Упражнения по сценическому движению в домашних условиях.
Сценическое движение- важнейшее составляющее внешней техники актёра. Движение- основа активного и интересного для зрителя действия на сцене.
Целью развития навыков сценического движения является выработка реакции, координации, способности передавать переживания героя через язык тела.
Развитие физических возможностей тела, умение контролировать движения — необходимы нам не только для работы на сцене, но и в повседневной жизни.
Упражнения по сценическому движению начинаются с базовых упражнений, которые вполне доступны для отработки в домашних условиях, а в качестве инструкторов могут выступить старшие члены семьи.
«Вытягивание» - упражнение на раскрепощение.
На вдохе вытягиваемся в струну, словно хотим достать кончиками пальцев потолка.
Тело максимально напряжено, как натянутая струна.
На выдохе постепенно расслабляются и опускаются кисти, предплечия, плечи, позвоночник (от позвонка к позвонку), туловище наклоняется. Руки свободны и расслаблены.
Также постепенно начинаем подъём тела на вдохе, вновь превращаясь в «натянутую струну» и на выдохе — расслабление с опусканием туловища.
Развитие баланса:
1. Встать на правую ног у. Левую согнуть в колене.
Руки свободно вдоль туловища.
Плавно покачиваться вправо-влево, вперёд-назад, затем сделать несколько круговых движений торсом.
Вернуться в исходное положение. Поменять ногу.
Стоя на левой ноге, правую согнуть в колене.
Руки свободно вдоль туловища.
Плавно покачиваться вправо-влево, вперёд-назад, сделать несколько круговых движений торсом.
2. Встать на правую пятку. Представить, что в правой руке веер.
|
Делать лёгкие помахивающие движения, сохраняя равновесие и устойчивость.
Повторить, сменяя руку и ногу:
Встать на левую пятку. Делать лёгкие помахивающие движения левой рукой, сохраняя равновесие.
3. Найти точку опоры, стоя на одной ноге.
Вторую ногу согнуть в колене.
Правой рукой совершать движения, словно зовём кого-то,
левой рукой- словно прогоняем.
4. Ласточка — поднимаем ногу, плавно отводя её назад. Руки в стороны.
Координация движений.
Координация или точность развивается простыми упражнениями, которые легко можно выполнять дома.
1. Встаньте на правую ногу. Правой рукой делаем вид, что кого-то зовём, а левой — прогоняем. Свободной ногой отталкиваемся. Всё делаем одновременно.
Меняйте опору в прыжке. И повторите упражнение.
2. Поставьте ноги на ширине плеч, ступни расположите параллельно. Руки в стороны, а пальцы собраны в мягкий кулачок.
Вращайте руками от локтей. Переносите вес тела с одной ноги на другую, параллельно поднимая освободившуюся ногу в положение параллельно полу.
Плавно переходите в исходное положение. Задача - увеличивать амплитуду движений и скорость вращения рук.
3. К самому простому упражнению относят попадание указательным пальцем в кончик носа с закрытыми глазами из положения — «руки в сторону».
Тренироваться можно ещё проще- повторять руками какое-то танцевальное движение, а ногами плавно делать перекаты с пяток на носки и обратно.
Передача напряжения мышц.
Актёры нередко на сцене поднимают бутафорские предметы, которые на самом деле ничего не весят или очень лёгкие, а должны быть, напротив, неподъёмными. В эти моменты актёру важно показать реальное усилие при подъёме. И для тренировок подходят такие упражнения:
|
1. Возьмите предмет лёгкий. К примеру, подушку или мячик. Представьте, что это очень тяжёлый камень, который невозможно сдвинуть с места.
Упритесь в предмет руками и двигайте ногами на месте так, как будто вы толкаете предмет.
Задача - оставаться на одном месте, напрягая руки и ноги, показывая усилия.
2. Встаньте на одну ногу и стойте так долго, сколько сможете. Представляйте при этом, что вы куда-то идёте. Потом поменяйте ногу.
Мягкое падение.
Вы задумывались, почему актёры не боятся падать на деревянную сцену, а актёры кино — на асфальт, на каменную поверхность?
Навык плавного падения вырабатывается упорными тренировками. Поэтапно актёры учатся так расслаблять тело, чтобы не чувствовать боли при падении. При этом движения выглядят максимально естественно.
Начинать тренировки нужно с простых заданий, под присмотром кого-то из старших членов семьи:
1. Поставьте ноги на ширине плеч. Сделайте шаг правой ногой назад и потянитесь руками и всем корпусом к левой ноге. Постепенно наклоняйтесь. Плавно сядьте из этого положения на пол. Смените ногу и повторите упражнение.
2. Поставьте ноги на ширину плеч. Правой ногой заступите за левую. Руками тянитесь к полу.
Обопритесь на руку и правую ногу. Плавно опускайтесь вниз. Следите, чтобы сначала пола коснулась голень левой ноги, только потом бедро. В результате вы полностью окажетесь на полу.
|
Это только начало тренировок плавного падения, но их нужно тщательно отработать, что бы приступить к следующим этапам.
Домашняя акробатика.
Начнём с двух простых задач, но также под присмотром старших:
1. Встать на мостик. Лучше начать тренировку с положения «лёжа на спине». Согните ноги в коленях, руки в локтях. Упритесь на руки и на ноги. Встаньте на мостик.
2. Выполнить кувырок вперёд через голову. Исходное положение — широко расставленные ноги. Ладони опустите на пол перед собой. Ноги при этом сохраняйте в прямом положении. Плавно оттолкнитесь ногами от пола, голову несильно прижмите к грудной клетке и сделайте кувырок вперёд.
Дополнительные упражнения.
К простым упражнениям относят повторение определённых движений перед зеркалом. К примеру, можно отработать:
- плавный реверанс или поклон;
-одобряющие или отказывающие жесты;
-движения танца, который вам нравится или который вы хотите выучить.
Дома хорошо заниматься растяжкой и пластикой. Наклоны, приседания, простая зарядка также полезны для улучшения физического состояния тела, которое важно для работы на сцене.
«Стремитесь так усовершенствовать своё тело, чтобы ничто не могло помешать выразить вами внешнюю жизнь роли чётко и точно». (К.С. Станиславский)