A) Это формы субъективных переживаний;
B) Это объективная характеристика бытия;
C) Это порождение абсолютной идеи;
D) Это абсолютные начала мироздания;
E) Это формы познания реальности.
&&& 235.
С трудами какого античного мыслителя связано появление термина “метафизика”?
A) Платон;
B) Сократ;
C) Аристотель;
D) Гераклит;
E) Диоген;
&&& 236.
Какое из определений развития соответствует диалектической позиции?
A) Это количественное изменение объекта;
B) Это всякое наблюдаемое движение;
C) Это движение от менее совершенного к более совершенному;
D) Это возвращение к первоначальному состоянию;
E) Это уменьшение и увеличение состояний объекта.
&&& 237.
Определите, какое из суждений верно для философии?
A) Если мысль истинная, то она материалистическая;
B) Если мысль материалистическая, то она истинная;
C) Истинными и ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли и суждения;
D) Если мысль идеалистическая, то она ложная;
E) Если мысль ложная, то она идеалистическая.
&&& 238.
Какое определение гипотезы как формы научного познания можно считать верным?
A) Гипотеза – это одна из версий объяснения правонарушений;
B) Гипотеза – это всякое предположение;
C) Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах каких-либо явлений, достоверность которых необходимо доказать;
D) Гипотеза – вариант объяснения бытия, его видов и форм;
E) Гипотеза – теорема.
&&& 239.
Выделите диалектико-материалистическую концепцию взаимоотношения мышления и языка:
A) Мышление возникло до языка;
B) Мышление существует независимо от языка;
C) Возникновение мышления невозможно без существования языка;
|
D) Мышление и язык развивались в разное время;
E) Язык есть главная основа мышления.
&&& 240.
Что выражает в философии понятие “вторая природа“?
A) Возникающие независимо от человека новые виды животных и растений;
B) Существующий параллельно видимому миру невидимый “антимир“;
C) Созданные человеком в окружающем мире новые предметы и явления;
D) Духовный мир, мир идеальных сущностей существующий в сознании человека;
E) Существующие благодаря человеку новые виды растений и животных.
&&& 241.
Апория Зенона называется:
A) Летящая стрела;
B) Стрела в полете;
C) Стрела времени;
D) Стрелы жизни;
E) Стрела не летит.
&&& 242.
Платон создал философскую школу под названием:
A) Лицей;
B) Гимназия;
C) Академия;
D) Агора;
E) Афинские диалектики.
&&& 243.
“Верую, ибо абсурдно”, — такое философское кредо высказывал в свое время…
A) Пророк Моисей;
B) Августин;
C) Тертуллиан;
D) П. Абеляр;
E) Фома Аквинский.
&&& 244.
Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы?
A) Теоцентризм;
B) Позитивизм;
C) Креационизм;
D) Провиденциализм;
E) Эсхатология.
&&& 245.
Одна из основных философских книг Фомы Аквинского:
A) Сумма теологии;
B) Сумма всех сумм;
C) Сумма в защиту Бога;
D) Сумма доказательств;
E) Сумма против дьявола;
&&& 246.
Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется …:
A) Мистицизм;
B) Перипатетизм;
C) Гилозоизм;
D) Материализм;
E) Идеализм.
&&& 247.
Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:
|
A) Данте;
B) Томаса Мора;
C) Эразма Роттердамского;
D) Лоренцо Вала;
E) Петрарки.
&&& 248.
Начало философии политики в эпоху складывания раннебуржуазных отношений положил:
A) Мирандола;
B) Макиавелли;
C) Кампанелла;
D) Жан Кальвин;
E) Мартин Лютер.
&&& 249.
Рене Декарт — великий:
A) Философ, лауреат Нобелевской премии;
B) Философ и биолог;
C) Социолог и историк;
D) Философ и математик;
E) Философ средневековья.
&&& 250.
Какие субстанции выделяет Декарт?
A) Душа и тело;
B) Бог и ангелы;
C) Человеческий разум и сознание вообще;
D) Материю и антиматерию;
E) Мыслящую и протяженную.
&&& 251.
Фр. Бэкон установил, что вред познанию приносят четыре рода “…” (чего?)
A) “Объектов”;
B) “Характеров”;
C) “Идолов”;
D) “Законов”;
E) “Идеологий”;
&&& 252.
Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:
А) Субъективный;
В) Диалектический;
С) Последовательный;
D) Непоследовательный;
Е) Объективный.
&&& 253.
Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
А) Объективный;
В) Субъективный;
С) Диалектический;
D) Последовательный;
Е) Непоследовательный.
&&& 254.
Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает:
А) Монизм;
В) Скептицизм;
С) Релятивизм;
D) Дуализм;
Е) Агностицизм.
&&& 255.
Мир принципиально не познаваем, утверждает:
А) Агностицизм;
В) Эмпиризм;
С) Субъективизм;
|
D) Рационализм;
Е) Солипсизм.
&&& 256.
Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает;
А) Релятивизм;
В) Редукционизм;
С) Сенсуализм;
D) Феноменологизм;
Е) Иррационализм.
&&& 257.
Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:
А) Редукционизм;
В) Иррационализм;
С) Сенсуализм;
D) Рационализм;
Е) Релятивизм.
&&& 258.
Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:
А) Прогностическая;
В) Методологическая;
С) Мировоззренческая;
D) Аксиологическая;
Е) Социальная.
&&& 259.
Функция философии, подвергающая все сомнению:
А) Прогностическая;
В) Мировоззренческая;
С) Методологическая;
D) Критическая;
Е) Аксиологическая.
&&& 260.
Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:
А) Прогностическая;
В) Мировоззренческая;
С) Методологическая;
D) Аксиологическая;
Е) Критическая.
&&& 261.
Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:
А) Дхарма;
В) Атман;
С) Брахман;
D) Карма;
Е) Прана.
&&& 262.
Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это:
А) Дхарма;
В) Атман;
С) Брахман;
D) Карма;
Е) Прана.
&&& 263.
Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это:
А) Дхарма;
В) Сансара;
С) Брахман;
D) Карма;
Е) Чарвака..
&&& 264.
Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это:
А) Дхарма;
В) Сансара;
С) Мокша;
D) Карма;
Е) Чарвака..
&&& 265.
Цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бесконечных перевоплощений в индийской философии:
А) Дхарма;
В) Сансара;
С) Мокша;
D) Карма;
Е) Чарвака..
&&& 266.
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
А) Инь;
В) Янь;
С) Жэнь;
D) Дао;
Е) Сяо.
&&& 267.
Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
А) Инь;
В) Янь;
С) Жэнь;
D) Дао;
Е) Сяо.
&&& 268.
Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие:
А) Инь;
В) Янь;
С) Жэнь;
D) Дао;
Е) Сяо.
&&& 269.
Первая философская школа Древней Греции:
А) Элейская;
В) Пифагорейская;
С) Милетская;
D) Платоновская;
С) Киническая.
&&& 270.
Элейский мыслитель - автор знаменитых апорий:
А) Парменид;
В) Ксенофан;
С) Зенон;
D) Демокрит;
Е) Диоген.
&&& 271.
Пифагор утверждал, что:
А) Все состоит из атомов;
В) Бытие есть единая неделимая сущность;
С) Все понятия заключены в самом человеке;
D) Бытие и небытие неразрывны;