ГЛАВА 2. Модели хозяйственного механизма здравоохранения




Ухудшающееся состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в самой системе здравоохранения. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду, в России вновь актуальным стало понятие социального риска - риска материальной необеспеченности индивидуума из-за потери возможности участия в экономическом процессе. Все это ведет к актуализации задачи поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков. В качестве такого социально-экономического механизма можно рассматривать социальное страхование, одной из форм которого является обязательное медицинское страхование граждан независимо от их социально-экономического положения, которое призвано обеспечить государственные гарантии всему населению России в предоставлении необходимой им бесплатной медицинской помощи, так как в конечном итоге, именно в этом и заинтересовано общество.

В 90-е годы государственное финансирование предоставляемой населению бесплатной медицинской помощи ежегодно уменьшалось. Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные ассигнования на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.

Медицинское страхование явилось радикальным переходом от бюджетного финансирования к выделению и изоляции средств, предназначенных для отрасли здравоохранения, не позволяя урезать их финансирование. Так, по закону 3,6% фонда оплаты труда делились между региональным фондом (3,4%) и федеральным фондом (0,2%). Федеральный фонд должен был уравнивать доступ к медицинской помощи в более бедных регионах и выделять средства в случае катастроф и эпидемий.

Таким образом, с введением в жизнь Закона "О медицинском страховании граждан в РФ " (1993 год) появился, помимо бюджета, новый, дополнительный источник финансирования здравоохранения.

В результате, современному социально-экономическому состоянию нашего общества стало соответствовать государственное страховое здравоохранение на основе принципа обязательности, что наиболее полно отражает традиции нашей страны. На сегодня в основном можно говорить о завершившемся становлении инфраструктуры обязательного медицинского страхования в России. В системе здравоохранения появились новые субъекты - прежде всего, страховые медицинские организации.

Центральной проблемой функционирования системы ОМС сегодня является то, что введение этой системы в 90-е годы оказалось незавершенным в силу несовершенства законодательно-нормативной базы финансового обеспечения страхования неработающих граждан. В результате произошло раздробление системы общественного финансирования здравоохранения на две подсистемы: бюджетную и страховую, имеющих общих получателей средств (ЛПУ). Сложившийся симбиоз двух источников финансирования медицинской помощи не ориентирует на решение назревших задач по реструктуризации сети ЛПУ и повышение эффективности использования имеющегося в отрасли ресурсного капитала. Большинство существующих региональных бюджетно-страховых моделей характеризуется тем, что система финансирования содержания ЛПУ из бюджета и система оплаты медицинской помощи из средств ОМС действует по разным правилам, которые плохо скоординированы друг с другом. Возмещение одной части расходных статей из одного источника, а другой части – из иного источника подталкивает медицинские организации на поддержание достигнутого уровня финансирования и его увеличение по всем видам расходных статей, что ориентирует ЛПУ на затратное хозяйствование.

Практика обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации показала полиморфизм моделей обязательного медицинского страхования, некоторые из которых прямо противоречат действующему законодательству 1.

Таким образом, налицо одна из серьезнейших проблем становления системы обязательного медицинского страхования в России: необходимость создания механизма, обеспечивающего условия для проведения единой общегосударственной политики в области финансирования системы здравоохранения. В настоящее время в России действует один закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а формы его реализации в субъектах Федерации значительно отличаются друг от друга.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: