Содержание
· 1 Теории возникновения дизайна
· 2 История дизайна в стилях
· 3 История дизайна в дизайн-иконах
· 4 Хронология исследований истории дизайна
· 5 Примечания
· 6 Литература, Ссылки
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИЗАЙНА
Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.
Рассматриваются различные версии.
1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.
2. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского «Движения искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
4. Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920),
Баухауз в Германии (1919).
5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-хгодов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
|
6. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
William Morris
Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870
Дата рождения 24 марта 1834
Место рождения: Уолтемстоу
Дата смерти: 3 октября 1896 (62 года)
Гражданство: Великобритания
Учёба Колледж Мальборо Оксфорд
Стиль: прерафаэлитизм
Движение искусств и ремёсел (Arts & Crafts) — английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла.
Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству времён капитализма. Движение искусств и ремесёл послужило одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русским соответствием движения принято считать[1]художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.
Движение искусств и ремесёл стало реакцией на промышленную революцию, когда обиходную жизнь европейцев наводнили сработанные по одному трафарету, обезличенные предметы — «ширпотреб».
Моррис и другие прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли веру мыслителя ДЖОНА РЁСКИНА в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. По их убеждению, массовое производство приводит к деградации, как создателя, так и потребителя товаров. Сторонники движения «искусств и ремесел» в продолжение средневековых ремесленных традиций образовывали гильдии и общества, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Там они обсуждали свои идеи и делились опытом. Сам МОРРИС разделял идеалы социализма, веря в то, что искусство и дизайн могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Предпочтение поначалу отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам. Позднее в декоративно-прикладное искусство стали вноситься более абстрактные мотивы; нередко использовались персонажи мифологии.
|
Вышивка из мастерской У. Морриса
Morris Daisy wallpaper, 1864
«Артишоки»
«Маргаритки»
«Медвежья лапа»
«Фрукты»
«Шпалера»
Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
«Леди Лилит», Д. Г. Россетти. 1868 г., Делавэрский художественный музей, Делавэр
|
«Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов.
1852 г., галерея Тейт, Лондон
Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриель Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс,Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Клейн, Джон Уильям Уотерхаус
.
Движение искусств и ремесёл не оставило в стороне и книгопечатание.
На иллюстрации — страница трактата Дж. Рёскина, стилизированная издательством Келмскотт-пресс под книги позднего средневековья.
Произведения сторонников Движения искусств и ремёсел отличает внешняя простота, лаконичность форм, стремление создателей гармонично объединить форму, функциональность и декор. В самом простом виде декор повторял элементы конструкции — например, мебель украшалась узорами из деревянных шпунтов и колышков.
Развитие движения «Искусств и ремесел» в Великобритании прошло две стадии. На первой стадии, когда движение возглавлял Моррис, его последователи черпали вдохновение в растительных и анималистических мотивах — это особенно заметно на обоях по эскизам Морриса. На второй стадии художники, в том числе Артур Макмурдо из Гильдии века, использовали абстрактный подход. Некоторые включали в дизайн элементы движения, другие — экзотические мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна, металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби были выполнены в традициях второй стадии.
Крестовый поход за воплощение в жизнь идеалов Пьюджина начал Моррис, который в 1861 г. основал фирму «Моррис, Маршал, Фолкнер и К» (впоследствии переименованную в «Моррис и К»), выпускавшую тканые изделия, мебель и витражи. Моррис и его коллеги считали, что в большинстве проблем английского общества того времени виноваты индустриализация и механизация.
Страстные социалисты, они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения Викторианской Англии и, таким образом, сделает мир лучше. Иронией выглядит тот факт, что большая часть продукции ручного изготовления «Моррис и К» была так дорога, что покупать ее могли лишь богатые промышленники, столь презираемые членами движения «Искусств и ремесел».
«Любовь среди руин» Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс
Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет, 1883
По примеру средневековых ремесленных цехов, сторонники движения создавали гильдии и общества ремесел, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами, в которых обсуждали свои идей и делились опытом. Среди них можно перечислить Гильдию Св. Георга, Гильдию века, Гильдию и Школу ремесел, Котсуолдскую школу и Гильдию работников искусства, чьей целью было «вести просвещение в области изобразительных искусств и ремесел с помощью лекций, собраний, демонстраций, дискуссий и других методов; устанавливать и поддерживать высокие стандарты в дизайне и ремесле… любыми путями, идущими на пользу обществу».
Гильдия работников искусства была создана путем слияния двух ранее существовавших групп — группы из пяти молодых архитекторов, известной как Общество Св. Георга, и группой Пятнадцати, основанной писателем и дизайнером Льюисом Ф.Деем вместе с дизайнером и иллюстратором Уолтером Крейном.
Домашний интерьер от Филиппа Уэбба (1891)
Мебель лаконичная, строго конструктивная, без излишних украшений. Немногочисленные примитивные узоры выполнялись из деревянных шпонок и колышков. Набор мебели был сокращен до необходимого: письменный стол, встроенная кровать, стулья, табуретки, комод, платяной шкаф, круглый обеденный стол, иногда трюмо с зеркалом и тумба. Массивные книжные шкафы часто заменялись более легкими и мобильными книжными полками. Формы мебели для сидения простые: прямые ножки, обычные подлокотники и спинки.
Дом братьев Грин в Пасадене, США (1908)
The Gamble House, Pasadena, California, by Charles and Henry Greene, 1908
Max Liebermann Porträt Peter Behrens
Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости.
Корпоративный стиль, айдентика (англ. corporate design) — набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.
«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.
Корпоративный дизайн наряду с корпоративной философией, корпоративной культурой и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной идентичности.
Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака.
Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.
Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник после волны подъёма производства, которая привела к росту объёмов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.
Логотип — важнейший элемент имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли.
Apple. образца 1976 года выглядит, будто он из 1876, он очень хорошо демонстрирует эволюцию.
windows logo. jpg.
Логотип WWF. https://toplogos.ru/logo-wwf/
Алан Флетчер RIP.
Алан сделал блестящую вещи, как этот логотип.
Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или товарного знака фирмы, имеющей устоявшуюся репутацию, является гарантией качества товара. Товары, не имеющие известного логотипа, называют noname.
Вначале проводится общий анализ компаний, аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются отличительные особенности данной компании. После этого формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании.
В этот образ вкладываются не только графические элементы, но и психология продаж (например, агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип. В начале разработки определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть всё что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса. После окончания работы по разработке стиля составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя название «брендбук» в данном случае использовать некорректно.
Стилеобразующая идея
Раскрывается идея, по которой построен корпоративный стиль. Идея заключается в формировании запоминающегося эмоционального образа, который становится «образным сорняком» или «информационной маской», на которой будет базироваться рекламная кампания организации.
Стилеобразующая идея строится на основе принципов общества и моды региона, в котором развивается данная компания. Так, например, символ «Дракон» всегда уместный в Китае, Малайзии и Японии, не будет уместен в Индии, на Кубе или в Башкирии, где данный образ вообще не воспримут. Поэтому важно понимать, где именно работает компания.
Далее необходимо проанализировать, с каким видом услуг или с каким производством работает данная компания. Точное определение сферы деятельности компании привлечет потенциальных партнеров и клиентов к этому бизнесу.
И наконец, последнее, что необходимо учесть — это социальная группа, на которую ориентирован данный бизнес.
Далее рассказывается о том, что должен символизировать логотип, и почему он построен так, а не иначе.
Существуют несколько принципов построения логотипа:
§ Классический, или шрифтовой — заложенный еще в середине XIX века британскими книгопечатниками. Это универсальный способ создать уникальный логотип на основе какого-либо шрифта. После детальной ручной прорисовки логотипа с ним органично начинают работать шрифты той группы, на которой он основан.
§ Символьный. К примеру, в начале ХХ века в Голландии, когда поднялось производство луковичных растений и каждый фермер ставил на своей продукции рисунок цветка, на котором он специализируется.
На данный момент существует 2 вида символьных логотипов — это конкретный и абстрактный типы.
§ Синтетический — этот способ также появился в начале ХХ века, но уже в Германии, и связан он с ростом производства военной техники.
Именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе.
Классический и всемирно-известный логотип, сохранившийся до нашего времени — это логотип компании Ford. Это самый сложный и самый яркий способ формирования логотипа. Он наиболее запоминающийся, так как сочетает в себе как эмоциональное состояние, так и информационную базу.
Ford Motor Company
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже | NYSE: F |
Девиз компании | Go Further |
Год основания | |
Расположение | США: Дирборн, штатМичиган |
Ключевые фигуры | Вильям Форд мл. (председатель совета директоров) Алан Малалли (президент) |
Отрасль | Автомобилестроение |
Продукция | Легковые и коммерческие автомобили: Ford |
Оборот | ▲ $128,954 млрд (2010 год) |
Чистая прибыль | ▲ $6,561 млрд (2010 год) |
Число сотрудников | ▼ 164 тыс. человек (2010 год) |
Сайт | www.ford.ru www.ford.com |
Структура гайдлайна
Стилеобразующая идея
Раскрывается идея, по которой построен корпоративный стиль. Идея заключается в формировании запоминающегося эмоционального образа, который становится «образным сорняком» или «информационной маской», на которой будет базироваться рекламная кампания организации.
Стилеобразующая идея строится на основе принципов общества и моды региона, в котором развивается данная компания. Как уже упоминалось, символ «Дракон» всегда уместный в Китае, Малайзии и Японии, не будет уместен в Индии, на Кубе или в Башкирии, где данный образ вообще не воспримут. Поэтому важно понимать, где именно работает компания. Далее необходимо проанализировать, с каким видом услуг, или с каким производством работает данная компания. Точное определение сферы деятельности компании привлечет потенциальных партнеров и клиентов к этому бизнесу. И наконец, последнее, что необходимо учесть — это социальная группа, на которую ориентирован данный бизнес.
Далее рассказывается о том, что должен символизировать логотип, и почему он построен так, а не иначе.
Существуют несколько принципов построения логотипа:
§ Классический, или шрифтовой — заложенный еще в середине XIX века британскими книгопечатниками. Это универсальный способ создать уникальный логотип на основе какого-либо шрифта. После детальной ручной прорисовки логотипа с ним органично начинают работать шрифты той группы, на которой он основан.
§ Символьный. К примеру, в начале ХХ века в Голландии, когда поднялось производство луковичных растений и каждый фермер ставил на своей продукции рисунок цветка, на котором он специализируется.
На данный момент существует 2 вида символьных логотипов — это конкретный и абстрактный типы.
§ Синтетический — этот способ также появился в начале ХХ века, но уже в Германии, и связан он с ростом производства военной техники. Именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе. Классический и всемирно-известный логотип, сохранившийся до нашего времени — это логотип компании Ford. Это самый сложный и самый яркий способ формирования логотипа. Он наиболее запоминающийся, так как сочетает в себе как эмоциональное состояние, так и информационную базу.[ источник не указан 1084 дня ]