Тема: Знакомство с языком программирования Basic.
Задания.
1. Записать конспект теоретического материала.
2. Выполнить задания практической части.
3. Тетради с работами предоставить до 8:50 24 февраля в 12 кабинет.
Теоретическая часть:
В позапрошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземным населением, выделил из английского языка самую простую и распространённую его часть, содержащую около 300 слов и не имеющую почти грамматики. Это подмножество языка названное BASIC ENGLISH, действительно оказалось весьма простым для усвоения и поэтому вскоре завоевало популярность не только среди туземцев, но и иммигрантов.
Подобную цель создания средства для расширения и облегчения контактов, только не между различными группами людей, а между непрофессионалами и ЭВМ, поставили перед собой сотрудники Дартмутского колледжа Дж. Кемени и Т. Курц. Разработанный ими в 1964 году язык BASIC (Бейсик), как и всякий другой язык, программирования, является формальной знаковой системой, используемой для связи человека с ЭВМ и предназначенной для описания данных и алгоритмов их обработки на вычислительной машине. Название ВАSIС является аббревиатурой английской фразы «Beginner’s All – purpose Symbolic Instruction Code», что в переводе на русский означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих».
Программа на языке ВАSIС есть нумерованная последовательность строк. Номер строки - целое неотрицательное число. За номером располагаются операторы.
Оператор представляет собой указание ЭВМ, что необходимо сделать и над какими данными.
Для выполнения программы она должна быть занесена в оперативную память компьютера. Для этого после набора каждой строки программы необходимо нажать клавишу Enter. Программная или, по другому, логическая, строка может занимать несколько физических строк экрана дисплея. Если в какой либо строке сделаны исправления, то необходимо нажать Enter для занесения в память ЭВМ произведённых изменений.
Из памяти компьютера программа под каким-нибудь именем может быть записана для хранения и дальнейшего использования на внешний магнитный носитель (диск, дискета). При этом отпадает необходимость в повторном вводе такой программы через клавиатуру. Гораздо проще это сделать считыванием её в оперативную память с магнитного носителя.
ЭВМ выполняет программу построчно, по возрастанию номеров строк.
Для того, чтобы программа начала выполняться, нужно подать команду запуска программы на выполнение, после чего находящаяся в оперативной памяти программа начинает автоматически выполняться. Делается это так. Сначала фиксируется строка с наименьшим номером и слева направо последовательно друг за другом выполняются ее команды. Затем эта же процедура повторяется со следующей строкой и т. д., пока не встретится оператор END или не будет реализована последняя строка с наибольшим номером. Если два оператора находятся на одной строке, они должны разделяться знаком двоеточия.
Алфавит языка «Бейсик»
Основными объектами, используемыми в языке Бейсик, являются константы, переменные, выражения, функции н массивы. Каждый из этих объектов характеризуется именем, значением и типом принимаемых значений. Имена и значения строятся из фиксированного набора символов. Совокупность используемых символов, а которую входят ниже перечисленные символы, и составляют алфавит Бейсика:
- буквы латинского алфавита;
- цифры;
- знаки арифметических операций: +, --, /,^,
- знаки операций отношений: <,>,=,>=, <=, <>;
- круглые скобки ();
Правила записи арифметических выражений.
1. Арифметические выражения (а.в.) должны быть представлены в так называемой линейной записи.
2. Перед а.в. ставится вопросительный знак.
3. Индексы имеют по размеру тот же шрифт, что ипеременные например: X1, Х2, V0 и т. д.
4. Нельзя опускать: знаки операций, например, вместо 4а надо писать 4 * а
5. Аргументы функции: sin, cos и других записываются в круглых скобках, например: sin(х), соs(4* а).
6. В записи десятичной дроби вместо запятой ставится точка, например, вместо 3,14 записывается 3.14.
7. Сколько скобок открыто, столько же должно быть закрыто.
8. Если при вычислении а.в. оно представлено с помощью переменных, то сначала переменным присваиваются числовые значения. Например, если нужно вычислить значение выражения, а/в, то на экране дисплея должна появиться следующая запись:
а = 5
в = 2
? а/в
причем, после набора каждой строки необходимо нажимать клавишу ENTER.
Порядок выполнения операций
1. Действия в скобках.
2. Вычисление функции.
3. Возведение в степень.
4. Умножение и деление.
5. Целочисленное деление.
6. Остаток от деления.
7. Сложение и вычитание.
Таблица знаков операций и стандартных функций.
Название операции или функции | Математическая форма записи | Форма записи на ЭВМ |
Сложение Вычитание Умножение Деление Целочисленное деление Остаток от деления Возведение в степень Извлечение корня Абсолютная величина Синус Косинус Тангенс Случайное число от 0 до Х | Х + Y
X – Y
XY
![]() ![]() ![]() | Х + Y X – Y X*Y X/Y X\Y X mod Y X^Y (X^2) SQR(X) ABS(X) SIN(X) sin(30*3.14/180) COS(X) cos(30*3.14/180) TAN(X) RND(X) |
Команды языка ВАSIС
RUN - команда запуска программы на выполнение (можно заменить нажатием F2)
LIST – команда чтения программы (вывод текста программы на экран). Если после команды чтения программы указываются номера строк программы, то ЭВМ выводит на экран строки программы с указанными номерами. Например, если набрать LIST 20--40, то ЭВМ выводят на экран строки с двадцатой по сороковую. (Набор команды можно заменить нажатием клавиши F1).
DELETE - команда удаления строк из программы.
NEW - команда очистки памяти.
CLS - команда очистки экрана.
SAVE -команда записи программы (можно заменить нажатием F4)
LOAD - команда загрузки программы в оперативную память (можно заменить нажатием F3).
SYSTEM - команда выхода из программы.
Практическая часть:
Задание 1:
Расставьте порядок выполнения операций:
1. 3 * sin(PI/2)\2 + 4 ^ 2 mod 2
2. 4 * cos(PI/6) mod 2 + 9\2 ^ 2
3. 5* cos(PI/2)^4 – 5 ^ 3\7 mod 2
Задание 2:
Выражения из Задания 1 запишите в арифметическом виде
Задание 3:
Выражения из арифметического вида запишите в линейной форме:
1)
2)