Килонова смута, законодательство Драконта и экономический кризис.





Предыстория: До второй половины VII в. владычество евпатридов в Афинах не встречало противодействия.

развивалась промышленность, торговля, входили в употребление и получали большое значение деньги, возвышалась новая сила — демос, а с другой стороны усиливались произвол господствующей аристократии, тяжелый экономический гнет, от которого страдала масса земледельческого населения, и ее задолженность + при подавлении Килонова восстания совершено было святотатство — пролита кровь на священном месте= народ ждет небесной кары за осквернение святынь и алтарей. Вина на архонтов, состоялся суд над святотатцами, судьями были 300 «лучших мужей». По их приговору трупы виновников были выброшены из могил, а род их предан с. 40вечному изгнанию6

Тяжесть положения и зависимость демоса от евпатридов т.к. в Афинах не было тогда еще писаных законов и суд находился в руках аристократии. обычное право не соответствовало условиям жизни, не удовлетворяло потребностям. 1-е требование афинского демоса на которое согласились евпатриды было издание писаных законов.

Законодательство Драконта: Это поручено Драконту (1 из фесмофетов, издал законы в архонтство Аристэхма в 621 г.) Кодекс Дракона целиком не сохранился. Но в конце V в. до Р. Х. по постановлению афинского народного собрания начертаны были на каменной стеле Драконовы законы, касавшиеся убийства, и эта копия с оригинала VII стол.,, в обрывках + имеются цитаты у ораторов нельзя сказать кодифицировал ли Драконт существовавшее право или внес новое в него и чт о именно.

Основные положения:

1. судьями были эфеты.. Эфеты выбирались в числе 51 из «лучших людей», возраст 50 лет Число эфетов — 51 чтобы избежать возможного равенства голосов при решении и с этою целью введено было число нечетное.

2. Различает убийства по категориям. суд предумышленном убийстве происходил в ареопаге; Если убийца был неизвестен или же смерть причинена была животным, каким-либо неодушевленным предметом, напр. упавшим камнем, то обряд суда происходил в пританее, где заседали «цари фил» под председательством архонта-басилевса. После суда животное или предмет, причинивший смерть, извергались за пределы Аттики.

Критика: Демад:Дракон писал свои законы не чернилами, а кровью. Аристотель: чрезвычайно жестоки. НО Называть жестокими не вполне обосновано. Мы видим, напр., как по Драконовузаконодательству убийство преднамеренное уже различается от непреднамеренного; за последнее назначается не смертная казнь, а изгнание; при этом допускается примирение с ближайшими родственниками убитого, а в случае неимения таковых — с представителями фратрии; убийство раба наказывается наравне с убийством свободного гражданина; наконец, с убийцей запрещается дурно обращаться.

Дополнительно про политический строй: из глав (4)«Афинской Политии» Аристотеля ему или, по крайней мере, его времени приписывается особый политический строй. Эта «Драконова конституция» была будто бы такова. Политические права принадлежали тем, кто имел оружие. Последние выбирали архонтов и казначеев из лиц, у которых свободного от долгов состояния было не менее 10 мин10; на остальные, младшие должности выбирали из имевших оружие, а на высшие военные должности стратегов и гиппархов — из лиц, которые покажут, что обладают свободным с. 43 имуществом не менее 100 мин и имеют от законного брака детей старше 10 лет; Совет состоял из 401 — из избранных по жребию граждан. Как члены совета, так и прочие власти должны были иметь от роду более 30 лет, и одно и то же лицо не могло занимать должность вторично, прежде чем очередь обойдет всех. Если кто из членов совета пропустит заседание последнего или народного собрания, тот платит штраф: пентакосиомедимн11 — 3 драхмы, всадник — 2, а зевгит — 1. Ареопаг был стражем законов и наблюдал за тем, чтобы власти правили по законам; всякому потерпевшему несправедливость предоставлено было обратиться с жалобою в ареопаг с указанием закона, нарушенного по отношению к нему.

Итак, если верить этому свидетельству, еще до Солона политическими правами пользовались не одни евпатриды, а все имевшие оружие; народное собрание, совет 401, жребий, отчеты должностных лиц, стратеги, господство тимократического начала, ценз, и притом для стратегов гораздо более высокий, чем даже для архонтов, деление на имущественные классы, — все это оказывается существующим еще при Драконе!

Но исследователи склоняются к выводу, что описываемая в «Афинской Политии» «Драконова конституция» есть анахронизм, что описание это заимствовано из какого-либо олигархического источника конца V в. и составляет вставку, принадлежащую даже не Аристотелю13.

Но как бы мы ни смотрели на Дракона, будем ли мы видеть в нем реформатора политического или нет, несомненно, что социально-экономических отношений он не коснулся.

задолженность земледельческого класса и крайняя нужда, рабство должников, резкое деление тогдашнего общества на два враждующих лагеря — с одной стороны народа, демоса, с другой — знатных и богатых, с их корыстолюбием и высокомерием, мечты о разделе земли, это засвидетельствовано и Солоном16.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: