Создавый мя Господи, прости мя.
3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию с изображением храма, в процессе раскрашивания закрепите знания о его внешнем устройстве.
4. Во время посещения Воскресенского собора обратите внимание детей на его внешнее устройство. Задайте вопросы по содержанию прошедшего занятия. Постарайтесь побывать в храме Рождества Христова или рассмотреть его изображение на фотографии. Сравните внешнее устройство двух храмов нашего города.
5. Приглашаем Вас завтра, 11 ноября, в 11.30 на концерт губернаторского оркестра, посвященный Дню народного единства. Вход свободный.
11 ноября в 14 часов в здании училища искусств состоится юбилейный концерт городского хора «Воскресение». Цена билета 70 рублей.
Вид храма Воскресения Христова сверху
(форма корабля, ковчега спасения)
Храм в виде круга Храм в виде звезды Храм в виде креста
символ жизни вечной указывает путь к спасению символ спасения
1.Из чего построен храм?
2.Из чего еще могут быть построены храмы?
3.Как выглядел самый первый храм - скиния?
4.Чем отличается храм от других зданий?
5.Кто живет в храме?
6.Сколько глав и крестов на нашем храме? Одинаковы ли они по размеру? Почему?
7.Если мы встанем лицом к входу в храм, откуда рано утром будет светить солнышко?
8.Какую форму имеет храм, если посмотреть на него сверху?
Домашнее задание
К уроку 7 от 17 ноября
1. Повторите с детьми материал школьного урока:
§ В храме нужно вести себя так, чтобы не огорчать тех, кто смотрит на нас с икон – Господа, Божию Матерь, святых и ангелов.
§ Храм состоит из трех частей: главная часть храма – алтарь, средняя часть, где стоят молящиеся, и притвор.
|
§ В храме есть: иконостас (он отделяет алтарь); в центре храма на аналое лежит праздничная или храмовая икона; около распятия обычно помещается канун – столик для поминовения усопших; подсвечники; лампады, паникадила (люстры).
§ Храмы, как люди, имеют имена. Называют храмы в честь Господа и Богородицы, Их праздников или в честь святых. У нас в городе два храма – собор Воскресения Христова и храм Рождества Христова и три часовни.
2. Продолжайте учить с детьми молитвы, произносимые при вхождении в храм:
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.
Создавый мя Господи, прости мя.
3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию «В храме», в процессе раскрашивания закрепите знания о его внутреннем устройстве.
4. Во время посещения Воскресенского собора обратите внимание детей на его внутреннее устройство. Задайте вопросы по содержанию прошедшего занятия. Постарайтесь побывать в храме Рождества Христова или в одной из часовен нашего города. Сравните внешнее устройство двух храмов.
5. Вместе с детьми выполните задание: узнайте и подпишите названия изображений на Царских Вратах и иконостасе нашего храма (см. оборот страницы).
6. В следующую субботу состоится беседа священника с родителями детей нашего класса. Начало в 16.30. Подготовьте вопросы к батюшке, если таковые имеются.
Домашнее задание
К уроку 8 от 24 ноября
1. Повторите с детьми материал школьного урока:
|
§ Просфора – это хлеб святой Небесный. Она выпекается в просфорне из двух частей, что символизирует Божественную и человеческую сущность Иисуса Христа.
§ Второе значение двухчастности просфоры объясняется земным (телесным) составом человека (нижняя часть) и духовным (верхняя часть). При этом состав просфоры символизируют невидимое разделение человека на плоть (мука и вода) и душу (святая вода и дрожжи).
§ Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе.
§ Выпекается просфора с Иисусовой молитвой.
§ Получить просфору можно в церковной лавке, подав записку «О здравии» или «О упокоении». Просфора, которая дается после литургии (с вынутой частицей) является святыней и вкушается вместе со святой водой натощак.
§ Святая вода силой благодати Божией и по вере человека освящает и исцеляет тело и душу человека. Она отгоняет злых духов, поэтому ею окропляют жилища и всякую освящаемую вещь.
§ Хранят просфоры и святую воду около икон.
2. Выучите с детьми молитву на принятие просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Читайте ее ежедневно по утрам, принимая святую воду и просфору.
3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию с изображением монастырской просфорни, при раскрашивании закрепите знания о процессе выпекания просфор.
|
4. 19 декабря 2007 года будет отмечаться 60-летие возобновления богослужебной жизни нашего храма - Воскресенского собора г.Череповца. Приглашаем детей и взрослых к участию в конкурсе «Мой храм». Принимаются рисунки, сочинения, стихи и др.
Урок 6 10 ноября
Мы идем в храм.
1. Повторение материала предыдущих уроков.
- Прочтите стихотворение, которое вы выучили дома.
- Куда мы ходили с вами на позапрошлом занятии?
- Что нового и интересного узнали мы во время экскурсии на звонницу?
2. Внешнее устройство храма.
- Закройте глаза и не открывайте их, пока я не скажу. (Вывешиваю на доску фотографию местного храма). Раз, два, три – смотри! Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие. Но, поскольку сейчас на улице холодно и темно, сегодняшнее наше путешествие будет воображаемым.
- Представьте, что мы с вами оказались вот здесь, на этой дорожке. Давайте внимательно посмотрим на наш храм и ответим на вопросы, которые приготовили для нас старшие ребята и положили вот в эту «шкатулку вопросов для знатоков»:
1. Из чего построен храм? Из чего еще могут быть построены храмы?
2. Как выглядел самый первый храм - скиния?
3. Чем отличается храм от других зданий?
4. Кто живет в храме?
5. Сколько глав и крестов на нашем храме? Одинаковы ли они по размеру? Почему?
6. Если мы встанем лицом к входу в храм, откуда рано утром будет светить солнышко?
7. Какую форму имеет храм, если посмотреть на него сверху?
- А теперь давайте нарисуем форму нашего храма сверху. Эта форма почти прямоугольная, только со стороны востока немного закруглена. Такая форма напоминает нам, что храм – это корабль спасения в море жизненных невзгод. Как Ной спасся со своей семьей на ковчеге во время всемирного потопа (обращаюсь к «Библейской линии событий»), так и мы спасаемся в храме Божием от бед и грехов. Рисуем форму нашего храма. Рассматриваем фотографии различных храмов.
- Бывают храмы в форме креста, это напоминает христианам, что они получили спасение через Крест Христов. Бывают храмы в форме круга как символа вечной жизни человека со Христом, ведь у круга нет ни начала, ни конца. Бывают храмы в виде звезды с восьмью концами, которая показывает нам путь ко Спасителю-Христу. Давайте внизу нашего рисунка обведем маленькие трафареты круга, креста и восьмиконечной звезды и запомним, какой формы может быть православный храм и почему. Во время работы спрашиваю детей о символике храма.
- Самый главный храм в городе называется собором, а очень маленький – часовней.
5. Правила поведения в храме.
- Храм – это дом Божий, поэтому подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, мы должны помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями, которым нужно подчиняться.
- Девочки и женщины должны приходить в храм в юбках и с покрытой головой. Платья или блузки должны быть с рукавами. Мальчики и мужчины снимают головной убор при входе в храм; в шортах и майке даже в жаркую погоду в храм приходить не следует.
6. Закрепление материала:
Ø Дидактическая игра «Да-нетка». Дети слушают стихотворные строки и отвечают.
Тихо нужно в храм входить? Или резво забежать?
Трижды лоб перекрестить? Важно маршем прошагать?
Можно там зажечь свечу? Стукнуть друга по плечу?
У иконы постоять? Громко топать и кричать?
Домашнее задание
К уроку 9 от 1 декабря
1. Повторите с детьми материал школьного урока:
§ Церковная свеча – это наша жертва Богу и храму. Жертва – это то, что человек отдает, не получая ничего взамен. Свечи возжигают перед святынями: иконами, мощами святых.
§ Свеча – это проводник нашей молитвы к Богу. Свеча выражает теплоту любви человека к Богу, Божией Матери, Ангелу или святому, у ликов Которых верующий человек ставит свечу.
§ Церковная свеча изготовляется из воска. Мягкость и податливость воска выражают нашу готовность к послушанию Господу.
§ Ставят свечи за здравие и за упокой, а также при обращении с просьбой или благодарностью.
§ Кроме свечей в храмах используются и другие светильники – лампады и паникадила. Чем больше света в храме, тем торжественнее, праздничней служба.
2. Выучите с детьми молитвы, произносимые во время возжигания свечи:
За здравие
Святый угодниче Божий ( имя ), моли Бога о мне ( или имя того, за кого просите ).
За упокой
Помяни, Господи, усопшего раба твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
3. Прочитайте детям сказку «Три сестрицы». Побудите ребенка ответить на вопросы:
Ø Можно ли главного героя сказки назвать благочестивым человеком? Почему?
Ø Почему сказка названа «Три сестры»? Чем они похожи?
Ø Почему то, что сотворил добрый человек, людям хорошо и Богу приятно?
Ø
4. Побудите детей раскрасить иллюстрации к занятию, в процессе раскрашивания закрепите знания о значении церковной свечи.
5. 19 декабря 2007 года будет отмечаться 60-летие возобновления богослужебной жизни нашего храма - Воскресенского собора г.Череповца. Приглашаем детей и взрослых к участию в конкурсе «Мой храм». Принимаются рисунки, сочинения, стихи и др.
Домашнее задание
К уроку 10 от 8 декабря
1. Повторите с детьми материал школьного урока:
§ Служителей церкви разделяют на священнослужителей и церковно служителей.
§ Священнослужители – это преемники апостолов. Они получают право служения в Церкви через таинство священства (рукоположения или хиротонии). Всей полнотой церковной власти обладают епископы, они не только служат, но и пасут (наставляют) священников (батюшек). Священники служат в храмах Литургию и совершают другие таинства (например, исповедь, крещение, венчание). Помогают священникам во время службы диаконы.
§ Патриарх – высший чин церковной иерархии. В настоящее время предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Нашего епископа (Вологодского и Великоустюжского) зовут Максимилиан.
§ Кроме священнослужителей в службе принимают участие миряне - иподьяконы (участвуют только при архиерейском служении), псаломщики (чтецы), пономари (алтарники), певчие.
§ Духовенство разделяется на «белое» (состоящее в браке) и «черное» (монахов). Монахи дают обет безбрачия, живут в монастырях, строго соблюдают Церковный устав.
2. Посещая храм, приучайте детей брать благословение у священника.
Принимая благословение, обычно говорят: «Благословите, батюшка», - при этом складывают ладони крестообразно (правую на левую) и преклоняют голову. После благословения целуют руку священника, как невидимую руку Самого Иисуса Христа, именем Которого Вас благословили.
3. Прочитайте детям рассказ Б. Ганаго «Миг, только миг». Побудите ребенка ответить на вопросы:
Ø Что случилось с мальчиком, когда он шел домой? Что его взволновало?
Ø Кто дал пареньку этот спасительный миг?
Ø Почему с тех пор мальчик стал по-другому относиться к благословению родных?
Приучайте детей к родительскому благословению: осеняйте их крестом при расставании, на ночь и в ответственных ситуациях.
4. Побудите детей раскрасить иллюстрации к занятию, в процессе раскрашивания закрепите знания о степенях священства.
5. С надеждой жду детских рисунков на тему «Мой храм» в формате А4 (горизонтально или вертикально).
Домашнее задание
К уроку 11 от 15 декабря
1. Повторите с детьми материал школьного урока:
§ Одеяния священнослужителей бывают повседневными и богослужебными. Повседневные – подрясник и ряса. Богослужебные одеяния называются облачениями или ризами и разделяются на диаконские, иерейские и архиерейские.
§ Священник имеет все диаконские одеяния и, кроме того – присущие его сану; епископ все священнические и особые архиерейские. Облачаясь, священники отделяются от мира и от самих себя, уподобляясь святым апостолам.
§ Символичны цвета облачений. Например, голубой – Богородичный цвет, золотой – Господский, святителей и апостолов, красный – пасхальный и мучеников, зеленый – Троицы, Святого Духа и преподобных, белый – Рождества, Преображения, Крещения и т.п.
2. Посещая храм, приучайте детей наблюдать за одеяниями священнослужителей.
3. Закрепите знания детей о священнических облачениях (см. лист с карточками).
Поиграйте с ними в игру «Кому что нужно для службы?» Показывая карточку, задавайте вопрос; например, «Кому нужно для службы кадило?» Пусть ребенок ответит, используя подсказку – большой лист.
4. Побудите детей раскрасить иллюстрации к занятию. Нарисуйте совместно на тему «В храме», используя в рисунке все полученные знания.
5. Общешкольный Рождественский утренник состоится 8 января в 12 часов в Доме музыки и кино. Дети нашего класса будут выступать в роли звездочек. Выучите с ними слова песни, которую мы будем петь.
I. Мы маленькие звездочки,
Но можем мы светить
И свет Господней речи
Другим сердцам явить.
Припев: Свет, свет, свет, свет светит наш,
Свет, свет, свет, свет светит наш.
II. И в этот дивный вечер
Бог дарует нам честь
Гореть, неся по свету
Рождественскую весть
Припев.
III. И слезы могут звездочки
Внезапно угасить
И радость могут звездочки
Всем людям подарить.
Пожертвование на подарок (90 рублей) сдавать учителю.
Урок 10 8 декабря
Степени священства.
Урок 11 15 декабря
Священнические облачения.
Урок 12 22 декабря
Обобщающий урок по теме «Священство».
Урок 13 29 декабря
Икона. Икона Рождества Христова.
Урок 14 4 января
Репетиция Рождественского утренника.
Чтение и раскрашивание иллюстраций
к «Библейской книжке-раскраске «Сын и звезда».
Домашнее задание
К уроку 11 от 15 декабря
1. Повторите материал школьного урока:
Прочитайте детям главы из детской Библии связанные с событием Рождества Христова. Задайте им вопросы:
§ Священник имеет все диаконские одеяния и, кроме того – присущие его сану; епископ все священнические и особые архиерейские. Облачаясь, священники отделяются от мира и от самих себя, уподобляясь святым апостолам.
§ Символичны цвета облачений. Например, голубой – Богородичный цвет, золотой – Господский, святителей и апостолов, красный – пасхальный и мучеников, зеленый – Троицы, Святого Духа и преподобных, белый – Рождества, Преображения, Крещения и т.п.
2. Учите с детьми тропарь Рождеству Христову. Текст возьмите у преподавателя или в папке «Материалы к домашним заданиям».
3. Постарайтесь посетить храм в день празднования Рождества Христова или на Святках и причастить детей; обратите внимание на икону Праздника, цвет облачений священства.
4. Побудите детей раскрасить иллюстрации к занятию. Принесите рисунки на Рождественскую выставку.
5. Общешкольный Рождественский утренник состоится 8 января в 13 часов в Доме музыки и кино. Дети нашего класса будут выступать в роли звездочек. Постарайтесь подготовить для них соответствующие наряды: светлую одежду, украшенную блестками, дождиком или мишурой и украшение на голову, имитирующее лучики.
Выучите слова песни, которую мы будем петь.
I. Мы маленькие звездочки,
Но можем мы светить
И свет Господней речи
Другим сердцам явить.
Припев: Свет, свет, свет, свет светит наш,
Свет, свет, свет, свет светит наш.
II. И в этот дивный вечер
Бог дарует нам честь
Гореть, неся по свету
Рождественскую весть
Припев.
III. И слезы могут звездочки
Внезапно угасить
И радость могут звездочки
Всем людям подарить.
Пожертвование на подарок (90 рублей) сдавать учителю.
Урок 19 9 февраля
Таинство Брака.
1. Повторение материала предыдущих уроков
- Что такое Таинство?
- Сколько всего Таинств в Православной Церкви?
- Перечисляем Таинства.
- О каких Таинствах и что мы уже знаем?
- Кого дает Господь каждому христианину в Таинстве Крещения для защиты от злых сил?
2. Таинство Брака.
- ангел-хранитель семьи.
Ø На доску иллюстрации.
- Что такое семья?
- Рассказ о венчании.
Ø Дидактическая игра «Найти пару?». Проблемная ситуация «А если не сошлись?»
3. Закрепление материала: раскрашивание иллюстрации
Домашнее задание
К уроку 19 от 9 февраля
1. Повторите материал школьного урока:
Мужчина и женщина решают совершать жизненный путь, полный скорбей и радостей, вместе. В начале этого пути Св. Церковь испрашивает у Господа благословения, чтобы они в согласии, управляемые Церковью, создавали настоящую христианскую семью.
Обряд таинства Бракосочетания состоит из обручения и венчания.
2. Прочитайте детям главу из детской Библии о чуде претворения воды в вино, совершенном Христом на браке в Кане Галилейской. Ответьте на вопросы:
Ø На каком пиру присутствовал Спаситель?
Ø Кто из близких был с Ним?
Ø Как и зачем Христос претворил воду в вино?
3. Расскажите детям историю Вашего знакомства с супругом. Рассмотрите фотографии из семейного альбома, связанные с радостными моментами Вашей супружеской жизни.
4. Побудите детей нарисовать рисунок на тему «Моя семья» для классной выставки.
Помогите детям выбрать сюжет для рисунка (например, о том, как вы отдыхаете, совместно трудитесь, идете в храм и т.п.). Постарайтесь дать ему оригинальное название. Формат рисунка А4 горизонтально или вертикально. Рисунок подпишите (название и автора) с обратной стороны и отдайте учителю.
5. Принесите на следующее занятие свою свадебную фотографию. Если Вы венчались и у Вас есть фотографии этого Таинства, принесите и их. Если Вы не живете с супругом, постарайтесь найти и принесите семейную фотографию своих родителей или прародителей.
|
Таинство Брака
(к уроку 19)
В притворе храма
- обручение
- вход жениха и невесты
- чтение молитвы
- обмен колец
Вхождение в церковь
- жених и невеста выражают обоюдное согласие на брачный союз
|