1. Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, не доступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия.
2. Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом.
3. Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти..
4. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.
5. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших.
6. Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни.
7. Если ты не имеешь плача, то плачь об этот самом.
8. Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.
9. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы.
10. Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
11. Преставший от гнева убил памятозлобие.
12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
|
13. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их.
14. Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне.
15. За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
16. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.
17. Ложь есть истребление любви.
18. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом.
19. Монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне, во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.
20. Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти.
21. Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
22. Глава страстей есть объедение.
23. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус.
24. Целомудрен, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел.
25. С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.
|
26. Бесы, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.
27. Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздой, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть.
28. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным.
29. Вкусивший вышних благ легко презирает земные; не вкусивший же первых радуется о стяжании последних.
30. Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль.
31. Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1 Тим. 6: 10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.
32. Боязливость есть младенческий нрав в старой тщеславной душе.
33. Все боязливые тщеславны, но не все не боящиеся смиренномудры, ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
34. Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле.
35. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
36. Тщеславие радуется обо всех добродетелях. Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, — опять тщеславлюсь, считая себя мудрым.
37. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям.
|
38. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
39. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
40. Кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.
41. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.
42. Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные, а святое смирение отверзает оные.
43. Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.
44. Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут.
45. Некоторые, хотя и получили уже прощение грехов, но для всегдашнего побуждения к смиренномудрию удерживают до конца жизни воспоминание о прежде бывших согрешениях.
46. Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.
47. Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравой.
48. Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем.
49. Страх, который чувствуем к начальникам и к зверям, да будет для нас примером страха Господня.
50. Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.
51. Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовью — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростью — хитрость, с кротостью — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовью — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие
52. Все, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят, или потому что просят не по достоинству и по тщеславию, или потому что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение.
53. От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба.
54. Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
55. Блудных могут исправлять люди, лукавых Ангелы, а гордых — Сам Бог.
56. Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо.
57. Совесть есть слово и обличение ангела-хранителя, данного нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что непросвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные.
58. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
59. Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нем, ибо тогда и Ангел-хранитель наш молится с нами.
60. Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и приемлющий нечистые помыслы.
61. Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили.
62. Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
63. Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего!