлен только у двоих детей - Таня К. (высокий уровень), Маша Д. (средний уровень). Наибольшее снижение проявления тревожности выявлено в таких ситуациях, как «Игра со старшими детьми» и «Изоляция».

 

Рисунок 1. Динамика изменения результатов по методике «Детский тест тревожности» Индивидуальные результаты контрольного обследования показателей страхов по методике «Опасения и страхи у детей» у детей младшего школьного возраста, участвовавших в психодиагностической программе, в обобщенном виде представлены в таблице 6.

 

Таблица 6. Результаты контрольной диагностики по методике «Опасения и страхи у детей»

Испытуемый Страхи Общее кол-во страхов Страхи Общее кол-во страхов
Алина А. 1; 4; 8; 9; 11; 13; 16; 18; 22; 23; 24; 27: 28; 29   4; 11; 13; 16; 18; 22; 23; 27: 28  
Гуля Д. 5; 7; 9; 11; 13; 14; 16; 18; 22; 24; 25; 27; 28; 29   5; 14; 16; 18; 22; 27; 28  
Гриша Р. 2; 6; 8; 9; 12; 13; 15; 17; 21; 23; 28; 29   2; 9; 13; 17; 21; 23; 28  
Маша Д. 5; 9; 12; 13; 16; 18; 19; 22; 23; 25; 27; 28   5; 13; 16; 18; 22; 23; 27; 28  
Павел К. 1; 8; 9; 13; 14; 15; 17; 20; 22; 23; 24; 26   13; 14; 17; 20; 22; 23; 26  
Саша Р. 2; 4; 9; 10; 12; 13; 16; 18; 22; 23; 25; 28; 29   4; 13; 16; 18; 22; 23; 28  
Таня К. 1; 4; 5; 9; 13; 14; 16; 17; 19; 22; 23; 24; 26; 28   4; 5; 13; 16; 17; 19; 22; 23; 26; 28  
Эмма Г. 6; 8; 9; 12; 13; 14; 17; 18; 21; 22; 23; 26; 28   6; 13; 14; 17; 18; 21; 22; 23; 26; 28  

 

Результаты исследования наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика изменения результатов по методике «Опасения и страхи у детей»

Как видно из рисунка 2, после психодиагностической коррекции у детей значительно сократилось количество страхов. В результате контрольной диагностики не выявлено ни одного ребенка, у которого превышено нормальное для детей 7-8 лет количество страхов (девочки - 12 страхов, мальчики - 9 страхов). Для сравнительного анализа динамики тревожности у детей младшего школьного возраста, с которыми была проведена психодиагностическая работа, была составлена сводная таблица (табл. 7).

Таблица 7. Обобщенные результаты контрольной диагностики тревожности детей младшего школьного возраста.

Испытуемый Возраст Первичная диагностика Контрольная диагностика
    СТ ЛТ Кол-во страхов СТ ЛТ Кол-во страхов


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: