Ситуация с закупками, объявляемыми на регулирование численности животных без владельца




Описание проблемы и предлагаемого пути решения

 

 

Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

27.12.2018 г. был принят Закон Федеральный закон № 498 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – «ФЗ 498»).

ФЗ 498 регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ 498, Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 ФЗ 498, Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ 498, Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ 498, Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, с целью гуманного отношения к животным без владельцев; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

Согласно пункту 2 статьи 17 ФЗ 498, Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

Таким образом, действующее федеральное законодательство однозначно указывает на необходимость гуманного и ответственного обращения с животными, предусматривает для регулирования их численности методы, обеспечивающие сохранение животному жизни и здоровья.

 

 

Ситуация с закупками, объявляемыми на регулирование численности животных без владельца

Увы, в целом ряде случаев, формируемая заказчиками закупочная документация на данный вид услуг не соответствует нормам федерального законодательства, помимо этого, зачастую заказчиками в ней допускаются неточности и лазейки.

Данная проблема носит глобальный и системный характер.

Силами Ассоциации «Благополучие животных» был проведен мониторинг закупок, объявляемых на регулирование численности животных без владельца во всех субъектах.

Наиболее показательны проценты исполнения критериев оценки закупочной документации:

- Закупочная документация предусматривает проведение подрядчиком всего комплекса мероприятий в отношении животных, в частности, отлова, транспортировки в пункт временного содержания (приют), осмотра, карантинирования, содержания, вакцинации, стерилизации – 50 % (то есть, в половине случаев критерий не исполняется),

- Закупочная документация строго соответствует нормативным правовым актам, действующим в субъекте, а также не противоречит федеральному законодательству – 29% (то есть, нарушения выявлены в 71% случаев),

- Отсутствуют закупки на отлов вникуда, закупки на отлов с последующей эвтаназией/утилизацией всех или большей части животных, а также закупки, в которых изначально точно определено число подлежащих эвтаназии животных – 33% (то есть, в 67% они присутствуют),

- Техническое задание изложено четко и подробно, содержит однозначно трактуемые формулировки – 43% (то есть, в 57% критерий не соблюден),

- Цена является рыночной и позволяет реализовать в отношении животных комплекс мероприятий – 54%,

- В закупочной документации указан требуемый срок содержания животных в пункте временного содержания – 35% (то есть, в 65% он не указан),

- В закупочной документации отсутствуют ошибки, опечатки и неточности – 33% (то есть, в 67% критерий не соблюден).

На основании этих данных наглядно видно, что формируемая заказчиками закупочная документация содержит целый ряд серьезных нарушений.

 

Во многом это происходит потому, что при формировании закупочной документации на данный вид услуг заказчику необходимо учесть и нормы ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и нормы профильного для данной сферы законодательства, которое представлено как ФЗ 498, так и целым рядом нормативных правовых актов. Это является крайне затруднительным.

По итогам закупочных процедур заключаются соответствующие контракты на сотни и миллионы рублей, от качества реализации которых зависит облик населенных пунктов, комфорт и безопасность жителей, судьбы животных, соблюдение закона.

Результатом некорректного формирования закупочной документации является:

- Наличие возможности подмены недобросовестными подрядчиками законного метода регулирования (массовой стерилизации) на незаконный (массовую эвтаназию) в ходе реализации контрактов за счет наличия лазеек и неточной в документации или же за счет прямого указания на массовое умерщвление,

- Снижение возможностей здоровой конкуренции на рынке данных услуг. Порядочным подрядчикам, оказывающим в отношении животных полный комплекс мероприятий (включая содержание, вакцинацию, стерилизацию) крайне сложно конкурировать по цене с недобросовестными игроками (которые несут затраты только на отлов и умерщвление). Таким образом, мне нечетко сформулированной закупочной документации, на рынок открыта дорога как добросовестным, так и недобросовестным игрокам, а последние всегда смогут предложить более низкую цену, следовательно, становятся в большинстве случаев победителями,

- возможность завышения объемов фактически оказанных услуг со стороны недобросовестных подрядчиков (так как при применении метода умерщвлений достоверно проверить объем оказанных услуг затруднительно),

- формальная приемка услуг заказчиком, без проверки по качеству и объему,

- оплата бюджетными средствами услуг, не соответствующих требованиям качества или прямо противозаконных, по сути нецелевое расходование бюджетных средств,

- социальная напряженность и негатив со стороны граждан, которые видят, что закупаются услуги по массовому умерщвлению животных, средства тратятся на убийства (большинство населения такой метод не поддерживает),

- отсутствие положительной динамики в решении проблемы переизбытка популяции за счет применения неэффективного и незаконного метода массовых умерщвлений или же за счет завышения подрядчиками объемов оказанных услуг при использовании метода умерщвлений.

 

Предложение

В сложившейся ситуации конструктивным предложением является оказание методической помощи Заказчикам при формировании ими закупочной документации на данный вид услуг и доведение этой помощи до каждого муниципального заказчика.

Для достижения данной цели уже подготовлен пакет Методических рекомендаций для Заказчиков, включающий:

- Методические указания по осуществлению закупок услуг по отлову и содержанию животных без владельца,

- Обзор лучших практик по формированию закупочной документации на регулирование численности животных без владельца,

- Типовые нарушения, встречающиеся в закупках на регулирование численности животных без владельца,

- Методические указания по диагностики социальной совместимости (агрессивности) животных.

Целесообразно организовать доведение данного пакета Методических рекомендаций до сведения всех муниципальных заказчиков (во всех субъектах РФ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: