Боже, милостив буди мне, грешному.




Урок 1 6 октября

Кто Такой Бог?

1. Чему учат в воскресной школе?

- Сегодня наш первый урок в воскресной школе. С сегодняшнего дня вы – ученики. Но учиться вы пришли в необычную школу. Чему учат в обычной школе?

- В нашей школе не учат законам математики, физики и биологии. В воскресную школу дети приходят научиться Закону Божию, тому Закону, который дал всем людям Сам Господь.

- Но прежде, чем начать разговор о Законе Божием, давайте попробуем ответить на вопрос «Кто такой Бог?» (выслушать высказывания детей).

2. Свойства Бога.

- Бог – есть Творец Вселенной. Все, что нас окружает (солнце, звезды, трава, цветы, деревья, птицы, животные и даже сам человек) – это все творения Божии. Вы можете возразить мне: ведь, например, столы, за которыми мы сидим, сделали люди. Но люди создают вещи из того, что дает им Господь, а Бог может творить из ничего.

Ø Дидактическая игра «Рукотворное – нерукотворное». Педагог называет предмет или показывает картинку, а дети выполняют соответствующие движения: хлопают, если предмет рукотворный и прячут руки, если нерукотворный.

- Бог сотворил не только мир видимый, материальный, но и мир невидимый - духовный. Кто живет в этом мире? В духовном мире живут бесплотные существа – ангелы. Мы их не можем увидеть, услышать, понюхать или потрогать. А можем ли мы увидеть Самого Бога? Бог – это Дух.

- Скажите, дети, какое сейчас время года? Какое время года придет вслед за осенью? Что последует за зимой, летом? Вы никогда не задумывались, почему всегда так бывает? Кто установил такой закон природы? Скажите, а если бы Господь захотел изменить последовательность времен года, Он смог бы это сделать? Да, смог бы, потому что Он Всемогущий.

- Несмотря на то, что Бог Всемогущий, Он не делает ничего такого, что приносит боль, несчастье людям, ведь Он не меняет последовательность времен года, которая могла бы привести к катастрофе и гибели всего человечества. Как вы думаете, почему Господь этого не делает? Бог есть Любовь! Он любит всех, всем хочет счастья и добра. Еще про Бога говорят, что Он Всеблагой.

Ø Дидактическая игра «Когда это бывает?». Педагог загадывает детям загадки, читает отрывки из стихотворений, описывает признаки, а дети догадываются о каком времени года идет речь. Свое мнение дети выражают с помощью поднятой карточки (белой, зеленой, красной или желтой).

3. Закрепление материала: перечислить свойства Божии, о которых шла речь на уроке.

 

Домашнее задание

К уроку 1 от 6 октября

1. Повторите материал школьного урока:

Бог – Творец, Он Всемогущий Дух, Бог есть Любовь: Он Всеблагой. Расскажите детям известный Вам случай, историю, в которой бы проявилось какое-либо из свойств Бога.

 

2. Прочитайте детям рассказ Н.Гурко и ответьте на вопросы:

Ø Какой жизненный случай описан в рассказе?

Ø Какой совет дала бабушка внучке?

Ø В какой ситуации внучка воспользовалась этим советом?

Ø Как Господь помог девочке?

Ø Какое открытие сделала для себя Сашенька?

Ø О каких свойствах Бога говорится в этом рассказе?

 

3. Побудите детей раскрасить иллюстрацию к рассказу. Иллюстрации вставьте в файлы и вложите в папку. Папку подпишите. Титульный лист для папки возьмите на столе в коридоре.

 

4. Побудите детей нарисовать рисунок к одному из времен года для классной выставки.

Постарайтесь дать ему красивое название отрывком из стихотворения, текстом загадки или др. Формат рисунка А4 горизонтально или вертикально. Рисунок подпишите (название и автора) с обратной стороны и отдайте учителю.

 

5. Уважаемые родители, если Вы были с нами в паломнической поездке в пос.Нелазское и Абаканово и фотографировали детей, принесите диск или пленку для оформления летописи школы.

 

6. Начните учить молитву «Царю Небесный».

 

Урок 2 13 октября

Божия Матерь. Покров Пресвятой Богородицы.

1. Повторение материала предыдущего урока.

- Как называется наша школа?

- Чему в ней учат и учатся?

- Какие свойства Божии вы знаете, о каких прочитали и рассказали вам родители?

2. Божия Матерь.

- Еще Господа Бога называют Царем Небесным, мы так обращаемся к Нему в начале каждого занятия и каждого доброго дела.

- Скажите, дети, как вы думаете, есть ли в Царствии Небесном Царица?

- Кто Она?

- Да, это Пресвятая Богородица, Мать Господа нашего Иисуса Христа. На прошлом уроке мы с вами узнали, что Бог – это Дух, Его нельзя потрогать, увидеть, услышать. Но однажды, более двух тысяч лет назад, в истории человечества случилось чудо. Бог стал Человеком! Он пришел к людям, стал Таким, как они. А как люди приходят в этот мир? Они рождаются. Так и Бог, Он тоже родился на Земле и был совсем маленьким, потом стал Таким, как вы, потом вырос и стал учить людей правде Божией.

- Кто знает, как зовут Этого Бога и Человека, Богочеловека?

- Кем были Родители Иисуса Христа?

- Какую Мать мог выбрать для Богочеловека Господь?

Ø Дидактическая игра «Кто больше назовет?». Дети перечисляют качества, характеризующие Пресвятую Богородицу.

- Как вы думаете, любила ли Богородица Своего Сына? Как выражена эта любовь на иконах? Рассматривание икон. Сегодня мы узнали тайну Богородичных икон. Это иконы о любви человека к Богу и Бога к человеку, ведь Иисус Христос – это Бог, а Богородица – это человек.

3. Покров Пресвятой Богородицы.

- Но есть иконы Божией Матери, где Она изображена без Младенца. Одна из таких икон – Покров Пресвятой Богородицы. Рассматриваем икону.

- Больше 1000 лет назад в далеком от России городе Константинополе произошло чудесное явление Божией Матери. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей и его ученик Епифаний. Они увидели Пресвятую Деву, стоящую на воздухе в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покров (омофор) и распростерла его над молившимися в храме людьми, показывая тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

- Праздник Покрова отмечается завтра 14 октября, но уже сегодня в церкви идет праздничная служба, поэтому сейчас во время помазания вы сможете увидеть в центре храма на аналое такую икону и приложиться к ней.

- В природе этот день знаменует собой переход к зиме. Божия Матерь укрывает покровом из листьев (а иногда и снега) всю землю, оберегая растения и их семена от заморозков.

- После Покрова на Руси было принято играть свадьбы.

4. Закрепление материала: раскрашивание нимбов святых на прориси иконы Покрова.

Домашнее задание

К уроку 2 от 13 октября

1. Повторите материал школьного урока:

Богородица – Мать Воплотившегося Господа Иисуса Христа, Богочеловека. Расскажите, то, что Вам известно из земной жизни Пресвятой Богородицы.

 

2. Во время посещения храма или дома рассмотрите икону Покрова Пресвятой Богородицы, побудите детей найти на ней:

q Богородицу,

q блаженного Андрея (показывает рукой на Богородицу),

q его ученика Епифания (стоит рядом с Андреем),

q ангелов (с крыльями),

q святых (с нимбами над головой),

q распростертое над молящимися покрывало (покров).

 

3. Выучите молитву:

Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

4. Прочитайте детям рассказ Елены Боганевой «Предсказание». Побудите ребенка ответить на вопросы:

Ø Почему дочь не послушалась родителей?

Ø Кому она доверила свою жизнь?

Ø Почему Божию Матерь зовут Заступницей?

Ø Обращались ли вы к заступничеству Богородицы?

 

5. Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе:

Холодными ветрами сорван и унесен летний теплый воздух. Уставшей, переходящей к осеннему засыпанию земле нужна новая защита для сохранения сокровенных зачатков жизни. Ковер из опавших листьев и отжившей травы, покровский снег создают спасительную теплоту, восстанавливающую равновесие и гармонию в природе. Это – ДАР защиты всему живому, оберегающий жизнь.

Побудите детей раскрасить осеннюю картинку. Иллюстрации, раскрашенные на уроке и дома, вставьте в файлы и вложите в папку. Папку подпишите (если не подписали). Титульный лист для папки возьмите на столе в коридоре.

 

6. Побудите детей нарисовать рисунок к одному из времен года для классной выставки.

Постарайтесь дать ему красивое название отрывком из стихотворения, текстом загадки или др. Формат рисунка А4 горизонтально или вертикально. Рисунок подпишите (название и автора) с обратной стороны и отдайте учителю.

Урок 3 20 октября

Где живет Бог?

1. Повторение материала предыдущих уроков.

- В чем состоит тайна иконы Божией Матери с Младенцем?

- Какими качествами обладала Дева Мария?

- Какие свойства Божии вы помните?

2. Бог - Вездесущий Дух, Он живет в сердцах благочестивых людей.

- Из рассказа о Сашеньке, который вам прочитали дома родители, вы узнали о том, что Господь Вездесущий, то есть Он везде существует.

- Везде – это где?

- А присутствует ли Бог сейчас в нашей классной комнате? Есть ли Он справа от нас? Слева? А может ли Бог быть не вокруг нас, а внутри нас?

- В каждом ли человеке живет Господь?

- Каким должен быть человек, чтобы в его сердце захотел поселиться Сам Бог?

Ø Дидактическая игра «Скажи наоборот» с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее порочное человеческое качество; дети называют добродетель, противоположную пороку и возвращают мяч педагогу. (Злой, жадный, лгун, трусливый, ленивый, капризный, гордый, завистливый, сквернослов).

- Как вы думаете, поселится ли Бог в сердце человека, если сам человек этого не хочет, если он не пускает Господа в свое сердце?

- Господь уважает свободу человека, Он Сам дал ее людям. Поэтому Бог живет только в сердцах верующих в Него людей.

- А в ваших сердцах живет Господь? Давайте послушаем, что Он нам все время говорит? (Предлагаю детям послушать стук сердец друг и друга и у себя с помощью фонендоскопа).

- Стуком сердца Господь нам напоминает «Я тут, Я тут, Я тут». Поэтому мы никого не должны бояться, ведь если Бог с нами, кто против нас?

3. Закрепление материала:

- Чтение и разучивание стихотворения В.Афанасьева.

- Рисуем вместе с детьми сердце и пишем внутри слово «Бог».

4. Подготовка к экскурсии на звонницу.

- С сегодняшнего дня мы с вами отправимся в интересное долгое путешествие. А куда – догадайтесь сами! Я вам буду подсказывать. Это место, где Бог присутствует особым образом. Когда мы находимся в этом месте и молимся, наша молитва скорее бывает услышана Господом.

- Давайте тихонько пройдем по этой дорожке и остановимся вот здесь, у звонницы.

· Рассматривание календаря-фотографии местного храма Воскресенского Собора г.Череповца.

- Звонница или колокольня есть в каждом храме. Это особая башня или возвышение с колоколами разного размера. Знаете ли вы, зачем нужен колокольный звон? – Колокольный звон созывает верующих людей на богослужение, выражает торжество, радость Церкви, оповещает людей об опасности: например, при нападении врагов, при пожаре.

5. Закрепление материала:

· Дети показывают колокольню на иллюстрациях и фотографиях, расположенных на доске.

Ø Дидактическая игра «Похоже – не похоже». Дети сравнивают колокол с маленьким фарфоровым колокольчиком (по величине, форме, материалу, звону и др.)

Домашнее задание

К уроку 3 от 20 октября

1. Повторите с детьми материал школьных уроков:

Бог есть Дух, Он живет в духовном мире (в Царствии Небесном). Бог – Вездесущий Дух. Как воздух проникает повсюду, так Бог присутствует везде: в доме, на улице, в лесу. Особым образом Господь присутствует в храме Божием. А еще Он живет в сердцах благочестивых людей.

 

2. Прочитайте рассказ из жития Святого Игнатия Богоносца. Перескажите его детям на доступном уровне. Задайте им вопросы:

q Подходит ли нарисованная в классе картинка к этому рассказу?

q Как ты думаешь, в чьих сердцах из знакомых тебе людей живет Господь?

q Почему ты так думаешь?

q Может ли Господь поселиться в сердце человека, если сам человек этого не хочет?

 

3. Выучите с детьми стихотворение В. Афанасьева:

 

Выше облака любого,

Выше неба голубого,

Выше солнышка и звезд

Свой престол Господь вознес.

Где б мы ни были – Он с нами,

Он наш Бог, и потому

Он живет, как будто в храме,

В сердце, преданном Ему.

 

4. Побудите детей дораскрашивать иллюстрацию «На звоннице».

 

5. На следующее занятие собираемся все вместе в 16.45 около храма у звонницы.

 

 

 

 

Урок 4 27 октября

Экскурсия на звонницу.

1. Повторение материала предыдущих уроков.

- Прочтите стихотворение, которое вы выучили дома.

- Какое интересное путешествие начали мы с вами на прошлом занятии?

- Как узнавали люди о начале богослужения в те времена, когда не было часов?

2. Колокола и колокольный звон.

- Сегодня мы с вами пришли к храму заранее, до начала службы, чтобы внимательно послушать и постараться понять, о чем нам говорят колокола, когда они звонят перед службой.

- Давайте сначала познакомимся с тем человеком, которому в нашем храме благословлено звонить в колокола. Ведь далеко не каждый может делать это умело и красиво. Это особое искусство. Звонаря нашего храма зовут Антоний. Может быть, вы хотите его о чем-то спросить?

- Скоро начнется Всенощное Бдение; давайте послушаем, как Церковь зовет на это богослужение своих прихожан. (Дети размещаются на звоннице и слушают благовест, если возможно, перезвон и трезвон).

- Как вы думаете, что говорит колокол всей округе? Давайте попробуем перевести с «колокольного» языка на человеческий то, что мы услышали. Мне батюшка по секрету сказал, что колокол перед службой говорит: «К нам-м, к нам-м, к нам-м». Правда, похоже?

- А теперь давайте внимательно рассмотрим колокола. Кто сосчитает, сколько их у нас на колокольне? Какой колокол самый большой, самый маленький? Чем различаются их голоса? Кто знает, как называется то, что находится внутри колокола? Сможет ли колокол говорить без языка? А человек? Попробуйте сказать «мы пришли на колокольню», не шевеля языком.

- Кто заметил, что делает звонарь, чтобы ударять сразу в несколько колоколов, ведь у него всего две руки?

- Что нужно делать, когда слышишь колокольный звон? Почему люди крестятся, услышав колокол? Колокол – это предмет церковный. Прежде, чем поднять колокол на колокольню, его освящали, читали молитвы, поэтому он обретал Божие благословение и силу, освящал воздух и изгонял из него вредоносные силы, а людей укреплял в вере. Есть много преданий о чудодейственной силе колокольного звона: о том, как она отводила бури и молнии, болезни и вражеские нападения, были случаи, когда колокола звонили сами, предупреждая людей о войне, голоде или гибели царя.

- Всегда ли помимо богослужений колокола говорят только о беде и опасности? Колокола умеют радоваться! Они громко возвещают о победе в сражении, о возвращении победителей с войны, о рождении царских наследников.

- А сейчас я вам прочту стихотворение священника Владимира Шамонина «Колокола». В нем автор выразил те чувства, которые овладевают человеком, когда ему доводится самому позвонить в колокола. А бывает такое в Светлую Пасхальную седмицу, когда на колокольню пускают всех желающих.

Хорошо на колокольне позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.

Будто Ангельское пенье, этот дивный перезвон

Светлым гимном воскресенья зазвучал со всех сторон.

3. Закрепление материала:

Ø Дидактическая игра «Кто позвонил в колокольчик?». Дети встают в круг, передают друг другу колокольчик, стараясь не звонить, водящий с закрытыми глазами по сигналу угадывает, кто позвонил, показывая на «звонаря» рукой.

Домашнее задание

К уроку 4 от 27 октября

1. Повторите с детьми материал школьного урока:

§ Колокол – предмет церковный, он предназначен для того, чтобы созывать людей на службу, извещать об опасности, выражать торжество Церкви и ее богослужений, сообщать о радостных событиях в жизни государства.

§ Звон в один колокол называется благовест (что значит добрая весть), удары в разные колокола поочередно – перезвон, звон во все колокола в три приема с паузами - трезвон.

 

2. Выучите с детьми стихотворение священника Владимира Шамонина

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто Ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

3. Побудите детей нарисовать предметы, похожие по форме на колокол и раскрасить иллюстрацию к домашнему заданию.

 

4. На следующее занятие собираемся в 14 часов в классе:

- вначале сводная репетиция,

- затем общешкольный смотр строевой песни, посвященный Дню народного единства.

Для подготовки к смотру повторите с детьми текст песни и не забудьте музыкальные инструменты.

 

Урок 5 3 ноября

Общешкольный смотр строевой песни, посвященный

Дню народного единства

Урок 6 10 ноября

Мы идем в храм.

1. Повторение материала предыдущих уроков.

- Прочтите стихотворение, которое вы выучили дома.

- Куда мы ходили с вами на позапрошлом занятии?

- Что нового и интересного узнали мы во время экскурсии на звонницу?

2. Внешнее устройство храма.

- Закройте глаза и не открывайте их, пока я не скажу. (Вывешиваю на доску фотографию местного храма). Раз, два, три – смотри! Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие. Но, поскольку сейчас на улице холодно и темно, сегодняшнее наше путешествие будет воображаемым.

- Представьте, что мы с вами оказались вот здесь, на этой дорожке. Давайте внимательно посмотрим на наш храм и ответим на вопросы, которые приготовили для нас старшие ребята и положили вот в эту «шкатулку вопросов для знатоков»:

1. Из чего построен храм? Из чего еще могут быть построены храмы?

2. Как выглядел самый первый храм - скиния?

3. Чем отличается храм от других зданий?

4. Кто живет в храме?

5. Сколько глав и крестов на нашем храме? Одинаковы ли они по размеру? Почему?

6. Если мы встанем лицом к входу в храм, откуда рано утром будет светить солнышко?

7. Какую форму имеет храм, если посмотреть на него сверху?

- А теперь давайте нарисуем форму нашего храма сверху. Эта форма почти прямоугольная, только со стороны востока немного закруглена. Такая форма напоминает нам, что храм – это корабль спасения в море жизненных невзгод. Как Ной спасся со своей семьей на ковчеге во время всемирного потопа (обращаюсь к «Библейской линии событий»), так и мы спасаемся в храме Божием от бед и грехов. Рисуем форму нашего храма. Рассматриваем фотографии различных храмов.

- Бывают храмы в форме креста, это напоминает христианам, что они получили спасение через Крест Христов. Бывают храмы в форме круга как символа вечной жизни человека со Христом, ведь у круга нет ни начала, ни конца. Бывают храмы в виде звезды с восьмью концами, которая показывает нам путь ко Спасителю-Христу. Давайте внизу нашего рисунка обведем маленькие трафареты круга, креста и восьмиконечной звезды и запомним, какой формы может быть православный храм и почему. Во время работы спрашиваю детей о символике храма.

- Самый главный храм в городе называется собором, а очень маленький – часовней.

3. Правила поведения в храме.

- Храм – это дом Божий, поэтому подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, мы должны помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями, которым нужно подчиняться.

- Девочки и женщины должны приходить в храм в юбках и с покрытой головой. Платья или блузки должны быть с рукавами. Мальчики и мужчины снимают головной убор при входе в храм; в шортах и майке даже в жаркую погоду в храм приходить не следует.

4. Закрепление материала:

Ø Дидактическая игра «Да-нетка». Дети слушают стихотворные строки и отвечают.

Тихо нужно в храм входить? Или резво забежать?

Трижды лоб перекрестить? Важно маршем прошагать?

Можно там зажечь свечу? Стукнуть друга по плечу?

У иконы постоять? Громко топать и кричать?

Домашнее задание

К уроку 6 от 10 ноября

1. Повторите с детьми материал школьного урока:

§ Храм – это особый дом, дом Божий. Храмы строят из натуральных материалов – дерева, камня, кирпича. Внешне храм отличается от других зданий наличием купола, глав (маковок) и креста. Храмы обращены алтарем на восток, к солнцу.

§ Главный храм в городе называется собором, очень маленькие храмы называются часовнями.

§ Храмы могут иметь форму корабля, круга, креста и восьмиконечной звезды.

§ Наш храм – собор Воскресения Христова, он увенчан пятью главами, что символизирует Христа и четырех евангелистов.

 

2. Выучите с детьми молитвы, произносимые при вхождении в храм:

 

Боже, милостив буди мне, грешному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: