Историко-стилистический раздел.




Конец ХIХ – начало ХХ века в развитии музыкальной культуры – период не менее богатый, но более сложный.

Именно в 90-е годы ХIХ и в начале первого десятилетия ХХ века были созданы лучшие, вершинные сочинения П.И. Чайковского и Н.А Римского-Корсакова. Но до этого времени не дожили М.П. Мусоргский и А.П. Бородин, а в 1893 году умирает и П.И. Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С.Танеев, А. Глазунов, В.Калинников, С.Рахманинов. Но как бы, ни были близки они своим учителям, в их творчестве явно чувствуются новые вкусы.

 

В 2016 году исполнилось 146 лет со дня рождения Виктора Калинникова. Сколько музыкальных произведений за этот срок кануло в вечность и стало достоянием лишь истории музыки! Хоры Калинникова оказались удивительно жизнеспособными. Невзирая на то, что они никогда не освещались широко в прессе, на то, что сам автор, поглощенный педагогической, исполнительской и культурно-просветительской деятельностью, очевидно, не ставил свою композиторскую работу на первый план, наконец, несмотря на то, что даже о личности композитора остались самые скудные, отрывочные сведения, произведения его по праву вошли в постоянный исполнительский хоровой фонд. Причина заключается в подкупающем чистосердечии его музыкальных высказываний, внутреннем благородстве чувства, ясно ощутимых связях с лучшими традициями русской классики, в мастерстве хорового письма. Калинников– ком­­­­­­позитор с величайшей скромностью «знает свое место». Он пишет лишь о том, что ему совершенно близко, любимо и сердечно прочувствовано, охватывая тот круг образов, где он может быть полностью самим собой– поэтом родной природы, музыкантом, искренно восхищенным красотой русского хорового пения, человеком высокой душевной культуры.

Виктор Сергеевич Калинников (2 марта 1870-23 февраля 1927) – русский композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московский консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище, руководил хорами, преподавал пение в школах.

Он был третьим сыном мелкого чиновника (станового пристава) Сергея Федоровича Калинникова. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калинниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и особенно к музыкальному искусству.

Образование получил в Орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором.

В 1884 поступил в подготовительные классы консерватории, однако не имея возможности платить за обучение через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально–драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С.Н. Кругликов, А.А. Ильинский, П.И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В.О. Ключевского. Поддержку музыканту (первое время) оказывал музыкальный критик Семен Кругликов, одобрительно об его таланте отзывался П.И. Чайковский.

Сохранилась статья Калинников «О хоровом пении», помещенная им в «Вестнике искусств» за 1922 года (№2) и подписанная буквой «К». Она чрезвычайно интересна, потому что отчетливо характеризует Калинникова как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводный» (участие в исполнении).

Бытует мнение, что именно Василий Калинников (старший брат) подготовил брата по теории музыке к вступительным экзаменам, заметив при этом, что «из Виктора со временем может выйти настоящий музыкант и талантливость его несомненна».

Насыщенная «хоровая атмосфера» тех лет была существенным фактором, определившим направление творчества Калинникова. Вторым важным обстоятельством было непосредственное влияние Василия Сергеевича и через него Чайковского, которым восторгался Василий Калинников, не раз подчеркивая внутреннее родство своей музыкальной натуры с музой автора «Евгения Онегина». Музыке Калинниковых присуща та подкупающая искренность, непосредственно идущая «от сердца к сердцу», которая является одним из секретов лирической общительности Чайковского (разумеется, при всем различии масштабов дарования этих композиторов).

Наконец, третьей предпосылкой формирования творчества Виктора Калинникова, в значительной мере обусловившей выбор им поэтических текстов для хоров, были незабываемые детские и юношеские впечатления от природы средней полосы России, родных орловских пейзажей.

Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение. Им написано 15 хоров a cappella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни с сопровождением фортепиано, несколько духовных хоров (песнопения из литургии) и Концертная увертюра для оркестра. Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки, «Море», «Спящая княжна» Бородина, «Менестрель» Аренского), а так же «Марсельезы» и «Интернационала».

Хоры Калинникова – обычно небольших размеров (исключение – эпическая картина «Лес» на слова Кольцова, «Утром зорька»). Разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «Проходит лето»), лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», веющая ледяным дыханием «Зима»), хоры лирико-эпические («Кондор», «На старом кургане» - посвященный памяти брату), характерные картинки в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот» - все на слова А.К. Толстова).

В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразительные моменты («Осень», «Спесь», «Кондор» и другие»). Мелодика близка крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом, в основном, изложении применяется мелодизация голосов, полифония.

Хоры написаны в простых формах: период, 2х-частная, 3х-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются и в других формах).

Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор: мелодия часто проводится в различных партиях в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах на разных ступенях гаммы; меняется чисто голосов. Наряду с удвоенным 2х-голосием употребляется выдержанное 4х-голосие и divisi.

Список авторов, на стихи которых писал Калинников огромен: два стихотворения Пушкина, Бунин, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, А.Федоров, Н.Соколов, А.Толстой, Е.Баратынский.

По-видимому, Калинников не имел излюбленного поэта, и его интересовал, главным образом, определенный характер стихотворения.

Евгений Абрамович Баратынский (2 марта1800 Мара-11 июля 1844 Неаполь) – русский поэт.

Разработал жанры элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной.

После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»).В 1832 г. начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842 г.), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х. В 1843 г. поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции - В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее («Пироскаф», 1844 г).

Также, в стихотворениях Евгения Баратынского не исключена тема природы и пейзажной лирики («Весна», «На посев леса», «Осень», «Завыла буря»); поэтому не удивительно, что текстом хоровой миниатюры «Зима», Виктор Калинников выбрал стихотворение «Где сладкий шепот…», написанное в 1831 году:

 

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы;

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет;

Всё цепенеет,

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

 

Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.

 

О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согрет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик.

 

Виктор Калинников в своем хоре использует только первую строфу. Стихотворение написано двустопным ямбом:

 

Где слад-/кий ше-/пот

Моих/ (густых) лесов/?

Пото-/ков ро-/пот,

Цветы/ лугов/?

Дере-/вья го-/лы;

Ковер/ зимы/

Покрыл/ холмы/,

Луга/ и до-/лы.

Под ле-/дяной/

Своей/ корой/

Ручей/ неме-/ет;

Всё це-/пене-/ет.

Лишь ве-/тер злой/,

Бушу-/я, во-/ет

И не-/бо кро-/ет

Седо-/ю мглой/.

 

Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они в основном структурно совпадают. Это относится как к совпадениям ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз. Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха.

С помощью олицетворения зимы, композитор показывает жизнь. Делает показ на соперничество, которое происходит и в жизни, между людьми. Произведение не выдержано в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас в происходящее, заставляет переживать и чувствовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: