Введение
В пользу неотложного решения проблемы сохранения редких и исчезающих видов животных традиционно выдвигаются естественнонаучные (экологические) и экономические доводы.
Животные являются частью биосферы, в которой мы живем. С нормальной жизнедеятельностью живых компонентов биосферы связано поддержание чистоты пресных вод, стабильного состава мирового океана, чистоты и газового состава атмосферы. Потеря нескольких или даже выпадение какого-либо одного «малоценного» вида повлечет за собой нарушение целостности, устойчивости и продуктивности экосистем в целом.
Кроме того, исчезновение вида - это безвозвратная утрата уникальной информации, хранящейся в его генах. Любой вид, даже не используемый людьми в настоящее время, имеет потенциальную ценность, так как сегодня невозможно предсказать, какие именно виды и какие их свойства окажутся полезными и даже незаменимыми в будущем.
В решении проблемы сохранения редких и исчезающих видов животных важная роль принадлежит праву. Право, благодаря присущим ему свойствам общеобязательной нормативности, формальной определенности, действия через субъективные права и обязанности, обеспеченности государственным принуждением, придает юридическую силу, а также является гарантией реализации экологических требований, действующих в рамках практической охраны угрожаемых видов фауны.
Целью данной работы является характеристика правового регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются: дать понятие охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, рассмотреть правовое регулирование данных объектов и меры ответственности за нарушение охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.
|
Понятие охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений
К редким и вымирающим видам относятся животные, численности которых настолько мала, что под угрозой находится их дальнейшее существование. Они нуждаются в тщательной охране. Большинство редких и вымирающих видов в нашей стране принадлежит к промысловым. В прошлом они были широко распространены и многочисленны. Хищническое использование ресурсов животных в России привело к тому, что к концу XIX — началу XX в. многие виды стали редкими или очутились на грани исчезновения. При советской власти они были взяты под охрану, охота на них была запрещена. В местах, где сохранились наиболее ценные виды (зубр, речной бобр, соболь, кулан, выхухоль), были организованы заповедники.
Основная задача охраны редких и вымирающих видов состоит в том, чтобы путем создания благоприятных условий для их обитания добиться такого увеличения их численности, которое устранило бы угрозу исчезновения. Важно восстановить естественные запасы животных, чтобы включить их в число промысловых[1].
Все редкие и исчезающие виды животных, как и растения, заносятся в Красную книгу, созданную Международным союзом охраны природы (МСОП). Красная книга, впервые изданная в 1966 г.
Занесение вида в Красную книгу — сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости срочных мер по его защите. Каждая страна, на территории которой живет вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.
|
Для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы былого распространения, подкармливают, создают укрытия и гнездовья, охраняют от хищников и болезней.
Правовое регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений
Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на территории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.)[2] Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.
Важнейшие нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира сформулированы в Федеральных законах о «О животном мире»[3], «Об охране окружающей среды»[4]. Закон о животном мире установил, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.
|
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ (ст. 24).
Сходны по содержанию и требования Закона «Об охране окружающей среды». Принципиальное новшество - создание генетических банков. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (ст. 60)[5].
С некоторой долей условности этот блок законодательства можно разделить на следующие разделы: статус и порядок ведения Красной книги РФ; правила добывания; порядок выдачи разрешений; оборот; Красные книги субъектов РФ.
Правовой статус Красной книги РФ определен Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»[6]. Установлено, что Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных (далее именуются «объекты животного мира»), обитающих на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Одним из ключевых нормативно-правовых актов в области охраны редких видов является упомянутая «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года»[7], где также говорится о важности красных книг как механизма охраны. Здесь идет речь о необходимости унификации красных книг различного уровня и о согласованности действий региональных властей, об усилении борьбы с браконьерством и повышении уровня экологической ответственности граждан, но конкретные механизмы решения названных проблем не предлагаются. Что же касается непосредственно охраны редких видов, то строиться она должна по приоритетным направлениям, исходя из категорий статусов редкости.