ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Контрольная работа по этнологии
На тему: «Методы сбора и поиска информации, применяемые в современной этнологии»
Ульяновск – 2010
План
Введение
1. Типы сбора информации
2. Методы этнографического исследования
2.1 Полевая этнография
2.2 Наблюдение
2.3 Опрос
2.4 Анкетирование
2.5 Интервью
2.6 Метод пережитков
2.7 Структурно-функциональный метод
2.8 Сравнительно-исторический метод
2.9 Типологический
2.10 Компонентный анализ
Заключение
Список литературы
Введение
Ведущим методом сбора этнографических данных является метод непосредственного наблюдения. Однако, учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками.
Наиболее полные и ценные этнографические материалы были добыты методом экспедиционного исследования, который получил название стационарного. Он связан с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть этнографический год, который выдающимся советским этнографом В.Г.Богоразом определяется на два-три месяца больше, чем календарный год. Увеличение срока работы на два-три месяца приходится на период первичного знакомства и адаптацию к новым условиям. После чего этнограф наблюдает этнической общности или её части во все временные периоды годичного цикла.
|
На практике выделяют следующие методы изучения этнографии: полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный.
Типы сбора информации
Существует два основных метода этнографических наблюдений:
1) Стационарный, дающий возможность сблизиться с населением, изучить его язык и глубоко исследовать особенности его культуры и быта. При этом методе необходимо внимательно выбрать район наблюдения в этнографическом отношении наиболее интересный и мало изученный и дать исчерпывающее описание намеченных объектов исследования. Стационарный метод даст возможность заняться такими важнейшими темами, имеющими большое значение для советской этнографии, как монографическое исследование колхоза или промысловой артели, их хозяйства, общественной, жизни, быта. Таким же исключительно важным вопросом является этнографическое исследование культуры и быта рабочих отдельных фабрик, заводов, приисков, лесоразработок и т. д.,
2) Маршрутный метод применяется при изучении явления на большой территории и сравнительно с первым мало эффективен для исследования общественных отношений. При маршрутном методе работы нужно наметить I—2 темы, наиболее характерные и интересные для данного района и, сосредоточив на них свое внимание, исследовать сплошь все разновидности этого явления на значительной территории. Если в работе участвует несколько человек, можно наметить несколько тем.
Перед полевой работой нужно ознакомиться с основной этнографической литературой по данному району и по тем вопросам, которые намечаются для исследования, затем составить план работы и маршрут. При этом желательно составить также детальный вопросник на основании прочитанной этнографической литературы и при консультации специалиста по изучаемой теме, чтобы не упустить ничего важного и исследовать тему возможно полнее. Необходимым условием успешной работы этнографа-исследователя является его сближение с населением. Легче всего этого можно достичь, включившись в повседневную жизнь и работу местного населения. Приезжий исследователь, который ведет себя в колхозе в страдную пору полевых работ как посторонний наблюдатель, отвлекающий от дела колхозников своими расспросами, не завоюет себе доверия и уважения населения. Исследование района надо начинать с областного или районного центра. Желательно, чтобы этнограф сам непосредственно наблюдал изучаемое явление, напр., изучая охоту, знакомился с местными охотниками, ходил вместе с ними на охоту; или, наблюдая весенний лов рыбы, подробно описывал его, а затем устанавливал уже путем расспросов особенности и отличие летнего и зимнего лова. Получаемые сведения нужно проверять расспросом нескольких лиц, записывать рассказ каждого лица, а затем записать отдельно установленный факт. Наблюдая какую-либо сторону современного быта колхоза, нужно расспрашивать также стариков, каковым было это явление в прошлом, какие происходили изменения в разное время. Так, при изучении обряда народной свадьбы, где он еще сохранился, желательно, чтобы исследователь сам побывал на нескольких свадьбах, путем расспросов уяснил смысл и значение всех деталей обряда, роль отдельных участников, содержание песен, особенности свадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний, а также отметил со слов стариков, как этот обряд справлялся в прежнее время, как к нему готовились, кто не имел права на нем присутствовать.
|
|
Методы этнографического исследования.
Полевая этнография
Полевая этнография - исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой Культуры и их функционировании как определенной системы. Полевая этнографическая практика, нацеленная на сбор добротного материала - источника научных знаний - утверждает следующие методы: опрос - работу с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности; эксперимент - соучастие этнографа в социальном или семейном действе, обряде, событии, естественно возникших в период экспедиционной работы; наблюдение - тщательное изучение и фиксация всего комплекса этически своеобразных культуры и быта.
Наблюдение
Наблюдение - метод сбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя и объекта исследования. Развитие этнографии как науки было связано с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы. Различают простое и включенное наблюдение (в первом случае исследователь "пассивно" фиксирует интересующие его данные, во втором - проникает внутрь изучаемой группы и принимает участие в ее деятельности. В последнее время наблюдения обычно используется как один из элементов полевого экспедиционного исследования, осуществляемого по специально разработанной программе с использованием стандартных символических приемов фиксации элементов обрядности, танца и т. д. Наблюдение может проводиться за действиями, как отдельного лица, так и группы (например, при отправлении обряда). В процессе наблюдения все чаще используются технические средства записи: диктофоны, кинокамеры и видеомагнитофоны.
Опрос
Опрос - один из основных методов сбора первичной информации в этнографическом и этносоциальном исследовании наряду с наблюдением и анализом документов. Опрос основан на социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Получение вербальной информации осуществляется при помощи вопросника непосредственно в процессе интервью или опосредованно, путем анкетирования. Как этнографический метод опроса обычно выступает в виде индивидуальной беседы с информатором по заранее составленной программе или без нее. С 1960-х годов в этнографии и этносоциологии получили большое распространение массовые репрезентативные опросы, носящие статический характер и требующие для анализа полученной информации применение математики и ЭВМ.
Анкетирование
Анкетирование - разновидность опроса. При анкетировании сбор вербальной первичной информации осуществляется, как правило, при помощи анкеты, без непосредственного контакта исследователя и респондента (информатора). Анкетирование может быть прессовое (в этом случае текст анкеты печатается в газете или журнале), почтовое (анкета рассылается респондентом по почте), раздаточное (анкеты вручаются респондентам лично). Большой проблемой анкетирования является обеспечение возврата анкет, а также расчет репрезентативности полученной информации. В этнографии анкетирование прессовое и почтовое почти не используется, анкетирование раздаточное применяется лишь при опросе экспертов.
Интервью
Интервью - наряду с анкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических и этносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетирования интервью предполагает личную беседу исследователя и респондента. Интервью бывает формализованным (по заранее составленному вопроснику), полуформализованным и открытым, когда заранее намечаются лишь основные беседы. В этносоциологии чаще используются полуформализованные программы интервью, а в этнографии - открытые. Качество информации, получаемой в процессе интервью, зависит от программы опроса и от взаимодействия исследователя и респондента. При этносоциологическом изучении этнических ориентаций большую роль играет, например, соотношение национальной принадлежности исследователя и респондента.
Метод пережитков
Метод пережитков - прием исследования, выдвинутый сначала русским историком и этнографом К.Д.Кавелиным, а 20 лет спустя еще раз, самостоятельно разработанный английским этнологом Э. Тайлором. В соответствии с основной идеей метода пережитков в культуре каждого народа сохраняются остатки прошлого, по которым можно сделать выводы о положении вещей на более раннем историческом этапе. По мнению Тайлора, пережитки могли иметь одно из трех значений: 1) неизменившиеся остатки; 2) взгляды и обычаи, изменившиеся в процессе приспособления к новым условиям; 3) возрожденные обычаи и представления. В XIX в. Метод пережитков послужил основой для возникновения целого ряда теорий, относящихся к первобытной истории человечества. Так, например, Дж. Мак-Леннан использовал его для реконструкции основных этапов первобытной истории брака и семьи, сделав на основании неоднократно встречавшегося среди свадебных обычаев символического похищения невесты вывод о всеобщей стадии развития, на которой брак вообще основывался на похищении невесты.