Цель мониторинга: оценка эффективности деятельности дополнительного образования через выявление интересов и запросов на получение образовательных услуг, а также мотивацию в выборе объединения по интересам как со стороны обучающихся, так и их родителей.
Метод исследования: анкетирование
Всего в мониторинге приняли участие: 408 родителей учащихся МБУДО «АРЦДО «ДАР» в возрасте от 7 до 17 лет. (девочек- 206 человек, мальчиков- 202 человека).
Респондентам была предложена анкета «Мониторинг востребованности программ дополнительного образования среди детей и родителей», которая состояла из 16 вопросов, где необходимо было ответить на вопросы: «да», «нет», «затрудняюсь ответить», или дать ответ в свободной форме.
127 родителей (31 % от общего количества обучающихся) ответили, что их дети посещают 1 объединение, 155 родителей (37% от общего количества обучающихся) отметили, что их дети посещают 2-3 объединения, более 3х объединений посещают 126 обучающихся (32% от общего количества обучающихся).
Все родители отметили, что занятия ребенка в детских объединениях – это продуктивная занятость, развитие мотивации к деятельности, возможность раскрытия потенциальных способностей и талантов ребенка, его социальная защита в жизни.
Степень удовлетворённости родителей организацией условий обучения, результативностью, безопасностью и комфортом составляет 98%.
Положительная динамика в развитии ребёнка, результативность и достижения в усвоении образовательной программы отмечается 369 родителями (что составляет 91% от общего количества обучающихся). При анализе ответов родителей на вопросы анкет прослеживается динамика удовлетворённости учебно-воспитательным процессом.
352 родителя (86 % от общего количества обучающихся) ответили, что их дети всегда занимаются дополнительным образованием с большим интересом, 52 (12% от общего количества обучающихся человек) отметили, что почти всегда их дети заинтересованы дополнительным образованием, 4 человека (2% от общего количества обучающихся) отметили, что дети посещают занятия с интересом иногда.
Поступили в учреждение дополнительного образования по собственному желанию 180 человек (44% от общего количества обучающихся), обоюдному решению 122 человека (30% от общего количества обучающихся), по настоянию родителей 106 человек (26% от общего количества обучающихся).
Главной причиной выбора детского объединения дополнительного образования в нашем учреждении стала: хорошие педагоги- 141 человек(36% от общего количества обучающихся), высокий уровень преподавания- 111 человек (27% от общего количества обучающихся), удобство расположения- 101 человек (25% от общего количества обучающихся), кружки посещают знакомые и друзья ребёнка- 55 человек (12% от общего количества обучающихся).
Оценивая уровень интереса ребенка к программам дополнительного образования, мнения родителей распределились следующим образом: с удовольствием посещает: 365 человек (89% от общего количества обучающихся), временами интерес к занятиям у ребенка снижается: 33 человека (8% от общего количества обучающихся), часто приходится уговаривать: 8 человек (2% от общего количества обучающихся), затруднились ответить 2 человека (1% от общего количества обучающихся)
Информацию о детском объединении, которое посещают дети родители получили на официальном сайте- 73 человек (18% от общего количества обучающихся), от знакомых и друзей- 213 человек (52% от общего количества обучающихся), в школе- 67 человек (16% от общего количества обучающихся), в соцсети- 55 человек (14% от общего количества обучающихся).
Родителям удобнее получать информацию о деятельности Центра как на официальном сайте, в соцсети так и от администрации и педагогов.
Среди вариантов новых детских объединений, которых не хватает в нашем учреждении были: лего-конструирование, декоративно- прикладное творчество, робототехника, физкультурно-спортивные, авиамоделирование, конструирование моделей, кружки технической направленности, кулинарные кружки, экологические кружки, кружки физкультурно-спортивной направленности, лепка из глины и керамики, выжигание по дереву, волонтерское движение, кружок кройки и шитья, кружок рукоделия, кружок психологической поддержки,.
Мониторинг показал высокую заинтересованность родителей, их активное включение в образовательный процесс, чем непосредственно руководствуются педагоги, при составлении дальнейших планов по работе с детьми и родителями.
Анализ ответов учащихся позволил выяснить мнение учащихся о формировании у них чувства удовлетворенности, заинтересованности в выбранных ими объединениях в соответствии с их интересами и увлечениями. Уровень профессионализма педагогов дополнительного образования высокий, способный вызвать у учащихся интерес к занятиям. Однако наличие ответов «нет», «затрудняюсь ответить» по некоторым показателям указывает на необходимость обратить особое внимание решению вопросов организации индивидуального подхода в работе объединений дополнительного образования, созданию комфортной среды пребывания учащихся, взаимоотношений учащихся с педагогами дополнительного образования.