ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ




Если трудности, испытываемые ребенком, носят непреходящий характер, имеет смысл обратиться к логопеду, психологу, дефектологу для проведения диагностики, установления причин, выявления способов решения проблемы.

 

Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении

Феноменология трудностей Возможные психологические причины Психодиагностические методики Рекомендации
Неразвитость орфографической зоркости 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). 3. Низкий уровень объёма и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха. 6. Другие психологические причины. 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика «Узор» 3. Методика изучения объёма и распределения внимания. 4. Методика «Оперативная память» 5. Тесты различения и выбора фонем. 1. Упражнения 68, 69, 70, 71, 72 2. Упражнения 59 – 72 3. Упражнения 9, 26, 27, 28, 29 4. Упражнения 40, 41, 42 5. Упражнения на развитие звукобуквенного анализа.
Невнимателен и рассеян 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объёма внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая. 5. Другие психологические причины 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика изучения объёма внимания. 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания. 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской). 1. Упражнения 68 – 72 2. Упражнения 9, 10 3. Упражнения 13,14, 15,16 4. Стимуляция познавательной активности.
Испытывает трудности при решении математических заданий 1. Низкий уровень развития общего интеллекта 2. Слабое понимание грамматических конструкций 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Другие психологические причины 1. Методика Векслера (для соответствующего возраста) 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия 3. Методика «Рисование по точкам» 4. Методика лабиринт 1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога 2. Упражнения 38 – 42 3. Упражнение 61 4. Упражнения 47 – 52
Испытывает затруднения при пересказывании текста 1. Несформированность умения планировать свои действия 2. Слабое развитие логического запоминания 3. Низкий уровень речевого развития 4. Низкий уровень развития образовательного мышления 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка 7. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика «Запомни пару» 3. Методика Эббингауза 4. Методика «Лабиринт» 5. Методика «Сапожки», методика «Заполни пустую клетку» 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)   1. Упражнение 60 2. Упражнения 40, 41, 42 3. Упражнение 31 4. Упражнения 47 – 52 5. Упражнения 53 – 58 6. Коррекция личностно-мотивационной сферы  
Неусидчив 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально – типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития волевой сферы 4. Другие психологические причины 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика изучения темперамента 3. Методика «Графический диктант», «Домик» 1. Упражнения 68 – 72 2. Щадящий режим, учёт при обучении индивидуальных особенностей 3. Упражнения 59, 60  
Трудно понимает объяснения с первого раза 1. Несформированность приёмов учебной деятельности 2. Слабая концентрация внимания 3. Низкий уровень развития восприятия 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Низкий уровень развития общего интеллекта 6. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Модификация метода Пьерона – Рузера 3. Методика изучения восприятия 4. Методика «Домик», «Графический диктант» 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста). 1. Упражнения 59 – 72 2. Упражнения 13, 14, 15, 16 3. Упражнения 1 – 8 4. Упражнения 68 – 72 5. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы 7. Несформированность приёмов учебной деятельности. 8. Низкий уровень развития произвольности 9. Другие психологические причины 6. Методика «Узор» 7. Методика «Графический диктант»   6. Упражнения 59 – 72 7. Упражнения 68 – 72  
Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем обучающийся начнёт его выполнять 1. Низки уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности 5. Другие психологические причины 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания. 2. Методика «Графический диктант» 3. Методика «Узор» 4. Методика «Узор»   1. Упражнения 13 – 16 2. Упражнения 68 – 72 3. Упражнения 62, 63 4. Упражнения 59, 60 – 72  
Постоянно переспрашивает педагога 1. Низкий уровень объёма внимания 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 3. Низкий уровень развития переключения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность умения принять учебную задачу 7. Другие психологические причины 1. Методика изучения объёма и распределения внимания. 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения переключения внимания 4. Методика «Оперативная память» 5. Методика «Графический диктант» 6. Методика «Узор» 1. Упражнения 9 – 12 2. Упражнения 13 – 16 3. Упражнения 17 – 20, 21, 22 4. Упражнения 23 – 30 5. Упражнения 68 – 72 6. Упражнения 59    
Опаздывает на занятия 1. Несформированность приёмов самоконтроля 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Возможные трудности в семье 5. Причины вторичной выгоды 6. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика «Домик, «Графический диктант» 4. Методика «Домик», «Графический диктант» 5. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)   1. Упражнения 62 – 67 2. Упражнения 13 – 16 3. Упражнения 68 – 72 4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями 5. Коррекция личностной направленности ребёнка
Постоянно отвлекается на занятиях, залезает под стол, играет, ест 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Преобладающая мотивация учения – игровая 3. Индивидуально- типологические особенности личности 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформировапнность приёмов учебной деятельности 7. Другие психологические причины 1. Анкета для определения школьной мотивации 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 3. Методика Рене Жиля 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона – Рузера). 5. Методика «Домик», «Графический диктант» 6. Методика «Узор»     1. Стимуляция познавательной активности 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы 3. Учёт индивидуальных особенностей в учебном процессе 4. Упражнения 13 – 16 5. Упражнения 68 – 72 6. Упражнения 59 - 72
Испытывает страх перед опросом педагога 1. Заниженная самооценка 2. Возможные трудности в семье 3. Внутреннее стрессовое состояние 4. Индивидуально – типологические особенности личности 5. Другие психологические причины 1. Методика изучения самооценки 2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) 3. Методика Люшера 4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка 1. Коррекция личностно-мотивационной сферы 2. Работа с родителями 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие 4. Учёт индивидуальных особенностей в учебно-воспита- 5. тельном процессе
Во время занятия выходит и отсутствует продолжительное время 1. Отсутствует учебная мотивация 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 3. Заниженная самооценка 4. Внутреннее стрессовое состояние 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР 6. Другие психологические причины 1. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 2. Анкета для определения школьной мотивации 3. Методика изучения самооценки (Спилбергера). 4. Методика Люшера 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста) 1. Стимуляция познавательной активности. 2. Коррекция личностной направленности. 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие 4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога.
Комментирует оценки и поведение педагога своими замечаниями 1. Возможные трудности в семье 2. Перенесение функции матери на педагога 3. Особенности развития «Я – концепции» 4. Другие психологические причины 1. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) 2. Методика «Несуществующее животное» 1. Работа с родителями 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: